На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Что на самом деле говорил доктор Кинзи?
Хотя еще сорок лет назад сексолог Альфред Кинзи сказал, что мир не поделен на геев и натуралов, до сих пор не редкость прочитать в какой-нибудь претендующей на научность публикации фразы типа "Как говорил Кинзи, один из десяти (или один из семи или пяти, в зависимости от того, кто автор статьи) мужчин является гомосексуалом". От таких заявлений доктор Кинзи наверняка переворачивается в могиле. Он не только никогда не говорил ничего подобного, но всеми своими исследованиями старался побороть подобные взгляды.
Исследование, опубликованное Кинзи и его коллегами ("Сексуальное поведение человеческой особи мужского пола" в 1948 году и "Сексуальное поведение человеческой особи женского пола" в 1953 году), и по сию пору остается самым подробным и значительным исследованием человеческой сексуальности. Оно основано на 16 тысячах личных беседах с людьми из максимально представительной выборки и содержит значительную долю того, что мы знаем о гомосексуальном поведении. Кинзи был не первым и не последним, кто заметил, что "гомосексуалист" - это ярлык, придуманный обществом для того, чтобы клеймить и контролировать поведение людей. Он постоянно осуждал навешивание подобных ярлыков:
"Классификация сексуального поведения как онанистического, гетеросексуального и гомосексуального обречена на неудачу, если основана на предпосылке, что различные типы людей стремятся или приемлют только один вид сексуальных действий. Мы не знаем ничего об анатомии или физиологии сексуальной реакции или оргазма, что позволило бы выделить онанистические, гетеро- или гомосексуальные реакции..." (Кинзи и др., 1953, стр. 446) "Во имя четкости логики рассуждений надо устранить эти понятия из нашего лексикона" (Кинзи и др., 1948, стр. 617)
"Мужчины не делятся на две различные популяции: гетеросексуалы и гомосексуалы... Лишь человеческое мышление оперирует категориями и пытается подогнать факты под концепции. Реальный же мир един и неделим в каждом и любом своем проявлении..." (Кинзи и др., 1948, стр. 639)
"Странно видеть, сколь много психиатров и психологов признали эти пропагандистские высказывания и верят в то, что гомосексуальные мужчины и женщины резко отличаются от людей, реагирующих на "естественные" раздражители. Вместо того, чтобы использовать эти термины в качестве существительных, чтобы называть людей, или прилагательных, чтобы их описывать, следует скорее применять их для описания открытых сексуальных связей либо раздражителей, на которые у индивидуума возникает эротическая реакция" (Кинзи и др., 1948, стр. 616-617).
"В отношении сексуального поведения четкое разграничение на две группы было бы возможно только при условии помещения всех исключительно гетеросексуальных людей в категорию гетеросексуалов, а всех людей, у которых был какой-либо сексуальный опыт со своим полом, включая даже тех, у кого такой опыт был случаен или незначителен, в категорию гомосексуалистов... Попытка четкого разделения в этом вопросе обнаруживает традиционные предрассудки, которые проявляются каждый раз при классификации конкретного индивидуума как гомо- или гетеросексуала" (Кинзи и др., 1953, стр. 468-469).
Кинзи неоднократно подчеркивал плавность перехода типов сексуального поведения от чисто гетеросексуального к чисто гомосексуальному и предложил для классификации типов поведения свою шкалу, основанную на психологических и сексуальных переживаниях и реакциях (Кинзи и др., 1948, стр. 638-641):
0. Исключительно гетеросексуальный без гомосексуального элемента
1. Преимущественно гетеросексуальный со случайным гомосексуальным элементом
2. Преимущественно гетеросексуальный с более чем случайным гомосексуальным элементом
3. Равно гетеро- и гомосексуальный
4. Преимущественно гомосексуальный с более чем случайным гетеросексуальным элементом
5. Преимущественно гомосексуальный со случайным гетеросексуальным элементом
6. Исключительно гомосексуальный
Кинзи обобщил свои наблюдения (Кинзи и др., 1948, стр. 650-651) о встречаемости гомосексуального поведения среди белых американских мужчин следующим образом:
"37 процентов от общего мужского населения имели хотя бы один открыто гомосексуальный опыт до стадии оргазма между подростковым возрастом и старостью, что означает двоих из каждых пяти случайно взятых мужчин".
"50 процентов мужчин, не женатых до 35 лет, имели открыто гомосексуальный опыт до стадии оргазма с начала подросткового возраста".
"58 процентов мужчин, получивших высшее образование, 50 процентов мужчин с начальным образованием и 47 процентов мужчин со средним образованием имели гомосексуальный опыт до стадии оргазма, если не были женаты до 35 лет".
"63 процента мужчин никогда не имели открыто гомосексуального опыта до стадии оргазма с момента начала подросткового возраста".
"50 процентов мужчин (примерно) никогда не имели ни эротических фантазий, ни открыто гомосексуального опыта с момента начала подросткового возраста".
"13 процентов мужчин (примерно) эротически реагируют на других мужчин, но никогда не имели открыто гомосексуального опыта с момента начала подросткового возраста".
"30 процентов всех мужчин имели хотя бы случайный гомосексуальный опыт или реакции (т.е., пункты 1-6 на шкале) в течение более чем трехлетнего периода в возрасте от 16 до 55 лет, что означает каждого третьего мужчину в популяции послеподросткового возраста".
"25 процентов всех мужчин имели более чем случайный гомосексуальный опыт или реакции (т.е., пункты 2-6 на шкале) в течение по крайней мере трех лет в возрасте от 16 до 55 лет, что означает каждый четвертый мужчина в популяции имел или будет иметь открыто гомосексуальный опыт".
"18 процентов всех мужчин имели по меньшей мере столько же гомосексуального опыта, сколько и гетеросексуального (т.е., пункты 3-6 на шкале) в течение более чем трехлетнего периода в возрасте от 16 до 55 лет, что означает больше, чем шестую часть мужской популяции ".
"13 процентов мужчин в популяции имели больше гомосексуального опыта, чем гетеросексуального (т.е., пункты 4-6 на шкале) в течение более чем трехлетнего периода в возрасте от 16 до 55 лет, что означает каждого восьмого белого мужчину в популяции".
"10 процентов мужчин были более или менее исключительно гомосексуальны (т.е. пункты 5 и 6 на шкале) в течение более чем трехлетнего периода в возрасте от 16 до 55 лет, что означает каждого десятого мужчину в популяции".
"8 процентов мужчин были исключительно гомосексуальны (т.е. пункт 6 на шкале) в течение более чем трехлетнего периода в возрасте от 16 до 55 лет, что означает каждого тринадцатого".
"4 процента всех мужчин исключительно гомосексуальны на протяжении своей жизни после начала подросткового возраста".
Результаты исследования женской гомосексуальности показывают слегка меньшие проценты, но всё равно впечатляющи.
Кинзи обратил внимание на обычную практику называть "гетеросексуалом" лишь тех, кто исключительно гетеросексуален, а "гомосексуалистами" всех тех, у кого был хотя бы минимальный гомосексуальный опыт. "Люди, именуемые "гомосексуалистами" с юридической и социальной точки зрения", -- писал он, -- "могут относиться к любому пункту с первого по шестой на вышеприведенной шкале" (Кинзи и др., 1948, стр. 651).
Исследователи в Институте Сексуальных Исследований Кинзи подтвердили это важное наблюдение (Белл и др., 1981, стр. 9). Они обнаружили, что сексуальное поведение 1000 лиц из Сан-Франциско, именуемых "геями", подпадает под пункты со второго по пятый на шкале Кинзи, то есть фактически совпадает с поведением трети населения страны. Это позволяет сделать вывод о том, что общим для лиц, именуемых "геями", является не их сексуальное поведение, а их принятие гомосексуальной роли.
Кинзи придавал особое значение высокой встречаемости гомосексуального опыта у мужчин с высшим образованием:
"Именно эти мужчины чаще всего осуждают гомосексуальность, высмеивают и презирают подобные действия и чаще всего наказывают других мужчин за их гомосексуальность. И при этом именно в этой группе гомосексуальные действия наиболее распространены... Как группа, эти мужчины будут яростно отрицать, что их сексуальные контакты имеют какое-то отношение к гомосексуальности; однако полные и достоверные записи показывают, что у многих из них физические реакции на других мужчин гораздо сильнее, чем они готовы сами это признать" (Кинзи и др., 1948, стр. 384).
Кинзи сам был поражен частой встречаемости гомосексуального поведения в обществе и постоянно проверял собранные данные. Наконец, он заключил:
"В течение нескольких лет нас одолевали сомнения, не были ли наши результаты предопределены взятым "срезом" населения или выбором индивидуумов. Однако, наш опыт показал, что каждая новая группа, с которой мы начинали работу, давала примерно одни и те же данные. Мы собирали истории в мегаполисах и больших городах, маленьких городках и деревушках, мы слушали людей из разных колледжей, церковных школ, университетов и частных учебных заведений, мы перемещались из одной части страны в другую - и всюду данные о встречаемости гомосексуального поведения были более или менее одинаковы".
"Хотя мы неоднократно проверяли и перепроверяли достоверность всех данных, касающихся сексологических исследований, но особое значение мы придавали проверке данных о гомосексуальности" (Кинзи и др., 1948, стр. 625)
Что касается истоков гомосексуального поведения, то здесь Кинзи, подобно Фрейду, считал, что все люди рождаются бисексуальными и выбор сексуальных предпочтений и удовольствий зависит от большого ряда причин. Многочисленные исследования показали, что любая сильная эмоция может служить источником сексуального возбуждения. Он писал: "Психосексуальный образ возникает на основе более общего базового физиологического потенциала, который становится сексуальным, когда человек познает это, через опыт и психологическую обработку" (Кинзи и др., 1953, стр. 165).
"Учитывая физиологию сексуального возбуждения и млекопитающую природу человека, нетрудно объяснить, почему человеческая особь совершает то или иное действие сексуально. Гораздо труднее объяснить, почему каждый конкретный индивидуум не находит удовольствиях во всех типах сексуального поведения" (Кинзи и др., 1953, стр. 451).
"Я думаю, что большая часть сексуального поведения человека не сложнее, чем его пристрастия и антипатии к конкретной еде, книгам, развлечениям и т.п. Во всем огромную роль играют ассоциации. Это означает, что то, что человек сделал однажды, он будет повторять или наоборот избегать в зависимости от удовольствия, полученного при первом опыте" (Померой, 1972, стр. 324).
"Эта проблема, в конце концов, всего лишь часть большей проблемы выбора в целом: выбор жизненного пути, выбор одежды, выбор еды, выбор жилья и бесконечное количество других выборов. Выбор сексуального партнера приобретает большее значение лишь в силу ограничений, налагаемых обществом, которое гораздо реже выставляет требования к выбору еду или одежды" (Кинзи и др., 1948, стр. 661).
В 1983 году физиолог Джон ДеЧекко и его коллеги из государственного университета Сан-Франциско составили обзор 228 основных исследований сексуальной ориентации, опубликованных в 48 журналах. При составлении обзора выяснилось, что исследователи не только не могли определить термин "гомосексуальность", но даже доказать существование такой особой категории людей (Шивли и др., 1983/84). Это подтвердило точку зрения Кинзи: гомосексуальным акт делает не субъект, а объект желания. "Если сузить сферу применения термина "гомосексуальность" до должных пределов, то гомосексуальность или гетеросексуальность любых действий можно будет с легкостью определять, исходя из пола участников" (Кинзи и др., 1948, стр. 615).
Кинзи создал представление о человеческой сексуальности, значительно отличающееся от традиционного преподносимого средствами массовой информации четкого разделения мира на "голубых" и "натуралов". Он показал сексуальный опыт людей в его удивительном разнообразии, которое, в отличие от многого другого в натуре человека, нельзя объяснить лишь на основе физиологии.
В заключение главы о гомосексуальности в исследовании мужского поведения Кинзи написал:
"Если все люди с каким-либо гомосексуальным опытом либо даже только те, у кого гомосексуальное поведение преобладает, были бы в один момент истреблены в популяции, нет никаких оснований полагать, что встречаемость гомосексуальности в следующем поколении существенно уменьшилась бы. Гомосексуальность играла огромное значение в сексуальном поведении человека с самого начала истории, и, в первую очередь, потому, что она является выражением того потенциала, которые заложены в человеческую особь". (Кинзи и др., 1948, стр. 666).
Источники:
Bell, A.P., Weinberg, M.S., and Hammersmith, S.K. Sexual Preference: Its Development in Men and Women. Bloomington, Indiana: University of Indiana Press, 1981.
Kinsey, A.C., Pomeroy, W.P., and Martin, C.E. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: Saunders, 1948; Same authors and Gebhard, P.H. Sexual Behavior in the Human Female. Philadelphia: Saunders, 1953.
Pomeroy, W.B. Dr Kinsey and the Institute for Sex Resarch. New York: Harper & Row, 1972.
Shively, M.G., Jones, C., and De Cecco, J.P. "Research on Sexual Orientation" Journal of Homosexuality 9(2/3), Winter/Spring 1983/84:127-36.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".