На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Философия мужской любви
На рубеже XIX-XX веков в научных взглядах на мужскую гомосексуальность наметился поворот от осуждения "содомии" с морально-нравственных и религиозных позиций к стремлению понять глубинные психологические причины однополой любви. Прогрессивные философы и сексологи того времени считали гомосексуалов либо мужчинами с задержками психического развития (Фрейд), либо представителями "третьего" пола, обладающими женской душой в мужском теле (Хиршфельд). В противоположность современникам, воспринимавшим гомосексуальность если не как болезнь и преступление, то уж точно как аномалию, немецкий философ Ганс Блюхер (Hans Bluher) полагал, что мужские однополые связи являются ни больше ни меньше, чем краеугольным камнем человеческой цивилизации.
В начале XX века сочинения Ганса Блюхера шокировали консервативную Германию эпохи императора Вильгельма. Опираясь на широкий спектр популярных идей своего времени - от психоанализа до евгеники - Блюхер выдвинул тезис о том, что государство и культура возникли благодаря влечению мужчин друг к другу, а гомосексуальные отношения являются высшим проявлением этого влечения.
Сексуально-философские идеи Ганса Блюхера можно считать генезисом той смешанной и крайне противоречивой социальной среды, в которой он жил. Блюхер родился в 1888 году в тогдашней германской провинции Силезия в семье аптекаря. Когда Гансу было восемь лет, семья Блюхера переехала в пригород Берлина, Штеглиц. Детство и юность, проведенные в берлинских предместьях, глубоко повлияли на молодого человека и определили весь его жизненный и философский путь.
В начале XX века Штеглиц стал известен всей Германии как место появления первых "молодежных движений". Молодежные движения, объединявшие, как правило, выходцев из обеспеченных бюргерских семей, возникли как проявление протеста детей против заскорузлой буржуазной культуры родителей. Молодые немцы рубежа веков не понимали и не принимали такие ценности поколения своих отцов, как слепое поклонение материальному успеху, преданность монарху и религиозным традициям, власть привычки в быту и ханжескую сексуальную мораль.
Молодежные движения пропагандировали уход от бюргерской жизни и возвращение в лоно природы, поддерживали занятия спортом и раскрытие потенциала собственного тела. Именно в рамках молодежных движений сформировалась культура "свободного тела" или нудизма (нем. Freikorperkultur). Участники молодежных движений ходили в совместные походы, ночевали в палатках, пели песни у костра - одним словом, весело проводили свободное время вдали от родительского очага.
Преимущественно однополый характер молодежных движений - первоначально в них состояли только юноши, лишь впоследствии, и не без скандалов, появились отдельные клубы для девушек - не мог не вызвать скандалов и пересудов в бюргерской среде. Моралистами был замечен тот факт, что молодые люди - члены движений - как правило, все свободное время проводят между собой и избегают присутствия женского пола. Не было оставлено без внимания и то, что руководят движениями, как правило, холостяки. Как результат, молодежные движения были вынуждены постоянно отбиваться от обвинений в "пропаганде гомосексуализма", исходивших из консервативных кругов.
Ганс Блюхер стал одним из первых участников "молодежных движений" - в возрасте пятнадцати лет он вступил в штеглицкий клуб "Перелетные птицы", в список членов которого он был внесен под номером 33. В ходе многочисленных походов по горам и лесам Германии он близко познакомился с основателями и вдохновителями движений - Карлом Фишером и Вилли Янсеном. Впоследствии именно Фишер и Янсен подтолкнули Блюхера к написанию истории молодежных движений.
Первый и второй том истории "Перелетных птиц" вышли в 1912-1913 годах и сразу произвели эффект разорвавшейся бомбы. Бросая вызов гомофобии, бытовавшей в консервативной Германии Вильгельма II, автор не стал скрывать, что внутри движения связи между молодыми людьми имели не только дружеский и платонический характер. Вспоминая свою юность в штеглицкой гимназии, Блюхер вспоминал, что сексуальные контакты между одногодками-гимназистами были там обычным явлением. Немыслимыми были лишь связи с юношами, не достигшими совершеннолетия. По мнению Блюхера, именно эротическое влечение юношей друг к другу способствовало консолидации и сплочению "Перелетных птиц".
Развивая мысли об эротическом начале в молодежных движениях, Блюхер утверждал, что в основе любого общества и культуры лежат связи между мужчинами. Отношения мужчины и женщины, напротив, служат лишь продолжению рода и не имеют никакого значения для формирования и развития цивилизации. Гомосексуальные наклонности являются не аномалией, а скорее выступают наивысшим проявлением мужской солидарности, лежащей в основе всякого общественного развития.
Непростые отношения связывали Ганса Блюхера с самым заметным в то время специалистом в сексуальных вопросах Зигмундом Фрейдом. Восхищаясь Фрейдом за то, что тот смог рассмотреть решающую роль эроса в формировании человеческой психики, Блюхер, тем не менее, жестко критиковал основателя психоанализа за его непонимание природы мужской однополой любви. Характерно то, что Блюхер, несмотря на его интерес к проблематике мужского эроса, утверждал, что единственным объектом его физического влечения являются женщины.
Отстаивание идей о силе и характере мужского братства не могло не повлиять на дальнейшее развитие общественно-политических представлений Блюхера. В 1920-е годы он постепенно отдаляется от демократических и социалистических идей, которых придерживался в молодости, и все более открыто склоняется в сторону консервативных, националистических и женоненавистнических взглядов. Учитывая, что свое первоочередное внимание Блюхер уделял проблематике мужского эроса, может показаться естественным его отвращение к набиравшему силу феминистскому движению, а также презрение к евреям, которые, по мнению Блюхера, своей кровью отравляют мужское единство.
Однако консерватизм и антисемитизм Блюхера не привели его к сотрудничеству с нацистами: после первоначального воодушевления Гитлером, он вскоре отвернулся от идей национал-социализма, которые считал лишь крайним проявлением духа прусского солдафонства и воплощением заскорузлых националистических принципов, не имеющих ничего общего с настоящими идеалами мужского братства. После убийства Эрнста Рема (Ernst Rohm) - открытого гомосексуала в нацисткой верхушке - книги Блюхера были запрещены в Германии, а сам он попал в многолетнюю опалу.
Главное философское произведение в своей жизни Ганс Блюхер написал уже после войны. В книге под названием "Ось природы" (Die Achse der Natur) Блюхер постарался обосновать роль окружающей среды, почитание которой выработалось у него в период участия в молодежном движении, в формировании и развитии человеческого духа. Автор провозгласил отход от кантианского, антропологического принципа в философии, суть которого состояла в жестком разделении человека и окружающего его мира и представлении природы лишь как объекта для познающей деятельности человека - субъекта, к идее о том, что познающий субъект сам является органичной частью среды, в которой он существует. Отношения человека и окружающего мира, по мнению Блюхера, и образуют ту самую "ось природы".
В значительной мере забытый и покинутый всеми, некогда популярный писатель и философ Ганс Блюхер умер в Берлине в 1955 году.
Виктор Трофимов Фото wikipedia.org 9 апреля 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".