Богатый в культурном отношении киевский период русской истории был прерван 250 годами татаро-монгольского ига, нашествиями кочевых племен, а также столкновениями с западными соседями. Это время почти не оставило нам свидетельств гомосексуальных отношений, поскольку вся культура находилась в упадке, и до нас дошло слишком мало письменных источников. Поэтому сразу обратимся к эпохе Московского государства, наступившей после изгнания татар в 1480 году.
худ. Владимир Чумаков-Орлеанский "Баня" (фрагмент картины)
Как и прежде, гомосексуальность попадала в поле зрения духовной власти (поскольку светская ею не интересовалась в принципе). Как писал Игорь Кон в книге "Любовь небесного цвета", Православную церковь очень заботило распространение гомосексуальности в монастырях, но к бытовым ее проявлениям относились довольно равнодушно.
"Домострой", приписываемый протопопу Сильвестру, содержит мимолетное упоминание "содомского греха": "И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и хранили во всякой чистоте и блюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякой нечистоты..." Предающиеся же содомии "Царствия Божия не наследят". "Стоглав" 1551 года уделяет гомосексуальности уже целую главу "О содомском грехе", которая наставляет требовать от грешников покаяния и исправления, "а которые не исправляются, ни каются, и вы бы их от всякие святыни отлучали, и в церковь входу не давали". Однако, как не без иронии подметил один историк, пьянство в "Стоглаве" осуждается гораздо более сурово.
На практике эти правила вообще не действовали. "Кормчая книга" XV века, сборник светских и канонических норм, содержит поучение епископа, яростно изобличающее "содомский грех". Уставы преподобного Ефросина и преподобного Иосифа Волоцкого запрещают допускать в монастыри подростков мужского пола, дабы не вызывать соблазн у монахов. Хотя российские монастырские уставы создавались по готовому греческому образцу, жизнь показывала, что эти наставления не столько были направлены против возможной опасности "содомии", а отражали уже имеющееся распространение гомосексуальности. А она встречалась в среде духовных лиц, причем достаточно статусных - так, по некоторым источникам, гомосексуалом был Зосима, митрополит Московский и всея Руси в 1490-1494 годах.
Старец Филофей из псковского Трехсвятского монастыря просил великого князя Василия Ивановича искоренить в своем православном государстве "горький плевел содомии". Он считал необходимым писать об этом главе Русского государства потому, что "грех" принял небывалый размах.
Об этом же свидетельствуют и другие документы. Митрополит Даниил (XVI в.) в своих трудах постоянно обличает половую невоздержанность россиян, в том числе их приверженность "содомии". Протестуя против обычая многих мужчин румяниться и выщипывать волосы из бороды и усов, Даниил дает понять, что это делается с определенными нечистыми намерениями. Митрополит даже призывал к оскоплению всех "содомитов" для сохранения целомудрия.
Также против повсеместной гомосексуальности направлено "Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных" Максима Грека. В своем негодовании он также доходил до крайностей. Автор требовал, чтобы "мужеложников" сжигали на кострах и предавали вечной анафеме.
В 1552 году митрополит Макарий обратился с посланием к царскому войску, стоявшему под Казанью, в Свияжске. Макарий негодовал по поводу того, что царские воины "содевали со младыми юношами содомское зло, скаредное и богомерзкое дело". По его же свидетельству, русские богатыри также вступали в однополые связи с пленными.
Сведения о широком распространении гомосексуальных связях в России исходят не только от священников, но и от многочисленных иностранцев, посещавших страну с различными целями. Учитывая, что в Европе в это время гомосексуальность воспринималась как тяжкий порок и жестоко преследовалась и церковью, и государством, западные гости с ужасом взирали на сексуальную свободу подданных Московского государства. И Герберштейн, и Олеарий, и Коллинс, и Маржерет, и многие другие - по словам Игоря Кона, почти все иностранные путешественники и дипломаты, побывавшие на Руси в XV - XVII веках, отмечали широкое распространение "содомии" во всех слоях общества и удивительно терпимое, по тогдашним европейским меркам, отношение к нему со стороны властей.
Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель.
Английский поэт Джордж Тэрбервилл о нравах, царивших в Москве в 1568 г.
Гомосексуалы встречались среди всех слоев общества. По некоторым данным, великий князь Московский Василий III (1505- 1533) имел гомосексуальную ориентацию. Он отправил в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову за то, что она на протяжении 20 лет семейной жизни не смогла родить ему детей (как теперь считается - по вине мужа). Вскоре Василий женился на Елене Глинской, но вот исполнить с ней свой супружеский долг он мог только при условии, что к ним присоединялся в раздетом виде один из офицеров его стражи. Елена была против этого, но не из моральных соображений, как можно было бы подумать, а из опасения, что в случае разглашения на ее детей может пасть подозрение в незаконнорожденности.
Одним из их сыновей был Иоанн Васильевич Грозный. Царь был женат не менее 7 раз, но его также привлекали молодые мужчины, причем в женском одеянии. Сын одного из его главных опричников, Алексея Басманова, юный Федор Басманов, известный своей необыкновенной красотой ("с девичьей улыбкой, с змеиной душой", как о нем писал А.К. Толстой), достиг высокого положения при дворе именно благодаря своим соблазнительным пляскам в женском костюме перед царем.
Алексей Толстой писал с большой откровенностью о характере Федора и его связи с царем в романе "Князь Серебряный" (1869). Особенно впечатляет сцена, в которой приговоренный к пыткам Федор хочет разгласить московскому населению природу своих отношений с государем, но его в тот же момент обезглавливает Малюта Скуратов (на что Федор и рассчитывал, чтобы избежать пыток). Этот же материал использовал и Сергей Эйзенштейн в своем фильме о Грозном (знаменитая "пляска с личинами"), но только вложив в этот эпизод с Федором политический, а не гомоэротический смысл, которым он был изначально наполнен. Как пишет Владимир Шахиджанян в книге "Я+Я", князь Оболенский-Овчинин в порыве ревности упрекал нового царского любовника Федора Басманова: "Предки мои и я всегда служили государю достойным образом, а ты служишь ему содомией".
Митрополит Даниил, кстати, писал Ивану Грозному, что многие порицают брак и одобряют мужеложство. Сомнительно, чтобы это обращение вызвало какой-либо интерес со стороны монарха ...
Гомосексуальность в России не ограничивалась царским двором. Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Русь в период правления Василия III в качестве посла Священной Римской империи, пишет в своей книге "Записки о московских делах", что мужская "содомия" распространена во всех социальных слоях.
Судя по всему, гомосексуальное поведение мужчин Московской Руси не обуздывалось ни законом, ни обычаем. Как писал хорватский священник Юрий Крижанич, проживавший в России с 1659 по 1677 год, "здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление".
Знаменитый протопоп Аввакум навлек на себя страшный гнев воеводы Василия Шереметева, отказавшись благословить его сына Матфея "бритобрадца". Аввакум считал, что любой мужчина, бреющий бороду, - "содомит", и что юноша пытался придать своей внешности более соблазнительный вид. Комментируя это место, литературовед Николай Гудзий писал: "Мода брить бороду пришла на Русь с Запада в XVI веке. Ее усвоил даже великий князь Василий Иванович... Бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложства". За отказ благословить "бритобрадца" Шереметев приказал бросить Аввакума в Волгу...
Как мы видим, в допетровской России гомосексуальность не только не осуждалась - многие фактически одобряли ее, и гомосексуалы свободно чувствовали себя во всех слоях общества, что резко контрастировало с ситуацией в Европе. Несколькими веками позже, во второй половине XIX века - то есть в эпоху открытого порицания однополой любви - крупный отечественный историк Сергей Соловьев писал: "Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех". Единственным противников геев в то время выступала Церковь, но и она вынуждена была мириться с проявлениями гомосексуальности даже в своей среде.
Правда, по словам Игоря Кона, за "спокойным" отношением российского общества к однополой любви стояла не сознательная терпимость, а равнодушие и натуралистически-варварское принятие "фактов жизни". Но, с другой стороны, такое отношение гораздо более приемлемо и естественно, чем презрение и открытая ненависть.
В отличие от Церкви, государство относилось к гомосексуальности совершенно спокойно - первые нормы, направленные против гомосексуальности, появились лишь при Петре Великом, в Артикуле Воинском 1706 года.