Посему первыми из известных миру геев ныне считаются древние египтяне Нианкхнум и Хнумхотеп. Не питекантропы, конечно, но середина III тысячелетия до нашей эры - тоже неплохо. Археологи обнаружили их мумии погребенными в одной гробнице, причем рельефы на стенах изображали парочку целующейся и обнимающейся самым нежным образом.
Не многие знают, что среди японских самураев существовали прочные традиции однополой любви - "наншоку". "Вот четыре главные вещи, которые мужчина может желать в жизни, - гласит древнеяпонская застольная песня. - Крепкое здоровье, красота форм и действия, честно нажитое богатство и в юности - яркое цветение среди героических любовников". Все члены класса самураев, от низшего воина до военачальника, в ученичестве были любовниками своих учителей, причем выбор был именно за юношей.
В Древней Греции же мужская любовь была нормой повседневной и культурной жизни. Секс с женщиной эллины рассматривали исключительно как средство продолжения рода, а вот мужская любовь считалась воплощением истинной дружбы и утонченного удовольствия. Мифы повествуют о Зевсе, в облике орла спустившемся к Ганимеду, и об Аполлоне, воспылавшем страстью к прекрасному Гиацинту. Подстать богам-олимпийцам вели себя и те, кого мы почитаем за отцов мировой философии и литературы, - стоит назвать такие имена, как Платон, Сократ, Софокл, Еврипид. Философы и их ученики не только гуляли в садах Ликея: ученичество автоматически включало и интимные отношения с учителем, каковые, по тогдашнему мнению, духовно обогащали юношеи. Известно, что будущий полководец Алкивиад в юности столь страстно хотел стать учеником великого Сократа, что буквально преследовал его, хотя у греков инициатива обычно принадлежала "не мальчику, но мужу".
Римляне, завоевавшие Грецию, вместе с другими культурными достижениями переняли у эллинов и традицию однополой любви - правда, без педагогического элемента: теперь гомосексуальность перешла в разряд чистого удовольствия. Известен случай, когда один гражданин "подарил" своего сына императору Августу; юноша Августу не понравился и был отправлен восвояси, за что впал у отца в немилость.
С распространением христианства однополая любовь получила название содомии и статус смертного греха. Известна история религиозной секты катаров, возникшей на севере Италии в XII -XIII веках: одним из самых тяжких грехов они считали произведение на свет потомства, так что гомосексуальность в среде катаров была делом обычным. После череды религиозных войн еретиков ждала печальная кончина.
Впрочем, и в католических монастырях содомия встречалась нередко. Монахи, конечно, почитали ее грехом, однако менее тяжким, чем запрещенные им интимные отношения с женщиной - "сосудом диавольским". В XI веке святой Петр Дамиани с гневом писал о группах из "восьми, а то и десяти равно мерзостных мужей", которые совокуплялись, а после отпускали друг другу грехи. Что уж после этого говорить о мирянах: источники свидетельствуют о случаях гомосексуальности в Скандинавии (XII век), Париже (XIII век), Флоренции и Венеции (XV век)... Особенно остро стояла эта проблема в среде рыцарства, что неудивительно: как еще проявиться естеству у молодых - например, в крестовых походах? Некоторые историки уверяют, что при осаде Акры имел место роман между Ричардом Львиное Сердце и французским королем Филиппом II Августом. Правда, известно, что большую часть времени осады Ричард Львиное Сердце провалялся в жестокой лихорадке. Но чего на свете не бывает...
Впрочем, самих геев "преданья старины глубокой" интересуют лишь постольку поскольку. Гораздо важнее для них события XX века, ибо именно за последнее столетие голубые добились большего, чем за всю предшествующую историю. Главными вехами борьбы против сексуальной дискриминации считаются два события: Стоунуолльские бунты в Нью-Йорке 1969 года, положившие начало гей-освобождению Америки, и легализация однополых браков в Дании в 1989 году. О них дальше и пойдет речь.
ТРИ БАСТИОНА, ИЛИ БИТВА ЗА ПРАВО НАПИТЬСЯСледующей на очереди была нью-йоркская полиция - вернее, ее провокации. В то время широко использовался следующий метод "борьбы с голубой заразой": молодые смазливые полицейские в штатском являлись в гей-бар, дожидались, пока кто-нибудь из завсегдатаев предложит им "развлечься", а на выходе из бара арестовывали "нарушителя общественной морали". Суды были завалены подобными делами, осужденные в результате огласки лишались работы, а то и семьи. Дело было бы бесперспективным, если бы не случай. Как-то в один гей-бар зашел некий священник Епископальной церкви и, как на грех, лицезрел процедуру ареста. Увиденное так его потрясло, что он тут же поднял на уши всю церковную общественность, а те - самого мэра. На следующее утро в том же кафе состоялась встреча с участием мэра, представителей полиции, гей-общественности и даже поэта-битника Аллена Гинзберга, и по ее окончании полицейские провокации закончились раз и навсегда. Так, не менее бескровно, пал второй бастион.
И вот наступил июнь 1969 года. Снова полиция, снова бары - но как раз теперь никаких карательных акций против геев не замышлялось: блюстители порядка просто проводили рейды по злачным местам, где орудовали наркодилеры и продавалось спиртное несовершеннолетним. Увы, к этой категории относилось большинство гей-баров. После закрытия нескольких заведений в народе началось бурление. 22 июня газеты сообщили о смерти кинозвезды Джуди Гарланд - открытой лесбиянки и иконы гомосексуалов; горечь потери стала последней каплей. Народ, что называется, созрел - теперь ему было достаточно малейшего повода для взрыва. Этим поводом стал очередной рейд на бар "Stonewall Inn" в Гринвич-Вилледж.
Все, что успели сделать полицейские, - арестовать за продажу спиртного без лицензии служащих бара и нескольких голубых, попытавшихся за них заступиться. Когда арестованных вели к "воронку", в полицейских полетели монеты. За ними последовали пивные банки. Блюстители порядка отступили в бар и вскоре оказались осажденными толпой из 400 человек. Кто-то выламывал двери, кто-то попытался поджечь заведение - толпа схлынула только через 45 минут, когда приехало подкрепление.
А на следующее утро весь район Гринвич-Вилледж оказался покрыт баррикадами. Тысячи геев демонстративно обнимались, целовались, горланили песни и оскорбительные речевки. Усмирить бунтовщиков бескровно не было никакой возможности - они наслаждались свободой, в которой им так долго отказывали. И когда на третьи сутки демонстранты разошлись, всем было ясно, что отныне геи уже никогда не позволят обращаться с собой как с гражданами второго сорта. Так был взят последний бастион, имя которому - вся Америка.
ДЕДУШКИ ДАТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ИЛИ КАК БРАЛИ ЗАГСЫУголовную ответственность за гомосексуалоность в Дании отменили еще в 1930 году. Однако годом раньше вошел в действие так называемый "кастрационный закон", имевший целью якобы излечение гомосексуалов. С 1929 по 1969 год в Дании было кастрировано более 1000 лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Во время войны геи вместе с коммунистами отправлялись в немецкие концентрационные лагеря. После войны стало лишь немногим легче.
Однако в 1948 году 33-летний Аксель объявил об основании первой датской гей-ассоциации "F-48". Последствия не замедлили сказаться: Акселя уволили с работы в автофирме, домовладелец выселил его из квартиры, старые друзья отвернулись. Но нет худа без добра; Аксель перебрался в Копенгаген, где встретил 19-летнего Эйгила. Очевидно, это была любовь с первого взгляда: парочка даже одевалась как близнецы, чтобы подчеркнуть свое единство.
Но надо было как-то зарабатывать на жизнь, и делать это любовники, разумеется, решили в рамках родной гей-ассоциации (к тому времени филиалы "F-48" появились в Норвегии, а чуть позже - ив Швеции). Аксель и Эйгил стали издавать гей-журнал "Веннен". Проект продвигался ни шатко ни валко, пока парочке не пришла в голову идея печатать в нем фотографии обнаженной мужской натуры. Первый же иллюстрированный номер буквально смели с прилавков; с 1950 до 1955 года журнал прочно встал на ноги, а Эйгил, занимавший пост главного фотографа, отщелкал более 10000 негативов.
В 1955 голу Акселя и Эйгила судили. На порно фотографии из журнала не потянули, и пару осудили с формулировкой "за разжигание похоти". Судья на процессе призывал "извести этих паразитов крысиным ядом", но Аксель и Эйгил отделались годичными тюремными сроками. Отсиживали они в разных камерах: Аксель писал мемуары, а Эйгил вышивал. По выходе из тюрьмы пара приняла общую фамилию Аксгил, составленную из первых слогов их имен, и стала отчаянно бороться за выживание: любая публикация фотографий с обнаженкой заканчивалась приездом полиции и изъятием тиража. Только в 1969 году в Дании были отменены санкции за изготовление и сбыт порнографии и эротики, и Аксгилы вздохнули свободно.
К 80-м годам гей-движения в скандинавских странах уже заявляли о себе в полный голос. Поднимался и вопрос об официальном разрешении на брак, но все правительственные комиссии давали отрицательное заключение. Каково же было изумление властей, когда опрос 1988 года показал, что 57% датчан обеими руками голосуют за однополые браки! Соответствующий законопроект внесли в парламент, и в мае 1989 года закон был принят. Он вступал в силу 1 октября 1989 года.
Разумеется, первая открытая гей-пара Дании должна была пожениться в первый день действия нового закона. Аксгилов не остановило даже то, что 1 октября пришлось на воскресенье. Служащие мэрии были срочно вызваны на рабочие места, и первая гомосексуальная свадьба состоялась. В Норвегии однополые браки разрешили в 1993 голу, в Швеции - в 1995-м.
СНОВА ГРЕКИ, ИЛИ У НАС СВОЯ РАДУГАВначале появился герб - вернее, символ. В начале 70-х, после Стоунуолльских бунтов, Альянс гей-активистов Нью-Йорка избрал своим символом греческую букву "лямбда". Тому было несколько причин. По греческой традиции "лямбда" символизирует чашу весов, то есть баланс. Спартанцы обозначали этой буквой единство, а римляне - "свет знания во тьме невежества". Все эти значения подходили для описания идеалов и целей голубых, и вскоре "лямбда" стала символом гей-движения во всем мире.
Флаг гей-сообщества появился несколькими годами позже, и выбор цветов у его создателя, художника Гилберта Бейкера из Сан-Франциско, был весьма широк. В викторианской Англии с гомосексуальностью ассоциировался зеленый, в конце 60-х американские геи избрали своим цветом фиолетовый. Наиболее популярным был розовый, напоминавший о том, что в нацистских концлагерях на робы осужденных за гомосексуализм нашивались розовые треугольники (именно поэтому геев по-английски зовут "розовыми").
Поначалу флаг состоял из восьми полос: розовой (обозначавшей сексуальность), красной (жизнь), оранжевой (исцеление), желтой (солнце), зеленой (природа), голубой (искусство), синей (гармония) и фиолетовой (дух). Однако на фабрике, которой заказали изготовление полотнищ, не нашлось розовой ткани, и флаг сократился до семи полос всех цветов радуги, за что и был назван Радужным.
В конце 1978 года был убит Харвей Милк - первый гей, избранный в мэрию Сан-Франциско. Гей-общественность устроила массовое шествие в его память, и оргкомитет решил использовать на нем огромный Радужный флаг. Но для того чтобы акция смотрелась красиво, нужно было, чтобы в знамени было четное количество полос - поровну с каждой стороны улицы. Так из флага выбросили еще один цвет - синий. С этого момента вид гей-знамени уже не менялся, и сегодня оно признано Международным конгрессом изготовителей флагов и имеет официальный статус.