"Двуногая тварь,
именуемая" человеком,
будет вечно верить тому,
что льстит ее страстям".
Оноре Де Бальзак
Да, заманчива доля мужчины, доля воина, охотника, защитника, труженика, овеянного славой героя сражений или творца шедевров искусства, мыслителя, добытчика, надежды и опоры...
Но есть и достаточное количество тех, кто избрал себе совсем иную долю: "крысы", прихлебателя, вора, попрошайки, паразита - тех, которые вызывали столь грустные мысли у Достоевского и продолжают вызывать аналогичные мысли у любого нормального человека.
При всей глубине пропасти, отделяющей первых мужчин от вторых, тем не менее, нельзя не заметить, что все они заняты каким-то делом, которому отдают свои усилия, способности, мастерство, талант, даже если это и криминальный талант, как, скажем, талант карманного вора. Каждый мужчина стремится овладеть тем или иным умением, ремеслом, с помощью которого он добывает себе хлеб насущный, которым по-своему гордится и в котором самоутверждается. Но есть определенная категория мужчин, которые настолько бесталанны, настолько ленивы и при этом алчны, что любого рода деятельности предпочитают самую низкую и позорную степень падения - торговлю своим телом. Проституция, называемая самой древней профессией, традиционно считается явлением сугубо женским, как и род, к которому принадлежит слово "проститутка". Что ж, традиции, как правило, устанавливают мужчины, и естественно их желание не включать в лексику мужской аналог определения принадлежности к позорнейшей из профессий. Но лексика далеко не всегда отражает суть жизненных явлений. А явления эти таковы, что со всей наглядностью подтверждают наличие мужской проституции, едва ли уступающей женской в древности своего происхождения.
Факт продажи мужчинами своего тела продолжает еще свое существование и до настоящего времени. Женщин, которых часто не зависящие от них обстоятельства ввергают в проституцию, мы клеймим страшным незаслуженным позором; между тем, продающих свою особу мужчин мы как будто бы не замечаем и к этому положительно непростительному для мужчины ремеслу относимся снисходительно и обходим его полным молчанием.
Но, скорее всего можно быть снисходительным к вору, посягнувшему на преступление не по испорченности своего нрава, не по склонности к самому преступлению или лени добывать себе честным трудом кусок хлеба, а просто вследствие тяжелых, часто вовсе невыносимых жизненных обстоятельств, как, например, голода, холода и т. п., нежели снисходить к человеку, удовлетворяющему половой инстинкт женщины с преследованием корыстных целей. Продажа своего тела женщиной, в весьма многих случаях, не только не заслуживает поругания, а, напротив, возбуждает полное сожаление, порождает сочувствие, тогда как в мужчине подобный факт безразлично заслуживает полнейшего презрения. Женщина еще не доведена ни до того нравственного развития, ни до того общественного положения, чтобы окончательно быть лицом самостоятельным; мужчина, напротив, имеет все эти преимущества, наконец, мужчина есть общественная сила, а женщина - существо слабое, вечно находящееся под его гнетом. Например, женщина, доведенная до нищеты, мучимая голодом, дрожащая от стужи, по весьма естественному чувству самосохранения выходит на улицу и продает себя первому, привязавшемуся к ней мужчине; она, спасая свою жизнь, идет к пороку смело; она знает, что не сделает и нескольких шагов, как найдет себе потребителя - мужчину, который ее и накормит, и обогреет, и еще даст денег, чтобы заплатить за квартиру и купить башмаки.
Между тем мужчина положительно не может быть извинен в торговле своим телом подобными потрясающими обстоятельствами. Умирая с голоду, мужчина не пойдет себя продавать женщине, он знает, что его не возьмут. Для того чтобы зарабатывать мужчине средства к жизни продажей своего тела, необходимо умение пользоваться обстоятельствами, нужно отыскивать случаи, изобретать способы, чтобы воспользоваться той или другой женщиной, на щедрость которой можно рассчитывать. Проституирующие мужчины обыкновенно зарабатывают своей особой деньги двояким способом: или прикидываясь страстными любовниками, или просто-напросто изображая из себя постельных гайдуков, но в обоих случаях мужчина поступает вполне сознательно; в подобное положение он не может попасть в момент критических обстоятельств. К сожалению, невозможно не сознаться, что вид такой мужской проституции весьма распространен у нас и нередко гнездится в высших слоях общества".
[М. Кузнецов. История проституции в России. 1871]
Как видим, так называемые "падшие создания" далеко не всегда имели (и имеют) вид классических пышногрудых нарумяненных кокоток, а в их рядах достойное место занимают и бравые усачи...
У этих коллег по древнейшему ремеслу есть различия лишь в тактике действий: если женщины ждут своих клиентов в публичных домах или бродят по улицам в поисках "работы", то мужчины действуют более завуалировано и тонко, заводя "нечаянные" знакомства в барах или ночных клубах или помещая на газетных полосах объявления примерно такого содержания: "Интеллигентный мужчина ищет женщину, способную понять и оценить его трепетную душу, желательно с жилплощадью и материально обеспеченную".
Второй и гораздо более распространенный вид мужской проституции - гомосексуальный. Не уступая первому древностью рода, этот вид проституции, однако, гораздо более богат своими традициями и разновидностями. Человек с врожденным влечением к своему полу должен был казаться чудом первобытным людям и вызывать благоговение своей противоестественностью, принимаемой окружающими за божественный надприродный феномен. У многих древних народов гомосексуалы были окружены ореолом святости. На Таити, например, поклонялись Особым божествам, олицетворявшим это загадочное влечение.
Большое распространение культовая гомосексуальность имела у индейцев Северной Америки, где почти в каждом племени были мужчины, носившие женскую одежду и отдававшиеся мужчинам. Весенние культовые праздники множества индейских племен сопровождались открытым и массовым мужеложством.
Гомосексуальная религиозная проституция существовала и на землях Древнего Востока, правда, израильтяне и египтяне относились к ней с принципиально противоположных позиций.
Библия прямо указывает на осуждение гомосексуальной проституции израильтянами. Например, в разделе Левит (18; 3) говорится, что гомосексуальность принадлежит к "делам земли Египетской, куда я веду вас, по которым не поступайте и по уставам их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте..." И там же (18, 21 и 22): "Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не ложись с мужчиной, как с женщиною; это мерзость". В египетских же храмах гомосексуальная проституция была неотъемлемой частью культа, как и в храмах греческой богини Кибелы.
В храмах Кибелы мужчины-проститутки подвергались обязательной кастрации, как того требовал обычай. Этот обычай уходил корнями в миф о Зевсе, у которого во время сна семя стекло на землю, и из него произошел демон с двойными половыми органами - мужскими и женскими. Это был гермафродит Агдистид. Боги разгневались, заковали в цепи демона и отрезали ему мужские половые органы. Так Агдистид превратился в женщину, названную Великой Матерью Кибелой. Из его отрезанного полового члена произошло миндальное дерево. Дочь речного бога спрятала за пазуху один из плодов этого дерева, вследствие чего забеременела и родила прекрасного юношу Аттиса, который как-то в порыве гнева оскопил себя. Великая Мать Кибела сделала прекрасного юношу своим жрецом. Отсюда и повел обычай обязательного оскопления всех жрецов храма Кибелы и всех мужчин-проституток, участвующих в культовых оргиях. Мужчины-проститутки были неизменными участниками и обрядов в храме Афродиты в Афинах.
Зародившаяся в храмах, гомосексуальная проституция проникает в светскую жизнь эллинов, а затем и римлян. И началось ее поистине триумфальное шествие. Оно было вызвано целым рядом объективных причин, вытекающих из уклада жизни античного мира. Главная из этих причин таилась в характерных особенностях брачных отношений, жестко закрепленных действующим законодательством. Смыслом и целью греческого брака было прежде всего деторождение. Эллинской женщине изначально предопределялась роль породистой производительницы и экономки, что отнюдь не способствовало восприятию ее как партнерши в сексуальных играх. Это положение усугублялось еще и тем, что браки в Элладе заключались исключительно по расчету, и эротическая привязанность к будущей жене была весьма экзотическим явлением. С одной стороны, это было положительным явлением, так как исключало союзы девушек из благополучных семей с подонками общества, что нередко наблюдалось и наблюдается там, где общественная мораль провозглашает приоритет брака по любви, и какая-нибудь экзальтированная девица имеет возможность выйти замуж за какого-нибудь бродягу и нарожать от него новых бродяг.
Брак по расчету в какой-то мере являлся гарантом общественного прогресса, но с другой стороны, он отнюдь не способствовал нравственному прогрессу общества, провоцируя внебрачные связи мужчин. Положение женщины было полностью подчиненным, а круг дозволенных ей интересов замыкался стенами дома. Женщинам запрещалось даже посещать театральные представления, не говоря уже о иных проявлениях светской жизни. Мужчина, естественно, искал эротических радостей вне дома и таким образом, повышенный спрос порождал адекватное предложение.
"Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой".
- Но что ж ты делаешь со мной?
"Я тело в душу превращаю".
В красоте и наслаждениях плоти древние черпали наслаждение души, и щедро платили за эти наслаждения тем, кто умел их предоставить наиболее изысканным и изощренным образом. В Греции мужская проституция получила настолько широкое распространение, что законодатели вынуждены были регламентировать ее специальными актами.
Факты: "Если отец, или брат, или дядя, или опекун, или вообще глава семьи отдаст кого-нибудь внаймы для разврата, то Солон не позволяет подать жалобу за разврат на мальчика, а на того, кто его отдал внаймы, и того, кто нанял его, он на обоих возложил равный штраф. А когда мальчик, отданный внаем, вырастет, он не обязан ни кормить своего отца, ни давать ему помещение; он только должен похоронить его после смерти и исполнить остальные обряды".
Солон, великий греческий законодатель
Другой закон Солона предписывал, что мужчина-проститутка лишается права когда-либо занимать государственные должности. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт отмечал широкое развитие мужской проституции, которую он определял как "добровольную отдачу себя многим за вознаграждение". Аристофан описывал уличных мальчишек-проституток, которые приставали к прохожим мужчинам и со "сладкими нашептываниями" предлагали себя за умеренную плату.
Наблюдался в Элладе и процесс феминизации мужчин, как свидетельствуют древние историки: "Входит в моду брить лицо, чтобы сохранить его юношескую нежность", а также "окрашивать волосы и разрисовывать брови на женский манер". Многие современники отмечали все возрастающую изнеженность и женоподобность эллинов. В Риме этого процесса не. наблюдалось, однако мужская проституция приобрела здесь огромные масштабы, в основном, за счет рабов-иностранцев, ввозимых сюда после каждого из многочисленных военных походов. Основной контингент мужчин-проституток составляли, таким образом, военнопленные и рабы. Их специально готовили для этого поприща, и некоторые из рабов-проституток зарабатывали достаточное количество денег, чтобы выкупить себя на свободу и приобрести недвижимость. Иностранных рабов, по свидетельству Сенеки, "отделяли по национальности и цвету, чтобы у всех была одинаково гладкая кожа, равной длины первый пушок, одинакового качества волосы на голове, чтобы ни один, имеющий ровные волосы, не замешался среди курчавых". Особой популярностью пользовались мужчины-египтяне, особо изобретательные в сексуальных ласках. Высоко ценились музыканты, танцоры, актеры,- которые могли эстетически оформить сексуальный акт, придать ему атмосферу праздника. Особую категорию составляли кастрированные жрецы Кибелы, так называемые "галлы", описанные в своих произведениях Лукианом и Апулеем.
Занимались этим промыслом и свободные мальчики, иногда даже принадлежащие к знатным фамилиям. Из описаний историка Петрония следует, что даже сыновья очень богатых и знатных отцов не гнушались продавать себя за подарки, и, что среди учащихся римских школ проституция была обычным явлением. Находились и юноши, ограниченные своими отцами в средствах на "красивую" жизнь и добывающие эти средства путем гомосексуальной проституции. Такой юноша, обслужив одного или нескольких клиентов, направлялся затем к проституткам-женщинам, с которыми прокучивал все, что заработал.
Факты: "Что сказать о молодом человеке, который оставляет отчий дом, проводит ночи в чужих домах, отличаясь от других своим видом. участвует в дорогих ужинах, за которые он ничего не вносит, имеет флейтисток и самых дорогих проституток, играет в кости и ни за что сам не платит, а все за него платит другой? Разве это еще нужно объяснять? Разве не очевидно, что кто предъявляет к другим столько требований, неизбежно и сам должен доставлять известные удовольствия тем, которые тратят на него деньги! Клянусь Зевсом, я не знаю, как выразиться мягче о твоем презренном поведении... Он обнаружил такую похотливость к женам свободных мужчин как еще никогда никто другой... Он был изобличен, что получил от Лейконида, шурина Филотадеса, через актера Филемона 20 мин. которые он в короткое время прожил с проституткой Филоксеной".
ЭСХИН, афинский оратор. (Отрывок из речи)
Традиционными представителями мужской проституции были так называемые кинеды. странствующие шуты, исполнявшие на рыночных площадях или возле винных лавок непристойные танцы и тут же заключавшие сделки с клиентами. Тактика завлекания клиентов у мужчин-проституток была полностью аналогична той, которой пользовались их коллеги женщины и которая сохранилась до наших дней; они бродили в местах, наиболее часто посещаемых мужчинами: у винных лавок, у игорных домов, на спортивных состязаниях, в банях, театрах и храмах. Непосредственно для исполнения желаний клиентов выбирались городские окраины, если у "товара" не было собственного помещения, или в рощах за городской чертой. В Риме существовали и специальные публичные дома, где в вестибюле выставлялись голые мальчики, и каждый посетитель мог выбрать себе партнера по вкусу. Иногда обитательницы женских борделей сдавали на время свои комнатки за небольшую плату для гомосексуального промысла.
Начиная с V века до нашей эры существовали закрытые клубы, в основном предназначенные для занятий мужской проституцией. Приверженцы фригийской богини Котитто, как явствует из древних источников, устраивали специальные балы, на которые можно было попасть лишь по особому приглашению. Закрытые клубы гомосексуалов были и в Афинах, и в Коринфе, и в Риме. Клиентами мужской проституции были люди из самых разных сословий, от рабов до римских императоров. Август держал в своем дворце мальчика для наслаждений по имени Сарментус. Иногда он предоставлял его в пользование своим приближенным в знак особого расположения. Тиберии устраивал на острове Капри грандиозные оргии с мальчиками и кинедами, и, в конце концов, открыл в своем дворце мужской бордель, доходы с которого брал, естественно, на свои личные нужды. Нерон устраивал смешанные оргии проституток, а, кроме того, с двумя мальчиками, Спором и Пифагором, даже оформлял законные браки. Большим поклонником мужской проституции был и преемник Нерона, император Гальба. Император Вителлин в юности сам был проституированным мальчиком Тиберия, а затем, придя к власти, не расставался с целой оравой кинедов. Те же традиции поддерживали и император Тит, и Траян, и Адриан. Император Коммод имел гарем из 300 мальчиков. Он даже публично подражал манерам кинедов: приходил в женском наряде в театр и публично обнимался и целовался со своими многочисленными любовниками.
Но самая скандальная известность в этом плане принадлежит, несомненно, императору Гелиогабалу, который первоначально был жрецом Кибелы и пассивным геем, а затем (видимо, каким-то образом избежав обязательной кастрации) функционировал и как активный. Гелиогабалу в разное время посвящалось множество исследований, потому что его половая жизнь считалась феноменальной и загадочной. Вот отрывок из одного исследования, написанного в конце прошлого века: "Очевидно, что и Гелиогабал должен быть причислен к этой категории ненормальных существ. Он не был настоящим гермофрадитом. Обладая вполне мужской организацией, он сделался пассивным гомосексуалом лишь благодаря привычке и врожденной склонности его природы..." Время царствования Гелиогабала было поистине "золотым веком" мужской проституции, когда она признавалась едва ли не главной общественной силой. При Гелиогабале гомосексуальная проституция обрела такой размах, что его преемник Александр Север вынужден был в самом начале своего правления прибегнуть к суровым репрессивным мерам против мужской проституции, которой были буквально пронизаны все уровни государственной власти.
Некоторые из позднейших императоров, как, например, Аврелиан, пытались если не искоренить это зло, то, по крайней мере, ограничить его влияние, но эти правители были скорее исключением, чем правилом. По крайней мере, до IV века нашей эры мужская проституция в Риме не миновала пору своего расцвета.
Но гомосексуальная проституция не была характерной чертой только лишь Греции и Рима. Например, японским жрецам строго запрещалось вступать в сексуальные отношения с женщинами, но разрешалось пользоваться услугами мужчин-проституток. Известна хореографическая мужская проституция в странах Ближнего Востока. Как правило, этим ремеслом занимались мальчики-танцоры с длинными, хорошо ухоженными волосами, с густым слоем косметики на лицах. Их часто можно было увидеть в кофейнях, где они заключали сделки с клиентами, или на городских площадях, где эти мальчики танцевали, одетые по-женски, и откровенно предлагал и свои услуги прохожим. Гомосексуальная проституция в Китае и Японии тоже была самым тесным образом связана с элементами искусства. Это прямо обуславливалось тем обстоятельством, что в японских и китайских театрах женские роли исполняют только юноши. Эти актеры, обученные всем женским характерным манерам и мастерски воспроизводящие их на сцене, всегда вызывали повышенный интерес гомосексуалов и составляли основное ядро мужской проституции. По наблюдениям исследователя Г. Карша, театр в Пекине конца XIX века представлял собой не только храм искусства, но и "питательную среду для мужской проституции".
Кирш писал в своем дневнике: "Безбородые юноши, играющие женские роли и достигшие удивительного драматического совершенства, обязаны большей частью своих доходов не артистической деятельности, а известным личным услугам: эти юные жрецы Талии, живущие в предместье Вайлотшен, поблизости от театра, нередко принимают посещения своих богатых почитателей. Мало того, что сама сцена уже служит отрадой очей для педерастов, - места для зрителей представляют в этом отношении еще более поразительную картину: зала, партер, ложи переполнены молодыми людьми с женственной походкой, хотя и в мужском костюме, но из тончайших материй самых ярких цветов. Они переходят от одного стола к другому, здесь расточая улыбки, там - перемигиваясь с сидящими, получая от одних лакомства, от других выслушивая сомнительного достоинства шутки, пока, наконец, не усядутся за какой-нибудь стол со своими знакомыми или с людьми, которые им кажутся богатыми".
В Китае существовали специальные школы, где похищенные или купленные у своих родителей мальчики обучались пению, музыке, рисованию, стихосложению и каллиграфии - всему, что может удовлетворить изысканный и требовательный вкус их богатых клиентов. Мальчики, жившие в специальных пансионах при японских борделях, также обучались музыке, танцам и особому искусству соблазнения мужчин. Часть из них потом переходила в театр, часть - отправлялись в специальные бордели. В греческих театрах женские роли также исполнялись мужчинами, да и не только в глубокой древности, но и во времена Шекспира женщины не допускались на сцену европейских (как и восточных) театров, что создавало вполне объективные предпосылки для формирования и функционирования театральной сферы мужской проституции.
Не менее заметна и пережившая тысячелетия банная сфера. Связь проституции с купаниями является одной из ее характернейших черт. Согласно египетским, индийским и греческим мифам, между водой и размножением существовала теснейшая связь. так как вода всегда считалась колыбелью всего живого на земле. Специфический эротический характер воды проявлялся и в том, что из нее произошла богиня любви Афродита, или Венера. Многочисленные водяные божества имели самое прямое отношение к эротике: нимфы, наяды, нереиды, а также речной бог Адонис, почитаемый многими развратными культами. По верованиям восточных народов, омовение являлось необходимым условием завершения полового акта. Кроме того, места совместных купаний самым естественным образом способствуют свободному проявлению сексуального влечения, потому что человек, сбросив с себя одежду, как бы возвращается в свое первобытное' состояние, освобождаясь от условностей современного ему бытия.
Учитывая эти обстоятельства, проституция не могла не избрать бани одной из главных арен своей деятельности. О разнузданном разврате, царившем в банях, упоминают авторы хроник и художественных произведений и Древнего Востока, и Древнего Запада. Они единодушно определяют бани как плохо закамуфлированные бордели, хозяева которых даже не берут на себя труд скрывать их истинное предназначение. Талмуд причисляет банщика "к классу людей, которые, в силу своей профессии, продаются женщинам и побуждения которых потому принадлежат к дурным". Римский историк Марциал придерживается того же мнения, упоминая при этом и рабов, специально нанимаемых для удовлетворения похотливых матрон. Те же функции исполняли и банные массажисты.
Кстати: "Или я должен лучше пожелать, чтобы я мог поручить свои члены проституированному мальчику, который сделает их ловкими? Чтобы девчоночка или превращенный в таковую мужчина расправил мои нежные пальцы?"
Сенека младший
И в настоящее время значительная часть банных массажистов промышляет, в основном, сексуальными услугами самых разных видов и направлений. Банная проституция нашла свое достойное отражение в фундаментальном труде "История проституции" И. Блоха, изданном впервые на русском языке в Санкт-Петербурге в 1913 году. Вот что пишет исследователь о мужской банной проституции в период новой истории:
"В то время как гетеросексуальная банная проституция теперь сведена в западноевропейских городах до минимума, для гомосексуальной бани, напротив, характерно, что она имеет такое же значение, как бордели для гетеросексуальной. Гомосексуальные мужчины, временно пребывающие в больших городах, пользуются обыкновенно хозяевами бань, чтобы разыскать необходимых им людей. В русских банях, например, гомосексуалам часто приводят по пять (и более) старых и молодых людей, из которыхони выбирают себе "банщика". Плата за молодых "банщиков" выше, чем за старых. "Массажисты" этих заведений в большинстве случаев также гомосексуалы.
Лондон имеет гораздо меньше гомосексуальных бань, чем какой-либо другой город. В северной части Лондона существует баня, посещаемая преимущественно пожилыми гомосексуалами, в которой проституции предаются служители, тоже отнюдь не первой молодости. Банное заведение одного из больших отелей Вестминстера и одна паровая баня Уайтчепеля также могут быть причислены к заведениям, часто посещаемым гомосексуалами. Так как англичанин, за исключением случаев плавания, не склонен к общим купаниям, то бани для чисто гомосексуальных целей, вроде существующих в Вене, Берлине, Париже и Петербурге, не играют для него никакой роли. Стремление к предельной изолированности каждого индивидуума естественно превращает в Англии всякое приближение с гомосексуальными целями в преследуемый законом проступок.
В Берлине также существует 4-5 бань, которые посещаются исключительно гомосексуалами. Местом встречи также служат бассейны для плавания. Нередко владелец или управляющий заведением сам принадлежит к гомосексуалам. Слух об этом распространяется среди остальных, и они потом охотнее посещают именно это заведение, потому что чувствуют себя здесь без стеснения.
В последнее время для завязывания гомосексуальных отношений служат также воздушные ванные. В одном берлинском заведении для воздушных ванн параграф 14 печатных правил гласил:
"Гомосексуальных гостей убедительно просят никоим образом не обнаруживать своих наклонностей".
В Париже существуют различные паровые бани, которые посещаются исключительно гомосексуалами, и притом людьми высших и средних классов, в возрасте от 20 лет и до глубокой старости. Молодые люди от 17 до 20 лет и проститутки бывают там редко. Напротив, в торговом квартале в окрестностях площади Республики в 1903 году еще существовала паровая баня, которую посещали юноши от 15 до 20 лет.
Гомосексуальная проституция нигде не развита в такой степени, как в Париже. Так, на одной улице недалеко от площади Бастилии есть баня, где в пятницу по вечерам с давних пор собираются гомосексуалы. После пребывания в паровой бане мужчины проводят с эфебами целые часы, просиживая за общим столом по 10-12 человек. Они сидят, укутанные в банные простыни, пьют вино и кофе, ужинают, а на эстраде в это время играет музыка и поют. В большинстве случаев здесь потешно распевают песни проституток.
Другой специальностью гомосексуальных бань Парижа являются массовые сцены в паровой бане. Там существует обычай напускать в какое-нибудь помещение пару приблизительно на полчаса, и тогда гомосексуалы предаются самым безумным оргиям". Историки и философы разных времен отмечали характерные особенности внешнего вида и поведения проституированных мужчин, причем все описания поражают своей схожестью.
Лукиан: "О патикус, твои действия так откровенны, что их распознает даже слепой и глухой. Как только ты возвышаешь голос, раздеваешься во время купания или даже не сам раздеваешься, а только рабы снимут твои одежды... думаешь ли ты, что твои ночные тайны не становятся сейчас же явными?"
Аристотель: "...тусклый взгляд; согнутые внутрь колени, наклоненная вправо голова, вялые, бессильные движения рук, точно двойственная походка, частое вращение глаз..."
Полемон: "Андрогин (двуполое существо) имеет томный и похотливый взгляд, вращает глазами и блуждает ими, лоб и щеки у него подергиваются, брови стягиваются вместе в одной точке, шея изогнута, бедро в постоянном движении. Все в нем подергивается, колени и кисти как будто трещат; как бык, озирается он вокруг себя и перед собой. Он говорит тонким, но хриплым и трескучим, дрожащим голосом".
Марциал:
"Блещущий волосом, темный от мазей, в пурпуре светлом
Нежен лицом, полногруд, с голенью счищенной вгладь,
Что к супруге твоей назойливым льнет провожатым,
Ты не бойся, Кандид: он ни одной не имел".
Иоганн Блох в своей монографии описывает их следующим образом: "Волосы они носили длинными локонами, или же причесывали в искусную прическу. При помощи раскаленного железа кинеды точно так же завивали волосы, как проститутки.
...При помощи искусственного удаления волос они старались походить на юношей или мальчиков, что соответствовало, очевидно, вкусу большинства любителей мальчиков. Возможно, однако, что это было также подражанием такому же неприличному обычаю, распространенному среди проституток.
...Но наиболее характерной была походка. Собственно типичным в ней было сладострастное движение бедер, вероятно, в подражание аналогичной походке проституированных женщин.
...Проституированные мужчины, как и женщины, в изобилии употребляли пахучие мази и масла и румянились. Уже издалека чувствовались их духи.
...Подобно проституткам, Проституированные мужчины старались обращать на себя внимание дорогой, пестрой одеждой и золотыми украшениями... Шафранно-желтым, пурпурным и каштанового цвета платьям кинеды отдавали предпочтение. Длинные, до кистей, рукава также считались признаками кинеда..."
Кстати: "Как только мы подошли к квартире Филебуса, он еще за дверью крикнул громким голосом: "Эй, вы, девушки, я купил для услужения вам красивого сильного парня, урожденного каппадокийца!" Но те, которых он назвал девушками, были Проституированные мальчики и помощники по профессии Филебуса. Все они радостно вскрикнули, полагая, что купленный действительно был человек. Но когда они увидали, что раб их был осел, они стали грубо издеваться над стариком. "Ах, милейший,- сказали они со смехом,- ты купил себе на этот раз жениха вместо прислуги? На здоровье тебе! Наплоди только поскорее деточек от этого милого брака!"
ЛУКИАН