На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Фаворин - софист-гермафродит из Арля
"Евнух" от рождения глубоко повлиял на римский мир второго века, став воплощением парадокса.
Софист Фаворин родился примерно в 80 году нашей эры в городе Арль (Арелат в то время), в долине Рон, что в южной Франции, в аристократической семье. Вероятнее всего, у него был тот диагноз, что сейчас называется синдромом Рифенштейна - у мальчика был пенис, но не было тестикул. Его семья могла бы последовать традиции и убить его как "признанного монстра" (семья имела право убить больного ребенка, если пятеро соседей после осмотра новорожденного соглашались со смертельным приговором родителей), но родственники предпочли воспитать ребенка евнухом.
Хотя население Арля было преимущественно кельтским (как и сам Фаворин), весь регион был колонизирован греками за несколько лет до того, как Фаворин родился, так что он учился преимущественно на греческом языке (а в качестве второго языка была латынь) в местной гимназии Арля. Его талант к риторике воспринимался учителями как очевидный признак одаренности, так что мальчика отправили учиться в Марсель, поскольку для образования в Греции Фаворин был еще слишком юн.
Развлечения в то время состояли из таких общественных зрелищ, как религиозный ритуал, театр, игры гладиаторов - и, помимо прочего, состязаний ораторов. Риторика - она же ораторская декламация - стала таким важным публичным зрелищем, что правила риторики были строго кодифицированы и даже возведены в тайный культ, вроде элевсинских и христианских мистерий - и только хорошо обученный, правильно инициированный оратор имел право представлять свои речи на общественном форуме.
Ораторское искусство также считалось формой "эротической магии" в силу своей власти подчинять аудиторию. Зрители требовали, чтобы ораторы включали в свои речи как можно больше непонятных простому слушателю отсылок к классике, слов из пьес и сложных грамматических оборотов. Риторические декламации были чем-то вроде тщательно контролируемых импровизаций, которые сегодня можно встретить в современном джазе.
Плюс ко всем этим требованиям к словесному искусству, ораторы должны были носить соответствующую одежду и удерживаться в установленных правилами позах. Отклонения от правил вызывали недовольство толпы. Часто ораторов награждали огромными суммами денег, не говоря уже о престиже, власти, почестях. Например, в честь победителя ораторского состязания могли назвать город, возвести статую на площади. А это рассматривалось как гарантия божественной милости, которая будет распространяться на человека до тех пор, пока стоит его памятник.
Фаворин в совершенстве владел греческим языком аттического стиля, так что мог покорить даже огромную аудиторию людей, не говорящих на греческом, завороженных красотой его интонации и голоса. Он мог бы остаться дома, быть богатым землевладельцем или священнослужителем на службе в своем родном городе, но вместо этого решил избрать куда более рискованный путь странствующего ученого, софиста и, в конечном итоге, философа школы скептицизма. Кельтский оратор присоединился к рядам самых почитаемых философов - он был эрудитом, сведущим в естественной философии, медицине, логике, гносеологии, грамматике, поэзии, этике и римском праве.
После Марселя Фаворин продолжил обучение у Диона Златоуста в Греции, а затем отправился в лекционный тур по греческим городам и Малой Азии, где у него завязались дружеские отношения как с Плутархом, так и со знаменитым софистом Геродом Аттиком. В конце концов Фаворин обосновался в Риме (где стал известен под латинской версией своего имени - Фаворинус, в противовес греческому Фаборинусу, переведенному на русский уже по латинскому образцу), но дома, в кельтской Франции, его не забыли, избрав первосвященником культа императора Августа.
Однажды в Риме Фаворин вступил в величайшее соперничество своей жизни с мастером софистики Полемо, который представлялся аудитории как обычный, гипермаскулинный человек - в противовес женственному, безбородому Фаворину с высоким голосом. В одной сохранившейся до наших дней речи Полемо открыто высказывает презрение двузначности содержания, двусмысленности языка и физическому поведению Фаворина, а также тайным намекам, содержащимся в его речах.
Фаворин решил, что то, что оппонент считает недостатком - должно стать его достоинством. Выступая, он всячески подчеркивал свою феминность при помощи вычурной одежды, прически, манер поведения. И зрители "проглотили" прием с лихвой, что раздражало грубоватого Полемо, вызывая его искреннее недоумение.
В очень нелестном описании соперника Полемо писал, что гермафродит был "чувственным и развратным до неприличия, обладал выпуклым лбом, мясистыми щеками, широким ртом, долговязой тощей шеей, словно бы телячьим жиром, мясистыми ногами - а голос его был словно женский, да еще и конечности и другие части тела были равномерно мягки, и он не мог нормально ходить в прямом вертикальном положении, так как суставы были слишком слабы".
"Фаворин, - писал Полемо, - не на шутку заботился о своих буйных локонах, натирал тело мазями, культивировал все, что возбуждало сексуальное желание и похоть, а толпу вокруг себя собирал, чтобы она отражала его грешность и потакала сексуально распущенному вкусу". Но еще более выводило из себя Полемо то, что Фаворин был "шарлатаном в области магических искусств", что он делал весьма популярные любовные зелья, продавал смертельные яды (возможно, какие-то абортивные травы) и даже утверждал, что обладает властью воскрешать мертвых!
С другой, более лестной стороны Фаворин был описан Филостратом, который сообщает нам, что софист-гермафродит просто "очаровал (аудиторию) резонансом своего голоса, выразительностью взгляда, ритмом речи". Зрители обожали его вокальные манеры, придававшие декламациям напевность.
Кельтский софист с красивым, завораживающим голосом стал настолько популярным, что города Коринф и Афины даровали ему наивысшую честь - на городских площадях установили его памятники. Фаворин также стал известен как "любимец Эфеса" (где он какое-то время жил). Этот греческий колониальный город на турецком побережье был известен великолепным храмом Артемиды (одним из семи чудес древнего мира), где служители культа представляли собой могущественную и необычайно богатую касту трансгендерных и/или гомосексуальных мужчин, которых называли "мегабузой" (megabuzoi).
На пике карьеры "евнух" Фаворин был обвинен в адюльтере - связи с женой человека в ранге консула. Вскоре приключилось еще одно несчастье: кельтский софист, который был протеже императора Адриана, известного гомосексуала, поспорил со своим покровителем - по-видимому, из-за какой-то мелочи в греческой грамматике. Сначала Фаворин отказывался отступить в споре, но затем одумался, осознав, что не может быть полноценного состязания с повелителем тридцати римских легионов. Эти события описаны такими словами наблюдателя: "Фаворин был пророческой загадкой трех парадоксов жизни: он был кельтом, который мог говорить по-гречески; евнухом, который был привлечен к ответственности за прелюбодеяние, и он поссорился с императором и выжил" (Филострат, Жизнеописания софистов, 489).
В конце концов, несмотря на огромную общественную популярность Фаворина и безмерную толерантность Адриана, софист оказался в ссылке на Ионическом острове Хиос, неподалеку от своего любимого Эфеса. Находясь там, Фаворин создал безмятежный трактат под названием "В изгнании" (неавторизованный фрагмент, которого был найден в 1931 году в Ватикане), в котором изобразил себя "как дикого зверя, выросшего в персидском саду".
По всей видимости, Фаворин оставался в изгнании до конца правления Адриана, до 138 года нашей эры, а потом вернулся в Рим и был восстановлен в своем придворном статусе при новом императоре. В течение оставшейся жизни он писал философские трактаты, речи, мемуары - но до наших дней от всех его трудов дошли лишь фрагменты.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".