На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Живые мертвецы
Нетипичные похоронные живые картины могут дать представление об однополых отношениях древних кроманьонских народов.
История квиров в Европе началась примерно 28 тысяч лет назад. В это время древняя культура стала стремительно меняться, были изобретены ножи, швейные иглы, керамика, рыболовные крючки, светильники, примитивные текстильные изделия, веревки. Это время ученые называют эрой Граветтской культуры. В Европе в разгаре был ледниковый период (средняя дневная температура тогдашнего "лета" колебалась около нуля), но в небольшой долине в Моравии на территории нынешней Чехии, которая сейчас называется Нижние Вестоницы, маленькая группа кроманьонцев, не более 100 человек, ухитрялась выживать и процветать в этом суровом климате на протяжении нескольких тысячелетий. Эта группа не только впервые начала производить изделия из керамики и жженой глины, но у них также были высокоразвиты социальные порядки.
Раскопки могилы трех молодых людей, похороненных вместе
В 1986 году археологи, работающие в Нижних Вестоницах, нашли три скелета в одной общей могиле. Древнее захоронение представляло из себя живую картину смерти, в которой трупы были уложены в позы, дабы рассказать нам загадочную и увлекательную историю. Телам в этой неглубокой могиле было на момент смерти примерно 18-20 лет: два тела по краям были, несомненно, молодыми парнями, но большая часть экспертов полагает, что тело в центре - неопределенного пола, хотя, скорее всего это был высокий, тонкокостный мужчина или, возможно, интерсексуальный человек. Из-за тяжелой врожденной инвалидности бедра ученые не смогли точно определить пол. Тем не менее, эксперт по тазовым костям доктор Карен Розенберг из Вермонтского университета с уверенностью заявила, что, согласно ее исследованиям, в центре действительно тело молодого мужчины. Доктор Розенберг пишет:
"Моя работа показала, что все трое - мужчины (и, между прочим, очень молодые). Тот, что в центре, поначалу поставил нас в затруднение (мой друг и коллега Владимир Новотный назвал его "загадочным", и, я думаю, он имел в виду термин "интерсексуальный"). Это, судя по всему, результат патологии развития. Этот человек был невысоким, с неправильными пропорциями и незначительной асимметрией в области ног".
Молодой человек в центре, похоже, испытывал сильные боли и, скорее всего, не мог ходить, его тазобедренные кости срослись в вертлюжной впадине.
Реконструкция захоронения
Молодой инвалид в центре был похоронен первым; затем молодого человека справа уложили на него лицом вниз (что совершенно уникально для похоронной практики, обычно мертвецов хоронят на спинах или на боку), их руки были интимно сведены вместе. Тем не менее, череп человека справа будто бы от стыда "отвернулся" от своего компаньона в центре. Вблизи шеи молодого человека справа было найдено множество волчьих зубов, вероятно, остатки от ожерелья, которое он носил (и поэтому его называют Лобо (имя волка в массовой культуре). Человек в центре смотрит на Лобо, его лицо покрыто красной охрой (символ крови, жизни и перерождения), и он, очевидно, носил ожерелье из зубов полярной лисы (поэтому получил имя Вили (Хитрец), в честь хитрости лисы).
Судя по всему, молодой человек слева был еще жив, когда его уложили в могилу, пронзив колом паховую область, и оставили умирать. Когда юноша скончался, его голову повернули в сторону Вили и обе руки сложили на паху центрального покойника. У него тоже красная охра на голове и лице (некоторые думают, что он был в маске, раскрашенной красной охрой), и на нем ожерелье из человеческих зубов. Он получил имя Брюс.
Ожерелье из зубов полярной лисы, найденное в Нижних Вестоницах
Судя по всему, в паху Вили тоже была какая-то статуэтка или другая вырезанная из дерева либо сделанная из керамики вещь, выкрашенная красной охрой, которую вставили ему в прямую кишку, но эта вещь до наших времен не уцелела. Это могло быть дилдо, выкрашенное красной охрой, статуэтка Матери Богини, фаллический жезл или какой-нибудь другой ритуальный объект, несколько подобных были найдены разбросанными по холмам в районе Нижних Вестониц.
Многие учены, кроме Тимоти Тейлора, приписали Вили женский пол и затем интерпретировали могильную живую картину как гетеросексуальную (хотя Джин Ауэл, которая использовала это как ключевой момент в своем "Пути через равнину" из цикла книг "Дети Земли", оставила пол человека в центре "неоднозначным"); сцена часто трактуется как "молодая королева и два ее консорта" или же описывают женщину, которая умерла при родах, так что ее муж и шаман, который пытался спасти ее, были убиты.
С появлением новых данных многие ученые считают, что Вили и Лобо были любовниками. (Волк в европейской традиции был символом сексуального агрессора, что показано даже в сказке о Красной Шапочке. В придачу, лиса много лет ассоциировалась в Европе с пассивным гомосексуалом в связи с антропоморфной хитростью, лукавой "улыбкой" и "пороговостью" персонажа, который ни абсолютно дик, ни абсолютно приручен). Не изнасиловал ли Брюс (значило ли его ожерелье из человеческих зубов "пожиратель людей"?), не соблазнил ли, или даже не кастрировал ли Вили, так унизив его, что тот покончил с собой, а затем любовник Вили, Лобо, также убил себя в силу боли утраты возлюбленного? Не покарало ли общество Нижних Вестониц Брюса, похоронив его в могиле Лобо и Вили как вечное напоминание о последствиях этой человеческой трагедии?
Независимо от интерпретации, эта живая картина рассказывает нам, что в самом начале человеческой истории сложные сексуальные нравы и табу твердо стояли на своем месте (запрет неверности, изнасилования, кастрации, но, видимо, не гомосексуальности - на самом деле это общество, судя по всему, оценило молодую пару мужчин настолько глубоко, что обеспечило их истории возможность быть понятой даже тысячелетия спустя); и нарушение этих правил привело к наказанию в рамках этой древней человеческой сексуальной культуры.
Уникальная похоронная живая картина также служит напоминанием, что научная "объективность" является ложной, и что гетеросексизм по-прежнему превалирует в научном обществе, что зачастую дает нам неточное и искаженное видение человеческого прошлого.
Узнать больше об этом любопытном захоронении можно из книг Тимоти Тейлора "Предыстория секса: Четыре миллиона лет человеческой сексуальной культуры" и Джеймса Шривса "Неандертальская загадка: Разгадка тайны происхождения современного человека".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".