В 1964 году египетский археолог Ахмед Мусса обнаружил в древнем некрополе Саккара несколько скальных гробниц, примыкавших к процессионной дороге припирамидного комплекса фараона Унаса. В самой гробнице, рельефная декорировка которой прекрасно сохранилась, археолог неожиданно обнаружил уникальные сцены, изображающие объятья двух мужчин. До сих пор ничего подобного в других гробницах некрополя обнаружено не было.
Позже археологи, восстанавливавшие элементы комплекса Унаса, обнаружили, что при постройке процессионной дороги Унаса были использованы отдельные блоки этой гробницы, которая, как оказалась, предназначалась для погребения двух мужчин, Нианххнума и Хнумхотепа, занимавших одинаковые посты в жречестве Ра в Гелиополе и, одновременно, исполнявших вдвоем обязанности "начальника маникюров и парикмахеров царского дворца".
"Гробница вельмож стала для археологов настоящей загадкой, - говорит египтолог Грег Ридер, - можно смеяться, услышав титул "глава маникюров", а можно задаться серьезным вопросом: эти мужчины, изображенные касающимися носами, то есть, по египетским представлениям, в поцелуе, кем они были друг другу? Родственниками или любовниками?"
В научной литературе гробница была названа "усыпальницей братьев". Однако Грег Ридер отмечает, что изображения двух мужчин очень походят на современные им изображения семейных пар. Известно, что у Нианххнума была жена; она изображена сидящей за ним в сцене загробного пира. На других же изображениях везде на месте жены оказывается Хнумхотеп. Даже в надписях имена Нианххнум и Хнумхотеп соединены игрой слов, которую можно перевести как "вместе в жизни, вместе в смерти".
В качестве другого примера однополых отношений в Древнем Египте можно привести сказание о связи Гора и Сета, следствием которой стала "беременность" одного из божественных партнеров: во время тяжбы между Сетом и Гором за первенство среди Богов, Сет попытался овладеть Гором, дабы опозорить его. Но Гор перехитрил своего врага, он не стал сопротивляться, пользуясь темнотой, а незаметно взял член Сета в свою руку, собрал его семя в ладонь и утром показал его своей матери Исиде, рассказав, что хотел с ним сделать Сет. Семя Сета было выброшено в глубины болот. На следующий день Исида собрала семя Гора и полила им салат из латука, который съел Сет. Когда Боги собрались на суд, чтобы присудить старшинство Сету или Гору, то Сет попытался опозорить Гора, рассказав о ночном инциденте. Однако Исида предложила узнать правду у самого семени. И тогда семя Сета отозвалось из трясины, а семя Гора как раз таки - из чрева самого Сета. По приказу Богов, семя Гора вышло изо лба Сета в виде золотого диска. После этого Бог Тот забрал себе этот диск и возложил на голову как корону". Золотой диск Сета, его "третий глаз", воспринимается как метафора мистического, а не физического рождения. Этот "третий глаз" иногда идентифицируется с аджна-чакрой, третьим глазом Шивы (индуистского аналога Сета). Впрочем, другие египетские мифы об Осирисе соединяют Сета и Гора в некоем сбалансированном союзе. Несколько факторов указывают на то, что, возможно, речь идет скорее о реальной сексуальной деятельности, а не о символическом смешивании энергии.