На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
В предыдущей статье я представил вам Человека из Линдоу, мумию, найденную в английском болоте, чье тело датируется примерно 75 г. н.э. Он подвергся убийству четырьмя способами сразу: был задушен, избит дубинкой, ему было перерезано горло, а затем обнаженное тело с повязкой из меха полярной лисицы на левой руке утопили в болоте.
Реконструкция головы Человека из Линдоу (Британский музей)
Историк Энн Росс, изучающая кельтов, приложила немалые усилия прежде, чем интерпретировала значение повязки из лисьего меха как "Мое имя - Лис", или Ловерниос, древнее кельтское имя, обозначающее лиса.
Тем не менее, в 2000 году на конференции по индоевропейским культурам в Калифорнийском университете в Беркли, преподавательница этого университета доктор Лесли Эллен Джонс предложила другую интерпретацию этой повязки. По ее мнению, лисья повязка человека из Линдоу означает не "Мое имя - Лис", но "Я - жертва", и, в частности, жертва за всю общину.
Как полагает Джонс, указание, что тот, кого приносят в жертву, является именно жертвой, было очень важно для древних. Поскольку жертве необходимо быть представителем целого, обывателем, каждым из людей, которые жертвуют. Ее исследование указывает, что "лиса во многих обществах, включая кельтское, считается животным вне закона. Лиса живет на окраине человеческого общества, она не ручная, но и не абсолютно дикая. С одной стороны крестьяне ее ненавидят за набеги на скотные дворы, а с другой стороны люди восхищаются ее хитростью (отсюда ее роль трикстерной фигуры, такой как Рейнеке-Лис)". Это окраинное и "внезаконное" существование лис в кельтском представлении прекрасно вписывается в теорию о гомосексуальности Человека из Линдоу.
Так вот, хотя я и считаю, что доктор Джонс находится на правильном пути, она все еще не дотягивает до правильного понимания значения лисьей повязки. На мой взгляд, лисья повязка на руке означает "Я - гомосексуальная жертва". Даже из самых ранних свидетельств, оставшихся от европейских культур, известно, что лиса, судя по всему, соотносилась к гомосексуальными мужчинами, теми, кто был в обществе "вне закона", пороговыми/окраинными существами, хитрыми трикстерами.
В одной из своих статей я рассказывал о похоронной живой картине молодых любовников-мужчин, датируемой 26 000 г. до н.э.; активы были похоронены в ожерельях из волчьих зубов, а пассив - в ожерелье из лисьих зубов. А через 400 лет после смерти человека из Линдоу племя германцев, гомосексуальных пиратов и наемников, которое называлось герулы, начало резьбу рунических надписей в Европе и на Ближнем Востоке - в местах, где они мародерствовали. Фаллосообразная кость "амулет" и "палочка" начала шестого века, найденные в Линдхольме (Швеция), хранят надписи древнегерманскими рунами: "ek erilaz sa wilagaz hateka" - "Я герул, имя мне Хитрый", вероятная аллюзия на лису и ее легендарную хитрость. Греческий историк Прокопий Кесарийский также заметил, что в 500-х г. н.э. последний известный вождь герулов носил имя Рудольфус или Руд-Ульф - буквально "Red-Wolf", Рыжий Волк (хотя Честь-Волк является еще одним вероятным значением) - возможно, метафорическое соединенное имя (так называемый кеннинг) рыжей полярной лисы. Таким образом, в европейской гомосексуальной традиции есть еще два мужских имени, возможно, связанных с лисой.
Почему человек из Линдоу был особенной жертвой? Был он гомосексуальным друидским жрецом, чья роль как "порогового" существа рассматривалась как способ смягчения связи с богами ради защиты Ирландии, центра друидской религии? Что особенного должно было произойти в момент его смерти, что пришлось убить четырьмя способами такого красивого, мужественного, физически безупречного не-воина?
Три крупных катастрофы произошли в Англии в 60 г. н.э., которые заставили ученых полагать, что человек из Линдоу был принесен в жертву кельтским богам в тот год. Римское вторжение, разрушение кельтского духовенства в Англии и последующий голод, вызванный хаосом войны, когда у крестьян не было возможности даже сделать посевы ранней весной. Все это почти уничтожило кельтов в Англии и ставило под угрозу жизни ирландских кельтов.
Римские легионы впервые проникли в юго-восточную Англию в 43-м г. н.э., но достигли незначительного прогресса. В 58-м римский император Нерон решил, что его обедневшая королевская казна нуждается в кельтском золоте, так что он приказал напасть на Англию с намерением уничтожить друидов и в конечном счете захватить Ирландию. Зимой 59-го вождь кельтского племени иценов завещал половину своего имения Нерону, чтобы умилостивить римлян. Но этого было недостаточно. Ранней весной 60-го г. н.э. римляне конфисковали поместье кельтского вождя, изнасиловали его дочерей на глазах их матери, королевы Бодикки (возможно, имя означает Бычье Правосудие). Бодикка была не только королевой, но и друидской жрицей и могучим воином. (Лесбийская поэтесса и культурный антрополог Джуди Гран утверждает, что слово "bulldyke" (активная лесбиянка, своего рода синоним слова буч) произошло от имени королевы Будикки). Поклявшись отомстить за изнасилование своих дочерей, она бесстрашно сплотила соседние племена в ряде блистательных боевых маневров и засад, уничтожив весь Девятый Римский легион после взятия Колчестера.
Затем королева отправила своих воинов на взятие Лондона, в то время нового римского города, но основную часть римских солдат не удалось обмануть ее уловкой, которой Бодикка хотела отвести римлян от друидского коридора, протянувшегося через Англию, так что они направились на север и запад, к сакральным местам друидов. Это, видимо, разозлило кельтских воинов настолько, что они прекратили подчиняться Бодикке и хаотично бросились к друидскому коридору в попытке предотвратить захват римлянами кельтских святынь.
Римляне под руководством Светония очень рассчитывали на эту дезорганизованную атаку и в полной мере воспользовались ею. Кельтские воины, друиды, и их священные места - все пали под натиском невероятно хорошо организованных и дисциплинированных воинов меча Пакс Романа.
Энн Росс, историк, изучающая кельтов, предполагает, что болотная мумия из Линдоу была друидским принцем из Ирландии, который, услышав о полном поражении, прибыл из Дублина, остановился в Уэльсе и подобрался настолько близко, насколько мог к месту, где воевали римляне, чтобы принести себя в жертву с целью остановить практически неизбежное римское вторжение в Ирландию. И, согласно Росс, это случилось, скорее всего, в ночь с 30 апреля на 1 мая, 60 г. н.э.
Я полностью согласен с Росс насчет вероятного года убийства человека из Линдоу - но как она вычислила точный день? Все сводится к маленькому кусочку выжженого хлеба, найденного в желудке человека из Линдоу. В древней религии кельтов Новы год праздновали 1-го мая, его называли Белотапния или Бельтайн (буквально "яркие огни"). Мы знаем из кельтских преданий и существующей в настоящее время традиции, что в канун 1-го мая древние кельты обычно собирались на местных холмах, чтобы соорудить два или три грандиозных костра. Затем избранная группа получала специально испеченный хлеб, который назывался баннок - пресная лепешка. Маленькая порция хлеба была ритуально выжжена, и тот, кто получил кусочек выжженного баннока считался избранным богами для ежегодного пожертвования плодородию. Как правило, это жертвоприношение заключалось только в отыгрыше, в народной драме, сложном танце с мечами и фальшивым обезглавливанием. Но в особых случаях кельты действительно устраивали приношение в жертву того, кто съел выжженный банок, как и в случае с человеком из Линдоу.
После пожертвования (неважно, настоящего или символического), весь народ и весь скот ритуально проходил между кострами, чтобы очистить их перед вступлением в наступающий год. Таким образом наличие кусочка выжженного баннока в желудке человека из Линдоу не просто определяет день его жертвоприношения, но и дает возможность определить, какая же группа участвовала в жеребьевке. Я могу очень хорошо представить небольшую группу би-, транс- и/или гомосексуальных друидов из Ирландии, собравшихся на болоте в английском Линдоу, разделивших хлеб, чтобы решить, кто из них станет общей жертвой, чтобы очистить людей от их грехов и задобрить богов, чтобы те могли предотвратить вторжение римлян в Ирландию. И на самом деле, римляне ведь так и не захватили Ирландию - никогда не заходили дальше месторасположения тела Человека из Линдоу, таким образом сохранив главный центр друидской религии и богатства. Прошло еще несколько веков, прежде чем другое римское вторжение закончило то, что не смогли сделать легоны: вторжение в Ирландию римской католической церкви.
Я склонен согласиться с большей частью мыслей Энн Росс насчет Человека из Линдоу. Тем не менее, она старательно обходит любые указания на то, что этот друидский принц был квиром. Росс упоминает, как это сделали и практически все прочие специалисты по телам, найденным в болотах, что Тацит также указывал, что германцы и кельты были склонны к уникальной практике убийств гомосексуалов. И все же Росс очень грубо неправильно переводит Тацита, который, как она пишет, "уточнил, что за некоторые преступления, в том числе супружескую измену и содомию, злоумышленники были наказаны путем утопления в озерах и болотах с палками и камнями". Как я уже писал, только трусы, пацифисты и бесчестные телами своими (скорее всего, учитывая Тацитово римское понимание людей, занимающихся пассивным анальным сексом) были похоронены в болотах северной Европы. Тацит не упоминал супружескую измену, озера, злоумышленников или камни. К сожалению, Росс добавила эти элементы в свой неверный перевод Тацита. За последние 200 лет было найдено более тысячи естественно мумифицированных тел мужчин, женщин и детей. Тем не менее, насколько мне известно, ни один ученый не сделал попытки связать эти, очевидно, ритуально принесенные в жертву тела с транс- или гомосексуальностью и ее ролью в кельто-германской культовой практике.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".