Геи и субкультура гомосексуальности в Европе раннего и высокого Средневековья
Во времена Средневековья гомосексуальность охватила всю Европу; однополую любовь воспевали не только вольные ваганты, трубадуры и бродячие студенты, но и испанские поэты-евреи Моше ибн Эзра, ибн Сахл, ибн Гайят, ибн Шешет, ибн Барзел, Абрахам ибн Эзра. Выдающийся мыслитель и влиятельный иудейский лидер, блистательный поэт средневековья Йуда Халеви увлекался переводами на иврит арабской лирики, превращая по ходу дела даже безобидные любовные рифмы в откровенные гимны мужской близости.
"Порок" распространился в рыцарских орденах и стал частью их тайных обрядов; в содомском грехе обвиняли, например, тамплиеров; не были бестелесными, по-видимому, и отношения странствующих рыцарей.
В литературе позднего Средневековья упоминается секс между воинами даже в варяжском, "медвежьем углу" Европы. Общеупотребительные исландские глаголы обозначали одновременно и гомосексуальную пассивность, и неспособность защититься на поле боя. Яркая картинка нравов обессмертилась в "Саге о Харальде Хардрадре": Харальд спрашивает скальда Халии, готов ли тот отдаться за право обладать топориком короля, и, получив отказ, упрекает и стыдит его. Суровые мужики в разговоре между собой, не имевшем, казалось, и намека на сексуальность, неожиданно легко соскальзывали к откровенным предложениям друг к другу заняться сексом, и это, как видно, никого не смущало и не удивляло...
Кстати:Составленный во II - IV вв. и сохранившийся в средневековых рукописях анонимный латинский трактат по физиогномике так описывает идеальное мужское тело:
"Голова большая, волосы густые, рыжие или черные с рыжим. Твердо стоит на ногах, цвет кожи - с примесью красного. Глаза слегка вдавленные, грозные, серые или серо-голубые. Шея слегка покатая, немного удлиненная... лопатки мощные, плечи и верхняя часть тела вплоть до пупка широкие, нижняя же плавно убывает, сужаясь в обхвате... Связки и суставы крепкие, однако не грубые, но совершенные, в самом низу расходящиеся друг с другом. Грудь высокая и выдающаяся, живот широкий, немного поджарый внутрь, грудь не сильно покрыта плотью... А еще мужское тело сильное и неутомимое... Шаги длинные, движения, когда душа спокойна, сдержанные. Часть тела, которая расположена ниже пупка, меньше той, что от макушки головы и до пупка простирается..."
Еще одним ярким элементом сформировавшейся в XII в. европейской гомосексуальной субкультуры стало признание визуальных образов гея, самым известным из которых была фигура Ганимеда, прекрасного сына троянского царя и виночерпия Зевса. В античной литературе ганимедами геи называли своих возлюбленных; в Средневековье имя героя стало символом однополой любви мужчин и образцом совершенства мужского тела.
Гей-сообщество обросло "профессиональным" сленгом. Всем понятной, заглавной "хабалкой" стало, конечно же, нарицательное имя Ганимед и его менее распространенные варианты Фрикс и Эриктоний, заместившие решительно изгнанное определение "содомит". В ходу был термин "людус" (игра), широко использовавшийся и в просторечии, и в литературе в его вполне определенном, легко узнаваемом значении. "Хантинг"(охота) обозначал примерно то, что сейчас называют "круизинг" или попросту "съем"; особых красок метафоре добавляла сцена "хантинга", нападения орла на Ганимеда, которая воспринималась как символ божественной кары за тот грех, который так томительно и привлекательно символизировал собой сам Ганимед...
Значение некоторых средневековых "хабалок" более туманно, но их параллели с современным гей-арго вполне очевидны - как в случае со словами "вууд" (палка, деревяшка) или "мьюл" (упрямый осел), противопоставлявшийся "жеребцу".
К слову, еще в IX в. животные в словаре ортодоксов стали воплощать негативный образ сексуальности. Св. Бонифаций писал о прелюбодеях и блудницах как о "жеребцах и обезьянах"; церковь осуждала секс в "животной позиции". Некоторые животные стали символами греховного секса; "порок содомии" и наказание за него чаще всего олицетворяла гиена.
В XI - XII вв. - впервые! за столетия со времени падения Рима - литература запестрела упоминаниями о парнях, торгующих собой по сходным ценам. О мужской проституции все рассуждали охотно и со знанием дела; в одной из популярных поэм того времени изложен оживленный спор натурала, озабоченного тем, что повеса-мальчишка "предлагает себя, позабыв все на свете, даже свой собственный пол", и гея, парирующего его упреки:
"Аромат выгоды пленяет; ее никто не сторонится. Богатство, сказать откровенно, весьма притягательно.
Всякий, кто гонится за состоянием, пожелает сыграть в эту игру:
Если мужчина вожделеет к юношам, он, конечно, вознаградит их!"
Ален де Лилль писал, что многие мальчишки, красотой которых он был безмерно восхищен, "настолько одержимы продажной любовью, что, кажется, приспособили свои "молоты любви" сугубо под нужды наковальни для звонкой монеты".
В поэмах того времени упоминаются мужские бордели в Шартрезе, Орлеане, Сенсе и Париже, проводившие, к слову, пристрастный досмотр кандидатов на предмет размеров члена. Всей Европе была известна доступность юношей во Флоренции; в Германии продажных геев даже называли "флорентийцами". А самыми "озабоченными" современники считали геев-парижан, орлеанцев и шартрезцев.
В XI - XII вв. европейское гей-сообщество превратилось в важный сегмент социума, интеллектуальная самозащита которого строилась если не на откровенной апологии гомосексуальности, то, во всяком случае, очень дерзко и со всем поэтическим и житейским мастерством. Все, что нашло отражение в литературе того времени, говорит о сложившейся гей-субкультуре, в достаточной степени осознающей и превозносящей свою инаковость.
Кстати:Мифогенное творчество средневекового люда породило множество странных и необъяснимых представлений о различимых внешних проявлениях гомосексуальности; европейцы, например, были убеждены, что член гея склоняется, как правило, на левую сторону. Быть может, именно теперь, к концу XII в., когда падение нравов, укорочение камзолов и утончение штанов достигло своего апогея, ортодоксы вдруг обнаружили - прямо сказать, увидели собственными глазами, - как много мужчин предпочитают левую сторону...С этим, без сомнений, надо было решительно бороться; геям и прочим ведьмам была объявлена война: гомосексуальность, которую церковь прежде считала грехом, была приравнена к ереси, демонизирована и наказывалась отныне не покаянием, а сожжением.
Во Франции с 1317 по 1789 гг. состоялось 73 "содомитских процесса" и было сожжено 38 человек. Из 30 тыс. дел, расследованной португальской инквизицией, обвинение в содомии содержалось в 900; 50 человек было сожжено.
В Италии, где подобными делами занимались светские власти, наказания не были столь суровыми. Во Флоренции с 1348 по 1461 гг. состоялось 50 процессов о содомии и было вынесено 10 смертных приговоров, из них 7 - за отягченную уголовными преступлениями гомосексуальность.
Что же касается прихотливости форм и непокорности движений членов, то известны и другие случаи превращения этой столь интимной и щекотливой телесной детали в предмет публичного интереса; одна из таких историй была так описана современником российского императора Павла I: "Еще в бытность великим князем Павел был столь щепетильным блюстителем формальности в упражнениях, что, заметив однажды весной, как лук Купидона напрягал и поднимал узкие штаны некоторых солдат, он всем им приказал расположить его на одной и той же ляжке, как они носили ружье на одном и том же плече. Читатель может принять это за непристойную шутку; но один из присутствовавших на учениях офицеров уверял меня в этом, и всякий, кто хоть немного знал Павла, поверит этому с той же легкостью, как и я..."
Столетием позже былой толерантности к меньшинствам, в том числе, геям, по ряду причин в Европе не стало. В самом начале XIII в. еще звучали отголоски прежней вольницы, но спустя пару десятилетий, когда в Андалусии смолк последний поэт-иудей, голос геев Средневековья растворился на века.