Древний Китай
Первые упоминания о мужской однополой любви в Китае относятся к 16-11 вв. до н.э. Если судить по китайским летописям, то в Древнем Китае мужская гомосексуальность не считалась ни преступной, ни аморальной, и на протяжении многих веков была широко распространена в высших слоях китайского общества.В китайском языке есть несколько популярных разговорных выражений для обозначения любви между мужчинами. Возникновение каждого из этих выражений имеет свою предысторию:
Император Лин (534 - 493 до н.э.) был влюблен в удивительно красивого мужчину по имени Ми. Однажды, прогуливаясь по императорскому саду, Ми сорвал необычайно сладкий и сочный персик. Вместо того чтобы съесть его целиком, Ми взял себе только половину, а вторую половину оставил для императора. Выражением "разделить последний персик" стали иносказательно обозначать любовную связь между мужчинами.
Во второй истории тоже приняли участие члены императорского двора. Император Хан Аи-ти (который правил с 6 года до н.э. по 1 г. н.э.) влюбился в молодого красавца Дун Цянь. Дун сопровождал императора во всех поездках и всегда спал с ним в одной постели. Однажды, когда они вместе прилегли вздремнуть, Дун Цянь заснул на рукаве императорского халата. Император предпочел отрезать рукав, лишь бы не потревожить сон возлюбленного. Так выражение "отрезанный рукав" тоже стало использоваться для намека на однополую связь1.
Третья история рассказывает о том, как однажды во время рыбалки Лун Ян - друг и любовник императора - вдруг расплакался. Когда император спросил его, в чем причина этой внезапной печали, Лун Ян ответил, что, когда он выловил первую рыбу, то был счастлив, пока не поймал рыбу побольше. Он уже решил было выпустить маленькую рыбку, как вдруг понял, что сам находится в таком же положении. Он знает, что есть мужчины красивее его и боится, что император захочет избавиться от него, как он сам собирался избавиться от маленькой рыбы. Император тут же заверил Лун Яна, что такого никогда не случится и издал указ, запрещающий называть кого бы то ни было более красивым, чем Лун Ян. Нарушивших этот указ было велено казнить вместе с их семьями. Имя Лун Ян вошло в историю в качестве еще одного символа для обозначения мужской гомосексуальности.
Во многих произведениях китайской классики, в официальных и неофициальных летописях, в классических китайских сказках о тайнах, колдовстве и привидениях содержатся упоминания об однополой любви. С 1368 по 1911 гг. в Китае было издано несколько документальных и художественных книг, посвященных гомосексуальности.
Тем не менее, с течением времени отношение к однополой любви в Китае менялось. Приблизительно с 13 века н.э. ее стали считать отклонением и временами осуждать, хотя методичное и жестокое преследование гомосексуалов тогда еще не практиковалось.
Современный Китай
Учитывая многочисленные и разнообразные описания гомосексуальности в древнем Китае2, можно было бы ожидать этого и в Китае современном. Однако, литература, касающаяся проблем гомосексуальности современных китайцев, оставляет желать лучшего. В трехтомной "Библиографии по гомосексуальности" (1971, 1977, и 1985), которая включает 9924 статей, только в двух статьях (из гей-публикаций) говорится о гомосексуальности в Китае. Такая скудость литературы на эту тему, по меньшей мере, частично объясняется запретом однополых связей, который стал особенно строгим в современном Китае. Поэтому настоящим прорывом стала опубликованная в 1985 году под псевдонимом Джин-ма Хуа статья "Гомосексуальность: нерешенная загадка"3. В этой статье указывалось, что гомосексуальные отношения характерны для всех народов, для всех общественных групп и отмечались во все исторические эпохи. В статье утверждалось, что геев нельзя преследовать за их нежелание производить потомство, что гомосексуалов много в любом обществе и что их больше, чем кажется обывателям. Говорилось, что проблемы геев нельзя игнорировать, что эти люди заслуживают лучшего места в обществе, чем то, которое им предоставлено сейчас, и что гомосексуалы не отличаются от гетеросексуалов ни интеллектом, ни физическими возможностями, что у них те же самые творческие способности, и они точно так же умеют поддерживать серьезные отношения.
Публикация этой статьи привлекла огромное внимание. В редакцию пришли письма от некоторых читателей, в основном, от геев. Главное, что наполняло эти письма - это огромное облегчение от возможности поделиться своими чувствами. Во многих письмах была ясно видна противоположность желаний их авторов. В одно и то же время им хотелось сохранить все в тайне и воспользоваться возможностью, чтобы преодолеть свое одиночество.
Лишь в двух письмах (№ 57 и 58) статью Джин-ма Хуа называли необъективной, а гомосексуальность осуждалась, как порождение капиталистического общества, опасное для "социалистической цивилизации" (№ 58).
Основная причина мучений и невыносимой тревоги, которую испытывают китайские геи - это страх перед возможным наказанием, которое включает арест и отправку в исправительно-трудовые лагеря.
Общественное давление, страдания и внутренние конфликты, которые мучают гомосексуалов, могут быть такими сильными, что, в конце концов, приводят их к мыслям о самоубийстве или даже к попыткам самоубийства. Из тех 56 читателей, которые прислали отзывы на статью, 15 человек пытались покончить с собой.
Все надежды и чаяния китайских геев, нашедшие выражение в этих письмах, можно разделить на три группы. Геи в Китае надеются, что общество признает гомосексуалов и перестанет их осуждать. Они хотят, чтобы общество обеспечило им такую же возможность знакомиться и устраивать личную жизнь, какую оно обеспечивает гетеросексуалам. И, наконец, в письмах содержались пожелания провести объективные научные исследования и опубликовать их результаты, чтобы прийти к взаимопониманию с обществом.
Древний Китай
В древние времена китайская культура очень терпимо относилась к связям между женщинами. Одной из важных причин этого было то, что количество обеспечиваемой женщиной инь (субстанции и/или энергии, необходимой для тела) считалось безграничным. Как следствие, женскую мастурбацию считали безвредной. Кроме того, признавалось, что когда женщины вынуждены жить в постоянной близости, как это было принято в больших полигамных семействах, в результате возникает возможность превращения их отношений в любовные. Многие считали, что такое развитие событий неизбежно, и мирились с этим. По мнению других, такие отношения были даже желательны.
Современный Китай
В настоящее время лесбиянки в Китае загнаны в подполье даже в большей степени, чем геи. В отличие от геев, лесбиянки не прислали ни одного отклика на статью Джин-ма Хуа. Те несколько женщин, которые изъявили желание обсудить свою гомосексуальность, уже сидели в тюрьме и терять им было практически нечего.
Китайские журналисты Хе и Фанг, которые пытались собрать сведения о китайских гомосексуалах, столкнулись с традиционным нежеланием давать интервью у тех людей, которые имели все основания бояться огласки. Хе и Фангу тоже пришлось положиться на показания заключенных, которые сидели в тюрьме за "половые преступления" или преступления, вызванные ревностью на сексуальной почве. В результате Хе и Фанг собрали шесть историй о лесбиянках, три из которых приводятся ниже.
В первом случае женщина-инженер облила свою коллегу и партнера по гомосексуальным отношениям кислотой за то, что та решила выйти замуж.
В другом случае Ву, тридцатилетний рабочий, никак не мог жениться из-за своего маленького роста. В конце концов, его познакомили с женщиной по имени Ця. Но в брачную ночь к ним в спальню ворвалась другая женщина, Чжан, которая оказалась любовницей Ця. Чжан настояла на том, чтобы Ву взял в жены и ее. Она заставляла Ву заниматься сексом сначала с ней, потом с Ця, а затем с ними обеими. Ця не понравились отношения, которые возникли между Ву и Чжан, и она заявила в суд. Ву арестовали, а Ця и Чжан было предписано жить раздельно.
Третий случай произошел в женском буддистском монастыре. Молодая девушка постриглась в монахини под именем Хуэмей и вскоре стала любовницей другой монахини - Хуэминг. Узнав об этом, бывшая любовница Хуэминг из ревности ворвалась к ним, выломав дверь, когда Хуэмей и Хуэминг занимались любовью. Их секрет был раскрыт. Обеих женщин выгнали из монастыря и запретили быть монахинями. Хуэминг призналась, что ее саму в свое время соблазнила более опытная монахиня4.
Из-за того, что многие исследования женской гомосексуальности основываются на интервью с заключенными, китайцам очень легко привыкнуть к стереотипному образу лесбиянки как аморальной и распущенной женщины. Так, в одной из статей в китайской прессе описывалось тайное "Лесбийское общество", банда женщин, совершавших убийства и другие преступления из-за того, что их обидели или отвергли мужчины. Материал был подобран так, что отделить факты от домыслов было невозможно. Эта публикация, одна из немногих, в которых обсуждалась гомосексуальность китайцев, возможно, отражает обычное негативное восприятие женской однополой любви.
Ясно, что у многих лесбиянок очень тяжелая жизнь, отравленная страхом и ревностью. Но в тех условиях, которые есть сейчас, представить полную и неискаженную картину их жизни невозможно. Из-за отсутствия информации о сексе в Китае и репрессий по отношению к гомосексуалам со стороны властей, геи и лесбиянки в этой стране еще не скоро получат надежду на нормальную счастливую жизнь.
Современное положение.
Хотя в УК КНР нет специальной статьи о наказании за однополые связи, на практике они рассматриваются как хулиганство и по ст. 106 могут привести к аресту и тюремному заключению.
Когда речь о гомосексуалах заходит на уровне властей, высказывания, как правило, носят осуждающий характер. Официально считается, что однополые связи противоречат общественной морали, нарушают общественный порядок, разрушают физическое и умственное здоровье граждан, и должны рассматриваться как преступление5.
Другая распространенная реакция - это отрицание самого существования гомосексуалов среди китайцев. Свидетельство официального отрицания гомосексуальности предоставил Ричард Грин, редактор книги "Восприятие сексуальности: поведение, исследование и терапия": "Менее чем за год до расправы 1989г. на площади Тяньаньмынь, я читал курс о сексуальности человека в Пекинском медицинском колледже. Я рассказал о своих исследованиях несексуального поведения мальчиков, по которому можно предсказать будущую гомосексуальность. Потом я спросил врачей в аудитории, встречалось ли подобное поведение у китайских мальчиков. Мне ответили, что в Китае такого явления нет".6
Еще одна реакция - это признание того, что гомосексуальность в Китае, возможно, существует, и попытка объяснить это дурным влиянием Запада. Официально однополые связи объявляются одной из "болезней западного общества"7.
И, наконец, есть такие, кто, столкнувшись с неоспоримыми фактами существования гомосексуальности, начинают искать способы ее ликвидации. К примеру, писатель Ван Руиксионг потратил массу времени, чтобы собрать интервью и создать обширный отчет о гомосексуальности в Китае. В итоге Ван сделал заключение, что однополые связи - это преступление, и выразил надежду, что в скором времени они будут искоренены.8
Большинство китайских врачей считает гомосексуальную ориентацию психическим заболеванием. Для его "лечения" иногда применяют болезненный электрошок или лекарственные травы, вызывающие рвоту. В любом случае целью становится спровоцировать безусловно отрицательную реакцию, которая впоследствии будет ассоциироваться с эротическими фантазиями. Оба метода приветствуются китайскими врачами как необыкновенно эффективные в "лечении" гомосексуалов9.
Такое отношение к гомосексуалам в Китае приводит к многочисленным проблемам. Сейчас в этой стране из-за острой нехватки жилья во многих домах нет отдельных комнат, в которых можно было бы уединиться. Поэтому гомосексуалам приходится искать другие места для встреч и сексуальных контактов. Одним из немногих таких мест становятся общественные туалеты. Конечно же, в антисанитарных условиях возрастает риск заразиться СПИДом и другими венерическими заболеваниями.10
Тем не менее, последние 10 лет экономических и социальных реформ несколько улучшили ситуацию. Китайские социологи и сексологи впервые провели широкие исследования полового поведения самой многочисленной нации в мире.11 Одним из главных выводов стало то, что, как и в случае со многими другими нациями, по крайней мере 1-5% китайцев - гомосексуальны.12
По результатам социологического опроса гомосексуальное поведение отмечено у 0,5% городского населения, состоящего в браке, 2,3% сельского населения, состоящего в браке и 7,5% студентов колледжей и университетов.
Издано несколько научных книг о гомосексуальности. Опубликованы результаты социологического опроса и книга "Их мир: перспективы мужских гомосексуальных групп в Китае" (1992). Это первая монография о мужской гомосексуальности в Китае. Опубликованная в 1994 году книга "Однополая любовь" - первая исчерпывающая научная книга о гомосексуальности, не имеющая осуждающего названия. Все авторы книги - гетеросексуалы. Их отношение к гомосексуальности как нормальной ориентации может стать толчком к признанию в Китае прав геев и лесбиянок.
Фанг-фу Руан, Sociolegal Control of Homosexuality: A Multi-Nation Comparison
Перевод В.Клименкова в обработке Р.Снегова
1 Hinsch, 1990;
2 Ruan & Tsai, 1987;
3 Ruan, 1985;
4 He & Fang, 1989;
5 Wan, 1988;
6 р. v;
7 United Press International, Febr