На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Скрытый лик доколумбовых народов
Открывая Америку, колонизаторы встретили в этих землях большое разнообразие сексуальных традиций, которые развивались в атмосфере уважения и достоинства, так как в этих обществах существовали исторические установки не преследовать людей из-за различия в их сексуальных привычках.
Хроники, написанные в XV, XVI и XVII веках, свидетельствуют о наличии на американской земле всех вариантов гомосексуальности, которые не воспринимались как нечто осуждаемое или отвергаемое.
В Центральной Америке и на Карибских Островах гомосексуалы воспринимались как магические существа, обладающие сверхъестественными способностями. Считалось, что их присутствие приносит удачу. Летописец Гонсало Фернандес дэ Овиедо рассказывает, что был свидетелем того, как в поисках божественной защиты и помощи аборигены "жертвовали (в храмы) выполненные из рельефного золота фигурки человечков, находящихся один на другом в содомском акте".
При крещении жителей Мехико монах Бартоломэ дэ лас Касас наблюдал, что сексуальная ориентация детей никогда не была причиной конфликта или озабоченности родителей племени ацтеков. В своих работах прелат пишет, что в этих краях, если мальчик хотел быть девочкой, то родители "одевали его как женщину и обучали искусству, искали ему мужа и играли свадьбу".
У преколумбийских народов каждая группа туземцев воспринимала сексуальность согласно традициям, принятым в их культуре. Летописец монах Пэдро Симон возмущается тем, что в королевстве Новая Гранада обнаженные вожди приветствуют гомосексуальные отношения среди своих слуг, и обвиняет все эти народы в "падении в отвратительный грех".
Делая описание социальной организации племени Инка, монах проповедник Грегорио Гарсия пишет о существовании у них мужских публичных домов. Также хроника Пачакути Иамки сообщает, что во времена Инка Льюке Июпанки "воспитывались мальчики для предоставления сексуальных услуг воинам".
В империи Инка проституирующие мужчины, известные под именем Пампайруна, были очень популярны и хорошо оплачивались.
Сказание Пачакути сообщает, что, когда родился наследник Амаро Ттопа Инга, за пределы городской черты Куско были изгнаны все злые и некрасивые животные, город наполнили драгоценными камнями, которые светились в ночи. Одновременно послали за карликами и горбунами, чтобы они сшили одежду для новорожденного. Хроника рассказывает, что, хотя не было известно о предсказаниях волшебников по поводу будущего наследника, на торжество по случаю рождения из лесных краев прибыл бог Чики Чинчай - "хранитель гермафродитов и индейцев двойной природы".
В сказаниях Пачакути ясно показывается та сила, которой обладала в Южноамериканских Андах концепция Андрогинного Создателя, так как автор на рисунке, сопровождавшем одно их писаний, помещает бога Виракоча на вершину космологического порядка, ссылаясь на его двойную сексуальность.
Одним из первых занятий прибывших на американскую землю священников было крещение местных народов. При этом стирание исторической памяти доколумбовых цивилизаций и скорейшая ассимиляция их в испанскую культуру были главной задачей. Временная и идеологическая структура в сказании Пачакути лучше всего показывают ту важность для колонизаторов, которую имело крещение Америки. Так очевидно, что они создали новое Евангелие, согласно которому племя Инка заслуживало наказания от испанцев, как знака божественного правосудия.
Летописи Пэдро Сьеса дэ Леон, обсуждающие тип религиозной гомосексуальности Инка, повествуют, что "каждый храм и главный приход имеет одного или нескольких человек, смотря по идолу одетых в женщин". На больших религиозных праздниках в атмосфере религиозности и общественного почитания эти храмовые геи имели сексуальные сношения с самыми знатными и известными людьми. В этом месте хроника почти текстуально копирует рассказ монаха Бартоломэ дэ лас Касас о гомосексуальных традициях племени Ацтеков.
Описание храмовой гомосексуальности было еще более подробно дано у Бернабэ Кобо, который свидетельствует о гомосексуальном обряде, происходившем в двух наиболее грандиозных и уважаемых храмах Пачакамак и Апуримак, находящихся на территории Тауантинсуйо. Храм Пачамак находится недалеко от Лимы. После величественного храма Кориканча из Куско он занимал второе место по величине, значению, власти и богатству. Так же как и в другие священные места, в него стекались странники со всей империи Инка.
По версии конкистадоров идол из Апуримак, которому там поклонялись, имел груди и был одет в юбки. Из-за бесчисленных возможностей, которые ему присваивались, каждый человек, посещающий храм, должен был быть одетым как женщина и, приближаясь к божеству в знак подчинения был обязан закрыть глаза и в священном ужасе стать на колени с головой, опущенной к полу, и поднять ягодицы, согласно Бернабе Кобо, в "позиции дурной и непристойной".
Летописцы Сьеса ле Леон и Грасиласо де ла Вега указывают, что на экваторианском побережье гомосексуальная деятельность была "более очевидна, чем среди других народов", приводя в качестве примера то, что вождь Тумбалья с острова Пуна имел в своем гареме несколько мужчин, украшенных золотом и драгоценными камнями. В этой меднокожей Америке разные народы были похожи, как в зеркале, и случай вождя с острова Пуна не был исключением.
Гонсало Фернандес дэ Овиедо рассказывает, что на Карибских островах другой царь - вождь Гоанакагари - также украшал золотом и драгоценностями своих любовников: мужчин и женщин.
Историк Гарциласо дэ ла Вега собирает удивительные мифы, которые существовали по всему эквадорскому побережью. В них персонажами были герои-геи.
Предание из поколения в поколение передает, что выброшенные гневом моря на эквадорский берег величественные гигантские люди после тяжкой битвы за эту землю построили высокие и красивые дома из камней и глубочайшие колодцы - оставшиеся божественной памятью.
В этом же повествовании рассказывается, что высокие мореплаватели рассеялись между Мантой и Портовьехо и что все они были гомосексуалами. Это и другие сказания доказывают, что на эквадорском побережье до господства Инка и во время него, гомосексуальность была возвеличена.
По мере изучения большого количества хроник, рассказы о существовании мужских публичных домов во всех больших храмах находят все больше подтверждений. Так Доминго дэ Санто Томас рассказывает, что среди жителей гор гомосексуальные ритуалы были прикрыты видом святости. И что, несмотря на то, что некоторые аборигены выражали свое отвращение, тем не менее, секретно участвовали в этом.
Также среди доколумбовых народов была хорошо известна женская гомосексуальность. Хроника Фелипе Гуамана Пома дэ Аиала подтверждает, что Капак Иупанки (вождь - прим. переводчика) "относился к ним с большой нежностью".
Племя Инка с большим уважением относились к женщинам, чье поведение имело мужские черты. Эти женщины имели большие привилегии, участвовали в войнах, имели множественные отношения и участвовали в принятии решений на совете племени.
Благодаря историку Августину Сарате известно о провинции, населенной исключительно женщинами, которые общались с мужчинами только с репродуктивными целями. Когда у них рождались сыновья, женщины отдавали их на воспитание отцам.
Антонио дэ Эррера Сеговийский уверяет, что у некоторых народов женщины окончательно принимали мужскую роль. Так, например, у аборигенов Бразилии, "некоторые женщины оставляют женские заботы, отрезают волосы и, подражая мужчинам, идут на войну и на охоту с луком и стрелами".
Эксперты в этно-исторических исследованиях уверяют, что поведенческие стереотипы этих женщин и породили американские мифы о так называемых амазонках. Американские амазонки обитали во всех регионах империи Инка и представляли собой небольшие государства в государстве, их общественная структура была типичным царством, управляемым царицей, которая командовала нескончаемыми войнами.
В Летописи Франциско Лопеса дэ Гомара есть заверения, что в боях женщина-воин могла убить восемь испанцев. Чтобы быть свободными от мужского контроля, амазонки жили в неприступных крепостях, называемых warmi pucará.
Амазонки поддерживали устойчивые коммерческие связи со всей империей и по этой причине были уважаемы. Их как бы мужское обличье превратило их в героинь, поражавших воображение всех, кто с ними встречался. Одна из таких цариц, наиболее часто упоминаемая в летописях - Гобоимилья, что означает "золотое небо", оплачивала налог империи сотканной одеждой.
Антропологические и лингвистические исследования показывают, что Инка использовали несколько слов, чтобы обозначать амазонок. Так они называли их chanchak marmi, kakcha, warkana или komí - слова, среди которых есть обозначение лесбиянки.
К женской гомосексуальности у андских народов относились хорошо, а в высших слоях империи Инка даже идеализировалась.
Известно, что гомосексуальность до XIX века воспринималась как "омерзительный грех против природы" или "не называемое преступление", и для идеологического морального комплекса колонизаторов это были самые недостойные грехи. Однако любопытно, что женская гомосексуальность не осуждалась, так как не считалась противоестественной. В те времена понятие о грехе связывали с потерей "семени", но выделяет ли женщина при возбуждении "собственное семя", не было известно.
Археологические материалы, относящиеся к тому отдаленному прошлому, в большинстве ранее упомянутых регионов, дают информацию относительно существования гомосексуальных практик магического и религиозного характера. Так культуры Moche и Vicús центра и севера Перу артистично воплотили в сосудах из глины свои представления о гей-жизни. Гомосексуальные мечты и гомосексуальная связь с мифическими существами были темой созидания у художников этих народов, отношение которых к гомосексуальности способствовало тому, что колонизаторы предали их анафеме, считая их культуры развратными.
Последние исторические и антропологические исследования показывают, что к заключениям многих летописцев об ужасных наказаниях, применяемых Ацтеками, Инка и другими доиспанскими народами по отношению к гомосексуалам, нужно подходить с большой осторожностью. Новые данные позволяют категорично утверждать, что этих наказаний никогда не существовало, и что это было ни чем иным, как личным отношением историков задавшихся целью морализаторства, так как эти официальные истории были написаны по заказу Короны или Церкви.
Данные, относящиеся к гомосексуальным практикам доколумбовых народов, побудили этнографов Патрисию Эльбертс и Эвелин Блаквуд провести исследования среди североамериканских племен. Исследователи пытались обнаружить истории индейских летописцев, выжившие в условиях жесткой иудейско-христианской морали, навязанной колонизаторами. Они обнаружили, что у индейцев племени Кроу были мужчины, одевавшиеся как женщины, практиковавшие шаманизм и посвящавшие себя тому, чтобы предоставлять сексуальные утехи наиболее успешным воинам. Этим гомосексуалам, называвшимся бердашами, отдавались почести, они считались отдельным полом, и у Кроу быть в половых отношениях с бердашом было очень желательно, так как это было показателем мужественности.
Было обнаружено, что в 33 типах индейских североамериканских обществ, встречались лесбийские отношения. В этих обществах были приемлемы половые отношения между женщиными, поэтому женщины могли устанавливать связи с другой женщиной и формально вступать в брак.
Одним из фундаментов, на которых было обосновано завоевание Америки, было крещение аборигенов, и, следовательно, внедрение веры и христианского поведения. С момента завоевания Церковь и Государство превратились в контролеров сексуальности. Это делалось для того, что бы окончательно стереть связь доколумбовых народов с их собственными традициями. Очевидно, что в истории человечества, в зависимости от эпохи, гомосексуальность то отвергали, то терпели, то идеализировали.
В Америке отношение к гомосексуальности со стороны общества должно рассматриваться, по крайней мере, в двух этапах: до и после испанского завоевания, так как после него эти земли превратились в театр всевозможных форм насилия в отношению к гомосексуалам, лесбиянкам, трансгендерам и бисексуалам.
Воспоминания, оставленные летописцами индейцев позволяют нам узнать несчастную судьбу геев при начале колонизации, которые стали первыми жертвами новой системы. Сотни храмовых геев умерли в нищете, после того, как были изгнаны из храмов, другие согласно рассказу монаха Бартоломе де лас Касас были травлены собаками убийцами, которые разгрызали кости своих жертв. Те из них, что попали в лапы примитивной инквизиции, были казнены под пытками, повешены, сожжены заживо или приговорены пожизненно гребцами на галеры.
Первичные источники:
Cieza de León, Pedro: Crónica del Perú
Cobo, Bernabé: Historia del Nuevo Mundo
Fernández de Oviedo, Gonzalo: Sumario de la Historia Natural de Indias
García, Gregorio: Origen de los Indios del Nuevo Mundo e Indias Occidentales
Garcilazo de Vega, Inca: Comentarios Reales
Herrera y Tordesillas, Antonio: Historia General de los Hechos de los Castellanos en las Islas y Tierra Firme del Mar Océano
Las Casa, Bartolomé: Historia de las Indias
Poma de Ayala, Felipe Guamán: Nueva Crónica y Buen Gobierno
Santa Cruz Pachacuti Yamqui, Joan de: Relación de antigüedades dete reyno del Pirú
Zarate, Agustín: Historia del Descubrimiento y Conquista de las Provincias del Perú
Вторичные источники:
Ellefsen, Bernardo: Matrimonio y sexo en el incario.
Kauffmmann Doig, Federico: Comportamiento Sexual en el Antiguo Perú
Библиотеки организаций:
Banco Central del Ecuador - Quito
(Fondos Isaac Barrera y Jacinto Jijón y Caamaño)
Universidad Politécnica Salesiana - Quito
Pontificia Universidad Católica del Ecuador - Quito
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".