На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Практическая магия гендера. Часть I
Эта статья является первым индивидуальным исследованием отношений между гендером и западным неоязычеством и не в состоянии охватить все концепции, связанные с гендером и сексуальной ориентацией, которые существуют в традиционных формах магии и язычества.
Введение
История западного язычества неразрывно связана с историей трансвестизма, однополых отношений, трансгендерного духовенства и свободной сексуальности. Издревле почти во всех буллах и эдиктах, в которых христианская церковь выступала против ереси, содержались наставительные предупреждения против лесбиянства, гомосексуальности, гендерных отклонений, гетеросексуального группового секса и бисексуальности. И на самом деле, Жанну д’Арк (Jeanne d'Arc), сначала приговоренную к пожизненному тюремному заключению, в итоге сожгли заживо в возрасте 19 лет, когда обнаружилось, что она в очередной раз в своей камере носила мужскую одежду. Кроме того, народные сказания Британских островов переполнены мальчиками в одежде девочек и девочками в одежде мальчиков, бородатыми дамами и женственными принцами.
До 1957 года "король" процессии на День чернильного орешка в Каслтоне выступал в сопровождении не "королевы красоты", а мужчины в женской одежде, а на церемониях в честь Бридег в Шотландии, праздниках в честь Стефана Первомученика, во время празднования самайна (праздник окончания уборки урожая, Gay.Ru) и дня Мари Клуид в Уэльсе всегда было много ряженых в одежду другого пола. На праздновании Хэллоуина и главных рождественских увеселениях, известными своими гендерными отклонениями, игры в перевоплощения были некогда так популярны, что христианских священников строго порицали за участие в них.
Если углубиться в историю еще дальше, то мы найдем свидетельства того, что у язычников-кельтов были любовники как мужчины, так и женщины, узнаем о трансгендерых жрецах шумерской богини Инанны и весьма пикантные сплетни о самой Бригите в Ирландии (богине в трех лицах) и ее любовнице Дарлугдаче (дочери бога Луга, а также богини из провинции Ленстер). А не так давно более чем в 150 Обществах коренных народов Америки обнаружились описания переодетых в одежду другого пола мужчин или женщин, которым приходилось принимать участие в работе, традиционно выполняемой представителями противоположного пола, и зачастую их считали мостиками между мужчинами и женщинами или шаманами. Антропологи также собрали сведения о женщинах-воительницах, вождях и охотницах, которые брали других женщин себе в жены, а антрополог Альфред Метро (Alfred Metraux) в своем исследовании культа вуду на Гаити 1958 года мимоходом называет многих жрецов, хунганов, гомосексуалами. Что же такое, черт возьми, происходит?
В данной статье я затрону три темы. Одной будет гендер и что подразумевается под этим словом, второй станут гендерные магические практики и третья тема возникла из моего личного опыта одного из основателей лагеря язычников-квиров.
Гендер и пол
Во-первых, что мы подразумеваем под гендером? В западном мире гендер издавна рассматривался в качестве идеологии, которая выглядит примерно так: есть два гендера, срисованные с биологических мужского и женского пола, и каждый имеет характерные способы своего выражения (что-то вроде аналога магических соответствий, если так будет понятнее), включая одежду, жесты, речевые шаблоны, до некоторой степени выбор работы и так далее, и, самое главное, сексуальную ориентацию. Обсуждение гендера в этом контексте иногда бывает запутанным, так как существует традиционная тенденция соединять гендер с биологическим полом и сексуальной ориентацией и полагать вследствие этого, что эти гендерные характеристики и определения являются образом более естественными, не принимая при этом во внимание социальных или культурных конструкций.
Конрад П. Коттак (Conrad P. Kottak) из Мичиганского университета пишет: "Хотя пол и гендер связаны между собой, они не являются идентичными понятиями. Пол характеризует биологические различия между самцами и самками. Гендер же относится к деятельности, поведению, ценностям и идеям, которые культура приписывает этим различиям. Эти занятия, поведение, ценности и идеи не имеют никакой обусловленности биологическими различиями".
Пока нам важно запомнить следующее: они связаны, но не являются одним и тем же, даже биологический пол более разнообразен и интересен, нежели то, что обычно считается двумя формами "гендера".
Интерсексуальность
Некоторые люди рождаются "интерсексуальными", то есть при рождении у них есть вариации в биологических половых характеристиках. Среди них может быть наличие одновременно мужских и женских гениталий, наличие доминирующих мужских или женских гениталий или же анатомическая женщина может иметь мужские хромосомы и так далее. Существует значительное число вариантов, поэтому даже сам термин "биологический пол" становится относительным. Во многих культурах эти варианты как в поле, так и в гендере издавна признаны и к ним приспособились.
Исследования, проведенные Обществом интерсексуалов Америки, показывают, что приблизительно 1 из 2000 человек в США рождается интерсексуальным, а в Коста-Рике это соотношение достигает 1:5. На Западе традиционно в подобных случаях пытались зафиксировать половую идентификацию, которая включает в себя концепцию гендера, описанную выше, с помощью хирургии или лекарств. С течением лет ситуация изменилась. В 1950-е годы "причисление" ребенка к тому или другому полу обычно происходило при помощи хирурга без участия родителей и даже без их предупреждения; затем, в 1980-90 гг., врачи и родители определяли пол вместе (равно как и гендер, обычно опять же прибегая к хирургическим методам), но в последнее время некоторые родители и медики причисляют ребенка к определенному полу временно, при этом ребенок растет, придерживаясь того гендера, который обычно ассоциируется с этим полом, но зная, что ситуацию можно изменить.
Совсем недавно появились просвещенные личности, которые считают таких детей "нормальными по отношению к самим себе" или же "особыми" в категориях их биологического пола и отказываются "причислять" фиксированный пол или гендер ребенку до тех пор, пока он сам не сможет решить, какого именно пола он хочет быть или же выбрать нечто другое (что может включать возможность выходить за гендерные границы).
Итак, повторю: западные представления о гендере в основном имели и имеют отношение к предвзятому мнению о биологическом поле и презюмируемой роли в обществе. И хотя роль бинарности или "двух полов и, таким образом, гендеров" весьма значительна в западной культуре, настойчивое утверждение о том, что существует только два биологических пола с двумя способами гендерного выражения не встречает полного понимания в некоторых культурах мира.
Другие гендерные роли
Когда мы изучаем гендерные роли в других культурах, различных как этнически, так и исторически, например, в древних Шумере, Японии или Венгрии, современных племенных обществах коренных народов Америки, Сибири, Индии и так далее, мы встречаемся с интересными вариантами представлений о статусе, признанных за разными гендерами.
Хотя в западной антропологии доминирует одержимость классификацией и, таким образом, она безосновательно считает себя "объективным наблюдателем", работы некоторых представителей нового поколения "гендерных антропологов" бросают вызов западным представлениям о гендере.
Энн Болин (Anne Bolin) в своем эссе "Противоречия гендера: культурный контекст и гендерные практики" (Traversing gender: cultural context and gender practices) пишет о пяти распознаваемых формах глобальных гендерных вариаций, взятых из культурной антропологии. Сабина Лэнг (Sabine Lang) также ссылается на множественность гендеров, когда пишет: "Среди большинства племен американских индейцев существовала и в ряде случаев продолжает существовать культурная конструкция, содержащая более двух гендеров, что позволяет людям либо выбрать гендерную роль "другого" пола полностью, либо же смешивать определенные культурой мужские и женские роли до некоторой степени. Такие люди не считаются "мужчинами" или "женщинами", а принадлежат к гендерам, отличным, как от "мужского", так и от "женского". ... Так как культура признает и определяет наличие более чем двух гендеров, то усвоение манер и видов деятельности другого пола было бы неправильно описывать как гендерную перемену..."
И она продолжает: "Более того, во многих случаях люди растут с раннего возраста как члены гендера, не являющегося "мужским" или "женским", что означает, что они на самом деле никогда не переходили из одного гендера в другой. Благодаря культурной конструкции, состоящей из более чем двух гендеров, западные концепции, такие как "транссексуал" или "гомосексуал", нельзя прилагать к понятиям американских индейцев "женщина-мужчина" или "мужчина-женщина". Например, сексуальные отношения между двумя лицами одного пола, но разных гендеров, не обязательно считаются гомосексуальными, а к гендерной системе, которая признает наличие четырех и более гендеров ... концепция транссексуальности, созданная в культуре, признающей и расценивающей только два гендера и два пола, вообще неприменима".
В последнее время антропологи признали связь этих гендерных идентичностей с личностью человека, что создает еще большие сложности, если мы пытаемся воспользоваться старой западной привычкой к классификации.
Здесь я, вероятно, должен сослаться на термины "бердаче" или "двоедушный", так как они являются наиболее известными на Западе описаниями гендерных вариаций. Термин "бердаче" впервые был использован франко-канадскими звероловами для описания аборигенов "женщины-мужчины". Термин имеет уничижительное значение и подразумевает мужчину, который подвергся анальному сексуальному насилию (происходит от арабского "bardaj", то есть пойманный), или же "пассивного содомита" (если такой термин вообще существует), то есть до некоторой степени "немужественного мужчину", что-то вроде "педика" - думаю, основной смысл вам понятен. Но помимо того, что этот термин является уничижительным по отношению к личным сексуальным выражениям человека, он не действует в системе, где человек принадлежит не к мужскому гендеру, а к одному из нескольких. Термин "двоедушный" также неточен, хотя он не такой оскорбительный и относится к базовой исходной позиции двух гендеров и создан городскими геями и лесбиянками в 1980-х годах.
Как бы там ни было, учитывая заложенную тягу к классификации (которая, честно говоря, иногда не имеет абсолютно никакого смысла), Энн Болин описывает пять гендеров:
1. Гермафродит (под которым она подразумевает интерсексуальность, которая сама по себе имеет разные формы).
2. Мужчина-женщина и женщина-мужчина (те, кто родились с определенными и внешне выраженными (ОВВ) биологическими половыми чертами, но предпочитают жить как представители противоположного пола, и которых называют, как сказано выше, "двоедушными").
3. Кроссгендер - человек, который оставляет свои ОВВ биологического пола и гендера, но действует с некоторыми другими гендерными атрибутами (иногда их называют "женщина с мужским сердцем", или, как предлагает Холли Девор (Holly Devor), "гендерными блендерами").
4. Тот, кто сохраняет свои ОВВ биологического пола, но выбирает однополые отношения.
5. Кратковременную вариацию (которые обычно происходят в контексте ритуалов, например, переодевание в одежду другого пола во время празднований в честь Главы рождественских увеселений).
К этому, раз уж мы так любим все классифицировать, я бы добавил еще два: 6) Изменчивый (это тот, кто может жить в принадлежности к определенному гендеру, например, женщина-мужчина, но потом решает изменить его) и, конечно же, 7) ОВВ половые мужчины, которых определяют как гендерных мужчин, и ОВВ половые женщины, которых определяют как гендерных женщин. Включение этих двух категорий, лежащих в основе западной культуры, делает общее число типов гендеров, наблюдаемых на земле, равным семи.
Важно отметить, что существует огромное разнообразие в названии, деятельности и типах гендеров и отношению к ним в различных культурах и среди разных народов. Например, индейцы навахо признают три гендера: мужчин, женщин и надли (хотя есть три типа надли), а чукчи с северо-востока Сибири признают четыре гендера: 1) гендерных мужчин, которые являются мужчинами с точки зрения пола; 2) гендерных женщин, которые являются женщинами с точки зрения пола; 3) гендерных женщин, которые являются мужчинами с точки зрения пола и 4) гендерных мужчин, которые являются женщинами с точки зрения пола. Владимир Богораз, российский этнограф конца XIX - начала ХХ века, писал: "Мужчина, который изменил своему полу, называется "нежный мужчина" или "сходный с женщиной", не’учика, а женщина, которая изменила своему полу, называется ка’чикичека".
Геведосе из Санто-Доминго являются ОВВ группой, явными женщинами при рождении, но которые позже могут стать мужчинами, также как и представители племени самбия в Папуа, которые считаются представителями третьего гендера и обычно принимают мужскую идентичность в 12 лет. А на Маркизских островах есть женщины, которых называют "веине мако", женщины-акулы, которые являются ОВВ женщинами с точки зрения пола, а также и гендерными женщинами, но обладают "мужскими" характеристиками в отношении сексуального поведения.
Магические гендерные практики
Кроме всего прочего, считалось и считается, что многие из этих людей "другого" гендера обладают особыми магическими или духовными функциями. "Мужчины-женщины" и "женщины-мужчины" в культурах коренных народов Америки часто считаются мостом между биологическими мужчинами и женщинами. Также их зачастую считают целителями. Среди народностей навахо и лакота надли и винкте часто считались хранителями особых ритуалов или же магическими держателями уникальных ритуальных действий, таких как ритуальные магические напевы или же возможность облегчения родов. Как пишет Уолтер Л. Уильямс (Walter L. Williams), индейцы племени мохаве верили, что шаманы-женщины были духовно сильнее, чем мужчины, но самыми сильными все же были представители "другого" гендера. У йокутов и кламатов они проводили похороны и ритуалы для умерших.
Также интересной является и мысль о том, что биологические мужчины или женщины могут по приказу Духа менять гендер. Как пишет российский этнограф Лев Штернберг, такое иногда происходило и с теми, кто не являлся шаманами, например, среди нивхов Аляски и реки Амур, когда мужчине, имеющему жену и семью, было приказано жить как женщина в качестве платы за исцеление. Также известны случаи перерождения среди шаманов. Мужчины-шаманы народности саха в Сибири иногда в лесу проходили три перерождения, сначала как птицы, затем как рыбы, и потом как волки или медведи. Это, очевидно, давало им силу подлинной медитации в мире духов и трехкратную реинкарнацию. По свидетельству канадского этнографа Бернара Саладина д’Англюра (Bernard Saladin d’Anglure), у эскимосов шаманы могли принадлежать к разным гендерам на основании того, что человек, который социализировался настолько, что может преодолеть гендерную границу, должен быть в состоянии преодолеть любые границы. Тем, кто исторически признавались третьим полом, например, баклам на Филиппинах, серрерам у народности покот в Кении, аравани и хиджра в Индии, часто приписывается способность даровать благословление (в случае с хиджра считается, что это было дано им богом Рамой), а также существуют примеры "мужчин-женщин", которые, как считалось, приносили удачу и исторически признавались третьим гендером.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".