На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Влияние западного бинарного гендера на магию и язычество
Итак, мы попали в ситуацию, когда существует разнообразие ОВВ (определенных и внешне выраженных) биологических половых черт, биологических форм пола и гендера, но по-прежнему на Западе доминирует мировоззрение, что гендера только два и что это естественно для человечества. Эти концепции получили распространение и в других этнических культурах, особенно там, где господствовали империализм и колониализм, и иногда они оказывали кардинальное влияние, приведя к уничтожению или подавлению давних культурных, духовных или магических традиций или же к притеснениям определенного гендера, как в случае с хиджра в Индии.(1)
Кроме того, с западной точки зрения на гендер, концепция гендерной идентичности с двумя предполагаемыми гендерными ролями приписывает им четкие эмоциональные и психические модели поведения: мужчинам полагается быть активными, позитивными, бесстрастными, логическими и агрессивными, а женщинам - пассивными, негативными, эмоциональными, иррациональными, интуитивными, заботливыми и так далее, и подобная концепция ставит оба ОВВ пола в оппозицию друг к другу и жестоко наказывает тех, кто не вписывается в эту модель. Знаю, что вы об этом слышали и раньше.
Кто не знаком с неоязыческим представлением о Богине как о сексапильной глупой чувихе с осиной талией и большими сиськами (я думал над тем, использовать ли это слово, пока не услышал его в отношении Верховной Жрицы при разговоре о картах Таро, которые, по мнению говорившего, делятся на "мужскую" и "женскую" "энергию")?
Однако эта концепция фиксированных половых и гендерных ролей также входит в неоязыческие магические практики разными способами. Нечеловеческие бесполые мистерии стали наполняться человеческим полом и гендером. Элементы Воздух и Огонь стали рассматриваться как мужские, а Вода и Земля - как женские. Кристаллы являются мужскими, если они прозрачные, и женскими, если замутненные. Мой друг-зоолог рассказал мне, что абсолютное большинство способов размножения на Земле является асексуальным. И, в конце концов, просто необходимо признать, что существует огромное количество форм жизни помимо человеческой. Но в зеркале западного понятия гендера целью ритуалов и обрядов становится продление рода, при этом в значительной степени исключается другое содержание, продиктованное религией плодородия.(2)
Одной из набирающих популярностью форм неоязычества на Западе становится шаманство, что само по себе иронично, если мы посмотрим на представления о гендере в традиционных шаманских обществах. Также существует огромное количество богов, богинь, духов и мистерий, с которыми мы работаем, и многие из которых проявляют гендер или сексуальность, отличающуюся от западной гендерной нормы двух полов и приписываемых им моделей поведения.
Приведу несколько примеров. Локи был женщиной на протяжении 12 лет и родил Слейпнира, Фенрира, Хель и змея Ёрмунганда. Как писал Снорри Стурлусон (Snorri Sturlsson), Локи называл Одина "ergi", что значит "педик", за то, что Один участвовал в женских магических обрядах известных как сейдр. Дионис носил женскую одежду, а среди его любовников были Аполлон и Гиацинт. Ганимед был любовником Зевса, а сам Зевс соблазнил деву Каллисто, явившись ей в облике Артемиды (которая сама была немного амазонкой). Кришна принимал вид прекрасной Мохини; в вудуизме бароны Лунди и Лимба считаются любовниками; барон Самди любит переодеваться в женскую одежду, барон Ква Ква ассоциируется с гомосексуальностью, Геде Уссу - андрогинная фигура, имеющая любовницу Геде Л’Орайе и любовника Геде Масаку, и, конечно же, богиня Эрзули, у которой в одной из ее ипостасей есть компаньонка Ла Балань. Среди духов, лоа в вудуизме и кабоко в кандомбле, очень распространен момент перемены пола, например, у Эрзули в ее ипостаси Эрзули Кокетка есть пенис.
В Древнем Риме жрецами богини Кибелы были представители "третьего гендера", евнухи-галлусы, а в Древнем Шумере жрецами богини Иннаны были галы и кургуры (последние, как считается, рождались женщинами, но богиня превращала их в мужчин). И на самом деле, в поэме о схождении Иннаны в потусторонний мир она возвращается к жизни с помощью двух безгендерных существ, Галатуры и Кугару - эти имена приводит Сэмюэл Крамер (Samuel Kramer) - держателями воды жизни и пищи жизни, которые попали в потусторонний мир в обличии мух. В одном из шумерских плачей (балагов) Иннана говорит: "Я зайду вперед - я высокомерна / Я зайду сзади - я умна / Я делаю правое левым / Я делаю левое правым / Я превращаю мужчину в женщину / Я превращаю женщину в мужчину / Я - та, кто заставляет мужчину одеваться как женщина / Я - та, кто заставляет женщину одеваться как мужчина".
Также существуют представления о поведении, которое не соответствует традиционным двум гендерным ролям. Богиня Иннана соединяет в себе действие и пассивность, войну и мир. Ирландская королева Медб (о которой среди современных язычников идут бесконечные споры, считать ее божеством или нет) была бы, вероятно, женщиной-акулой мако, если бы родилась на Маркизских островах. Скатах и Ифе - женщины-вожди, которые вели жизнь воинов и учили мужчин навыкам ведения боя (например, Кухулина), вероятно, были бы "женщинами с мужскими сердцами", учитывая тот факт, что Ифе родила Кухулину сына. Гвидион, главный маг саги "Мабиногион" (Mabinogion), подвергается наказанию со стороны Маба, сына Атонви, и превращается не только в животное, но и меняет пол с мужского на женский. Бабх, Фотла и Морриган - все выходят за границы современного западного взгляда на гендер, а бог Бафомет, несомненно, является "квиром", так как появляется в виде мужчины, женщины, козла, рыбы, птицы и так далее.
А возвращаясь к английским народным традициям, которые представляют собой ритуальные изображения смены времен года, мы находим здесь бородатых дам, мужчин-женщин, мальчиков из пантомимы и шутов. И неудачный вывод из этих жестких бинарных гендерных представлений гласит, что любая другая сексуальность, помимо бинарной, является неестественной.
Что такое "квир-язычество"?
Итак, что же такое "квир-язычество"? Квир - слово, имеющее много контекстуальных значений. Если я спрошу членов Британской национальной партии (праворадикальная партия в Великобритании, прим. Gay.Ru), что они подразумевают под этим словом, то, вероятно, получу очень унизительный ответ (если не угрозу быть избитым монтировкой), а если я спрошу об этом членов сообщества геев и лесбиянок, то они сюда включат трансгендеров и бисексуалов, но навряд ли гетеросексуалов. Если же посмотреть на недавний всплеск интереса к определению слова "квир" среди ученых (изучение квиров теперь стало обычной дисциплиной во многих университетах), то я получу совсем другую версию ответа.
Т. А. Доусон (T. A. Dowson) пишет: "... слово приобрело свое значение из оппозиционного отношения к норме. Квир, по определению, - то, что расходится с нормальным, узаконенным, доминирующим. Таким образом, оно открыто для любого, кто считает, что его положение (сексуальное, интеллектуальное или культурное) является маргинальным. ... Более того, оно определяется действиями человека по отношению к принятой норме".
Дэвид M. Гальперин (David M. Halperin) пишет: "Теория квира не относится исключительно к сексуальной ориентации или гендерным отношениям. ... Она начинается с подрыва всех форм нормальности, тем самым меняются не только сексуальные формы поведения, эротическая идентификация, взгляды на гендер, но в то же время и формы познания, способы доказательств, логика утверждения, методы самоустройства и практики общения. ... Отсутствие точного определения понятия "квира" дает возможность его присвоения теми, кто не испытывал жестких политических ограничений и видов социальной несправедливости, от которых ежедневно страдают геи и лесбиянки в силу своей сексуальной ориентации".
Внутри альтернативных движений, таких как Queer Nation и ACT UP, происходит нечто совсем другое, и меня интересует именно это "квирство".
В 1998 году мои друзья поехали в фестивальный лагерь, где, как считалось, можно изучать духовность в ее разных проявлениях. Вскоре мне позвонила одна из подруг, очень расстроенная и злая, так как на семинаре по вопросу гендера просто отказались обсуждать любые формы альтернативных гендеров или сексуальной ориентации. При попытке оспорить такой подход, другие участники сказали ей и ее другу, что они являются "не духовными созданиями", так как не занимаются сексом с целью продолжения рода, поскольку она была лесбиянкой, а он - геем.
Это не явилось такой уж неожиданностью: мне уже встречались геи, которым говорили, что они не могут быть викканскими верховными жрецами, так как не могут или не хотят выполнять Великий ритуал с женщиной. А подтекст был такой: их сексуально-подчеркнутая косметика не давала им возможности успешно работать в религиозном магическом окружении. Заявления подобного рода были весьма распространенными, но, к сожалению и сегодня они звучат как среди неоязычников, так и среди членов движения "Нью Эйдж". Вот некоторые. За подборку благодарю Фила Хайна (Phil Hine) и Пола МакЭндрю (Paul MacAndrew).
"Таким образом мы видим богохульную суть гомосексуальной доктрины, так как она отрицает Бабалон (богиня в религиозном течении Телема, Gay.Ru) и вскармливает в хаосе демонов". Кеннет Грант (Kenneth Grant), "Ночная сторона Рая" (Nightside of Eden), 1972 г.
"Нельзя заниматься магией с гомосексуалом. Гомосексуалы не могут создавать настоящее". Николас Терещенко (Nicholas Tereshencko) в письме в журнал "Светильник Тота" (Lamp of Thoth).
"Гомосексуалы не могут быть настоящими ведьмами... В нашем кругу не нужны никакие отклонения". Цитата из викканского журнала, точный источник неизвестен.
"Гомосексуалы просто борются со своей кармой - у гомосексуального мужчины просто больше "женской" энергии в его "нижнем я". А у лесбиянки в ее "нижнем я" просто больше мужского". "Движение внутреннего духовного сознания" (The Movement of Spiritual Inner Awareness).
И мое любимое: "Женщины по своей природе являются инь (пассивными, нежными, центробежными). Когда они становятся слишком янь, употребляя слишком много пищи янь, они становятся убогими... Они окружают себя домашним животным или же становятся лесбиянками". (Но надежда все же остается!!! - прим. автора) "...сексуальную аномалию можно излечить со временем при помощи строгого соблюдения макробиотического режима". Сакурадзава Нгоити (Sakurazawa Ngoiti), "Макробиотика" (Macrobiotics).
Итак, что все это за чушь? Несмотря на мои весьма фривольные замечания по поводу Медб и женщин-акул мако, я не пытаюсь утверждать, что опыт людей других культур аналогичен нашему опыту. Также я не утверждаю, что западные лесбиянки аналогичны "женщинам с мужскими сердцами" или что сибирские "нежные мужчины" аналогичны геям на Западе. Люди других гендеров из других культур также не всегда считаются особыми. Иногда внутри их сообщества проявляется масса фобий и предрассудков, особенно в тех случаях, когда оно подверглось сильному влиянию Запада.
Я говорю, что многие из магических традиций, которые мы, западные неоязычники, срисовываем, сами не ограничиваются ОВВ бинарным полом и гендерной системой. Поэтому есть что-то весьма ироническое, даже лицемерное, в том, что люди, работающие с этими божествами или духами, отказываются видеть свои, отличные от других, гендерные или полисексуальные лица, или же работающие в границах этих традиций отказываются принимать гендерные и половые различия.
С учетом вышесказанного, мы вместе с двумя друзьями основали Языческий квир-лагерь (ЯКЛ) в 1998 году. Этот лагерь открыт для всех лесбиянок, геев, гетеросексуалов, бисексуалов, трансгендеров и представителей всех полов и гендеров, которые о себе так заявляют, при условии, что мы уважаем друг друга, то есть не существует такого понятия как "норма". Именно это способствует тому, что лагерь является скорее "инклюзивным", чем "эксклюзивным". Также нашим кредо является то, что мы уважаем землю, ее духов, животных, тварей и самих себя (что зачастую означает принятие ответственности), и то, что пол и гендер являются самоопределяемыми.
Так как многие люди не вписываются в главную западную бинарную систему гендера, они часто не вступают в языческие группы, а иногда их оттуда даже изгоняют. ЯКЛ также помогает многим понять язычество, оказывается тем местом, где они могут встретить других людей, изучающих духовность, уже вставших на путь язычества или же могут освежить затхлый вкус языческих радостей. (Видите, я уже сам устал).
Квир-магия
Одним из интересных результатов жизни ЯКЛ стали изменения в магическом опыте людей. Во время пребывания в лагере некоторые люди, ранее работавшие в бинарных магических традициях, вступили в контакт с квир-божествами. Один из участников лагеря недавно вступил в контакт с "квир-божеством", работая над материалом для журнала. Он пишет: "Сексуальная сущность нефиксированного гендера находится в постоянном изменении: росте и изменении формы, как это делают растения. Это больше похоже на естественную среду для телесной формы; воплощение растительной чувственности. В моем представлении ... это оказывается почти женским, но эти характерные черты являются эфемерными и изменяющимися, груди становятся фаллическими, ложбина имеет отношение к женским наружным половым органам, а кто может знать, что происходит внизу или позади? Человекоподобная внешность идет нам только на пользу; форма, которую мы можем определить как бессмертную, рождающую детей (по существу смертная функция) является полностью нерелевантной к ... той, где чувственно-сексуальная является абсолютом ... но ... далека от бесплодия, совсем наоборот; однако эта плодовитость является пышным и трухлявым, буйным даром".
Кроме того, на протяжении многих лет было значительное число контактов с "духами" земли, в том числе визуальное наблюдение, физические проявления, разговоры и так далее. Является ли совпадением то, что о "духах" издревле говорили как о "не имеющих определенного гендера"?
Во время проведения колдовских ритуалов люди также приписывали божествам разные ипостаси, то есть они были мультигендерными, или же полностью не соответствовали ожидаемому, а иногда и вовсе не являлись людьми.
Совершение ритуалов или церемоний с участием безгендерных существ или работа с духами животных, как это делают шаманы, и констатация, что они тоже не обязательно соответствуют бинарной модели, на мой взгляд, является одним из самых интересных и обнадеживающих аспектов работы в квир-контексте. Спорный вопрос о том, являются ли эти существа сами квирами, решается в конкретном контексте. Также это дает нам возможность вступить в контакт с новыми формами и подвергнуть сомнению существующие представления о божествах и духах. Ритуалы с Бафометом не в сатанинском контексте (3), а, скорее, в квир-контексте дают людям возможность взаимодействовать с многоформенными сущностями или (как видели некоторые) группами сущностей.
Вывод
Если спросить людей из ЯКЛ о том, что, по их мнению, происходит или что они думают по этому поводу, вероятно, ответы будут разными. И, конечно же, позволяя себе и другим отличаться друг от друга, признавая, что нам не надо во всем соглашаться друг с другом, что мы не всегда идем одной дорогой, мы становимся свободнее и обретаем силы.
Примечания
(1) Например, введение британцами УК Индии во время правления раджей в 1860 году, особенно его Раздела 377, было использовано для криминализации хиджра. Кроме того, закон "О преступных кастах" 1871 года и поправка 1897 года "Регистрация преступных каст и евнухов" (термин, часто использовавшийся британцами для лиц третьего гендера, который можно найти во многих переводах "Камасутры") радикальным образом ограничил права и свободу хиджра.
(2) Важно отметить, что эти сексуальные ролевые идентичности богов меняются со сменой доминантной парадигмы. Например, по мере того, как мужчины в западных культурах начинали управлять процессами, которые традиционно считались женскими, например, выращивание растений, старые богини зерна заменялись богами урожая. И наоборот, по мере того, как все больше и больше мужчин и женщин занимались недифференцированной работой, например, в городе, наблюдалось резкое увеличение представлений о том, что "ОВВ мужчина и женщина находится внутри каждого из нас", и велись разговоры об "уравновешивании своего внутреннего мужчины и женщины" или же "формировании своей внутренней женщины". Например, архетип Тень у Карла Юнга (Carl Jung). Однако до сих пор не признается тот факт, что внутри и "снаружи" нас может быть больше полов, чем только мужской и женский. Роли, являющиеся символами гендера в западных обществах, таким образом, находятся в большей зависимости от внешних проявлений, таких как косметика, одежда и так далее.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".