Знаменитые бунты в кафе "Стоунволл" начались 28 июня 1969 года - это был акт гражданского неповиновения наиболее маргинализованных членов гей-сообщества, который, как сегодня принято считать, положил начало мощной волне современного движения ЛГБТ за свои права.
Но что если принять во внимание важный момент, наступивший годом ранее, в 1968-м, который также сыграл роль в деле достижения гей-равноправия, когда англичанка по имени Дженнифер Гуттридж написала первое в истории произведение в жанре слэш "Кольцо Шошерн" (Ring of Shoshern), в котором рассказывалось об отношениях Кирка и Спока из сериала "Звездный путь"?
Нет, погодите, не спешите закрывать страницу! Выслушайте меня!
Слэш-фикшн - это написанные фэнами рассказы, нарисованные ими картинки, склеенные видеомонтажи и даже придуманные ролевые игры, героями которых являются вымышленные, а зачастую и реальные персонажи. Сам этот жанр получил название в честь первой воспетой в подобном произведении пары "Кирк/Спок", то есть "Кирк-слэш-Спок", которая по сей день остается одним из наиболее популярных "пейрингов". И в большинстве этих произведений описываются однополые отношения, чаще всего - между мужчинами.
Если вернуться в 1960-е, несложно заметить, что появление слэша совпало с активизацией самодеятельного литературного движения под названием "Трэкки", героями которого были персонажи из безумно популярного по тем временам "Звездного пути". Это был первый из современных фэндомов - как сказали бы сейчас, виртуального пространства, субкультурного сообщества, в котором обитают поклонники той или иной эпопеи, книги, сериала, музыкальной группы или вида спорта. Однако тогда в фэндомах доминировали в основном гетеросексуальные мужчины, которые писали произведения по мотивам полюбившихся книг или шоу, и никаким слэшем в их рассказах, естественно, не пахло. Лишь в начале 1990-х, с распространением интернета, широкий доступ в фэндомы получили женщины. И когда им это удалось - выяснилось, что их сочинения очень часто обладают ярко выраженным гомосексуальным флёром. В течение десятилетия то, что начиналось редкими примерами слэш-беллетристики, переросло в массовое всепоглощающее явление, которое стало ярким моментом поп-культуры, воспевающим однополую любовь. Слэш сегодня можно в изобилии встретить на различных сайтах, в блогах и на форумах для обсуждений. Движение росло и крепло в геометрической прогрессии, быстро осваивая новые технологии. Конечно, нельзя утверждать, что именно слэш-ролики сделали сервис YouTube таким популярным, однако их количество этому хостингу отнюдь не повредило.
В числе самых популярных пейрингов в слэше сегодня числятся Гарри и Рон из "Гарри Поттера", Мерлин и Артур из "Мерлина", а также Джек и Йанто из сериала "Торчвуд".
"Я - писательница-самоучка, заядлая слэшерщица, которая занималась бы им даже без интернета, - утверждает 24-летняя Кристина Морено. - Но теперь для этого явления придумали название. И если мне нравится какой-то сериал, или артист, я хочу рассказать о своих чувствах другим людям. С помощью интернета сделать это значительно проще. Помню, как я в полном одиночестве смотрела "Queer As Folk", не зная никого, кто любил бы это шоу так же, как и я. Поэтому я отправилась на форум телеканала Showtime, транслировавшего этот сериал, и очень быстро поняла, что там тусует целое сообщество людей, которые смотрят сериал и обсуждают его. Так я нашла свое место под солнцем".
Сегодня большая часть шоу-биза неприкрыто угождает поклонникам слэша, периодически вставляя в сериалы легкие гомоэротические намеки, которые дают огромное количество поводов для написания очередных рассказов. Чем-то это похоже на ситуацию со стремлением угодить геям и бисексуальным мужчинам-геймерам, в расчете на которых все большее количество видеоигр включает в себя гомосексуальных персонажей.
Давайте попробуем разобраться, почему столько женщин интересуется темой мужской гомосексуальности? Когда гей-портал AfterElton.com поинтересовался этим у своих читательниц-женщин, они давали различные объяснения. Некоторые ссылались на то, что со стороны геев по отношению к ним не исходит никаких опасных флюидов. Другие говорили, что их привлекает отсутствие традиционных гендерных ролей. Но большинство ответило просто: "Двое мужчин - это сексуально". Впрочем, слэш - это не только мужская любовь. "Есть очень много женских фэндомов, - говорит Морено. - Однако любой фэндом - это в первую очередь место для женщин. Почти невозможно отыскать парней, которые были бы по-настоящему заинтересованы в слэше".
В конце концов, вопрос о том, почему женщин интересует слэш, не так уж важен. Главное, что интересует, и это факт. В связи с этим возникает другой вопрос: чем популярность слэша может быть чревата для самих гомосексуалов? И уместно ли сравнивать рост этой популярности с бунтами в кафе "Стоунволл"?
В мире существует гораздо, гораздо большее количество гетеросексуальных женщин, нежели гомо- и бисексуальных мужчин. И благодаря слэшу впервые в истории человечества энтузиазм огромного числа людей вплотную стыкуется с интересом к проблемам ЛГБТ-сообщества.
"Во время борьбы с поправкой по восьмому предложению в Калифорнии, и даже раньше, еще в период трансляции сериала "Queer As Folk", я впервые начала встречать многих гетеросексуальных людей, которые принимали участие в борьбе за равенство геев и лесбиянок, - говорит Кристи Кейт, активистка лесби-движения, которая также является поклонницей слэша. - Эти люди превратились в наших истинных союзников, и должна отметить, что я с подобным никогда раньше не сталкивалась. Часто они приезжали из маленьких городов, где у них не было ни одного знакомого гомосексуала, но они узнавали о жизни геев благодаря сериалам. И сами признавали, что такие сериалы превращали их в лучших родителей и лучших воспитателей для своих детей".
"Я живу в Библейском поясе [так называется консервативный регион США, где основным культурным аспектом является евангельский протестантизм; Библейский пояс охватываетт большинство южных американских штатов], - говорит Ширли Озмент из Южной Каролины, женщина, которая пишет слэш для многих фэндомов. - Я смотрела все эти геевские сериалы, и они определенно поспособствовали тому, что я в гораздо большей степени прониклась проблемами ЛГБТ. Стыдно сказать, но до того момента мне было почти наплевать на вопросы равноправия. Меня они совершенно не интересовали".
В прошлом году Озмент и семеро других поклонниц слэша организовали международный слет на тему "Геи нашей жизни", на который были приглашены актеры, исполняющие роли в сериалах, высоко котирующихся в слэш-фэндомах. "Поклонники слэша прилетели из Лондона, Японии, Австралии, Голландии, Калифорнии и Техаса, чтобы встретиться с этими актерами, оказавшими столь глобальное влияние на их жизнь, - рассказывает Озмент. - Большая половина участников слета оказалась гетеросексуальными женщинами. А самым замечательным во всем этом стало то, что доходы, полученные от продажи билетов на событие, мы перечислили в фонд The Trevor Project, оказывающий психологическую помощь гомосексуальным подросткам".
Если попытаться разобраться в том, что такое слэш-фикшн, становится понятно, что это явление заметно отличается от гомосексуальности как таковой. С реальностью оно имеет мало общего. Во всех этих рассказах бывает слишком много слезливости или мелодраматичности. Многим геям слэш не нравится потому, что в нем они видят не правду жизни, а набор стереотипов, клише и пародий на геев (точно так же, как многие феминистки бывают крайне недовольны женскими образами, представляемыми на сцене артистами, работающими в травести-жанре). Некоторые женщины утверждают: в реальной жизни им кажется, что в однополых парах не достает распределения гендерных ролей, но когда дело доходит до слэша, в нем это распределение порой зашкаливает. Одним словом, слэш об однополых мужских отношениях соответствует действительности в такой же степени, как и лесбийское порно, снятое для гетеросексуальных парней.
С другой стороны, авторы слэша не настаивают на том, что они стремятся к максимальной реалистичности. Слэш был задуман как повод для того, чтобы дать разгуляться фантазии. Он не предназначен для "широкой читательской аудитории" и не является литературным мейнстримом. Слэш пишется исключительно для членов конкретного фэндома, а также его поклонников и сочувствующих.
Конечно, слэш-фикшн - не первый пример того, как культура, присущая большинству, исследует определенные тенденции культуры меньшинства в своих собственных фантазиях. В том числе и сексуальных. Но давайте посмотрим правде в глаза: то, что написано на бумаге, или существует в воображении - это одно, а реальная жизнь - совершенно другое. Всегда ли увлечение культурой того или иного меньшинства приводило к лучшему пониманию его представителей? Неужели сексапильная Женщина-дракон, или Китайская Кукла [персонажи популярных комиксов] заставили американцев лучше относиться к выходцам из Азии? И действительно ли увлечение слэшем нормализует однополый секс в глазах общества?
Образец видео-слэша по-русски: Малиновский/Жданов из сериала "Не родись красивой"