Марк Симпсон: "Несмотря на то что я написал несколько довольно важных книжек по социологии и гендерным проблемам, я очень скромный парень. Два моих главных и, думаю, единственных достоинства - умение слушать и готовить спагетти болоньезе. Говорят еще, что я великолепен в постели. Но людям свойственно преувеличивать подобного рода достоинства".
- Появление понятия "метросексуал" - разве не ваше главное теоретическое достижение?
- Ну да, я придумал это слово. Но оно стало обиходным в Америке и Англии без моего участия, а только потому, что было радостно подхвачено рекламщиками. Этот термин связан с моей книжкой 1994 года "Маски самца: мужчины разыгрывают мужественность" (Male Impersonators: Men Performing Masculinity). Я не писал в ней непосредственно о метросексуалах, а употребил это слово в собственной газетной статье, представлявшей книгу. Когда чуть позже я вернулся к метросексуалам, оказалось, что термин уже вовсю используется в фэшн-маркетинге. В "Масках самца" я исследовал кризис мужского самосознания как кризис отражения, кризис взгляда на себя со стороны. Медиакультура кастрировала мужчин: в 90-е годы окончательно победили необузданная мужская самовлюбленность и эксгибиционизм, а маскулинность стала неприлично пассивной. Как вы понимаете, это был вполне постмодернистский выпад.
Также в моей книге я пытался определить ту роль, которую гомоэротизм занимает в мужской самоидентификации, на примере голливудских фильмов, мужских журналов и рекламы. Гейский психоанализ основан на так называемом отрицательном эдиповом комплексе. Фрейд считал, что, когда ребенок хочет трахнуть папочку и убить мамочку, это такое же рядовое явление, как и положительный эдипов комплекс - трахнуть маму и убить папу. Мое открытие состояло в том, что во многих людях эти противоположности легко уживаются. Переспать с матерью, а потом убить мать и переспать с отцом, после чего убить и его - звучит достаточно грязно, но в действительности объясняет, почему семейная жизнь может оказаться такой сложной. Психоаналитики с этим фактом ничего не могли поделать, так как дедушка Фрейд как-то упустил эту проблему из виду, и торопливо смахивали его под свои кушетки. Там я его и обнаружил вместе с прочим сором, когда как следует пропылесосил психоанализ. Двойной эдипов комплекс - это самая мощная, интересная и подрывная идея Фрейда, которую я приписал себе, руководствуясь старинным правом - что нашел, то мое.
- Вообще похоже, что вся современная социология основывается только на сексуальных предпочтениях человека?
- Нет. Но так было. Придуманная мной метросексуальность отчасти является попыткой деконструировать и высмеять термин "сексуальность". Отсюда мое собственное определение: метросексуал может быть гетеро-, гомо- или бисексуалом, но это не важно, потому что он сам для себя является объектом любви и целью сексуального удовольствия. Желание метросексуала фантазматично, оно безвозвратно ослабилось и оказалось перенаправлено от противоположного пола и репродукции на коммерческие образы, на рекламу, на кинодив, на бренды. Метросексуальность - это урбанистический эротизм, он реализуется в условиях города, потому что именно там расположены прекрасные бутики, спорт-клубы и салоны красоты. В современном городе слишком много сверкающих и отражающих поверхностей, здесь все предрасполагает к нарциссической рефлексии. Метросексуал производит только собственный образ, его самоощущение определяется не родом занятий, а тем, сколько людей хочет с ним переспать. Конечно, рекламщики, употребляющие термин "метросексуал", говорят, что метросексуалы гетеросексуальны, но это лишь для того, чтобы убаюкать мужчин ложным чувством безопасности, смягчить их и трахнуть в задницу своими товарами.
Подъем мужского нарциссизма, произошедший за пятьдесят лет (в течение последнего двадцатилетия этот процесс шел форсированно), и его эксплуатация рекламой подорвали сексуальность, сложившуюся полтора века назад. В конце концов, "пассивность" и "чувственность" - две вещи, которые согласно традиционным представлениям о сексуальности были прерогативой-патологией женщин и гомосексуалов, - стали достоинством мужчин-нарциссов.
- А можно ли представить, что существуют кантри-сексуалы, спальный-район-сексуалы, алко-сексуалы, сноуборд-сексуалы?
- Возможно, существуют сноуборд-сексуалы, правда, это звучит довольно опасно, если не сказать - болезненно. На самом деле метросексуалы - это некий финал, если угодно, апокалипсис сексуальности.
- Существует еще один термин глянцевой социологии, изобретенный Дэвидом Бруксом в его книге "Бобо в раю". Бобо - богемная буржуазия, богатые люди, которые ведут жизнь творческой интеллигенции. Как бобо соотносятся с метросексуалами? Может быть, все бобо-мужчины - метросексуальны?
- Бобо, разумеется, влюблены в собственный стиль жизни так же, как и метросексуалы. Однако бобо в гораздо большей степени помешаны на вкусе, чем на собственной сексуальной привлекательности. Метросексуалов они воспринимают как людей вульгарных. И неестественных. Хотя на самом деле это тщеславие бобо - они сами неестественны. Метросексуалы не обязательно принадлежат к аппер-миддл или даже к среднему классу. Конечно, высокий доход очень помогает следить за своим внешним видом, но он не обязателен. Метросексуальность - вообще вопрос приоритетов. На самом деле большинство метросексуалов принадлежит к рабочему классу.
В особенности если они все еще живут с собственными мамочками (а так многие и делают), тратя всю зарплату на шмотки, членские карточки спортклубов и прочие штучки. Метросексуалы накачаны в тех местах, в которых у бобо вместо мускулатуры болтается неразработанный жир и снобизм.
- А вы можете разделить метросексуалов и бобо на конкретных примерах?
- Бобо скорее пойдет на вернисаж, чем в тренажерный зал. Метросексуал скорее будет читать каталог Abercrombie & Fitch, чем "Бобо в раю".
- А как вы относитесь к Жан-Полю Готье, который продает мужские юбки и косметику? Этот персонаж уже вышел за рамки чисто гейской проблематики?
- Готье воплощает пример гея, поставляющего на гетеросексуальный рынок мужской нарциссизм - "гейскую" одежду или вещи, имеющие отношение к пидор-уорлд, для тех людей, которым кажется, что это круто. Смешно, но большинство геев не дадут себя даже похоронить в костюме от Готье, потому что этот дизайнер для них слишком уж пидорский. Многие гомосексуалы от природы более консервативны, чем метросексуалы, потому что их самоощущение основано на фетишизации классического образа мужчины. Все больше натуралов ведут себя или одеваются как геи. Бекхэм, например, своим стилем перепидорит самого отъявленного пидора. В сегодняшнем мире это очень действенная стратегия по привлечению внимания к собственной персоне. Имиджем Бекхэм рекламирует свою силу и успех, и если кому-то он нравится, то это лишь увеличивает его силу и успех. Процесс замкнутый, наподобие невроза, и на самом деле не очень возбуждающий. Я говорю так не потому, что я по своим взглядам на жизнь ультраконсервативный педераст, а потому, что метросексуальность покончила с полом и сексуальностью, - все стало сексуализировано, все теперь связано с желанием, но по-настоящему ничего уже не влечет. В действительности мода - это самый фригидный бизнес, он холоднее мясных заводов, с которыми остроумцы ее сравнивают. В сегодняшнем мире сексуальная привлекательность гораздо важнее самого секса. На нее и реагируют другие метросексуалы (особенно начинающие).
- У нас в России есть свой собственный скинхед-Оскар Уайльд (так называют Симпсона в газетных хэдлайнах. - Прим. Ф. В.) - Слава Могутин. Вы знаете его?
- О да, я однажды встречался со Славой. Очень интересный парень. Обладает завидным умением выстраивать беседу вокруг себя самого. Всем, конечно, по фигу, что он умный, красивый, зато все знают, какой у него необычайно большой член. Так что я польщен тем, что вы меня с ним сравниваете. Хотя, думаю, ни одному из нас не нравится слыть лысой версией этого мертвого содомита, у которого был ужасный вкус на мальчиков.
- Как вы считаете, насколько русская культура гомосексуальна?
- Стыдно признаться, я абсолютно незнаком с русской культурой. Никогда не был восточнее Гамбурга. Может, будет лучше, если Россия останется для меня только идеей, представлением, а не реальностью. Однако мое невежество не лишает меня права высказаться. Мне кажется, гомоэротизм в России - это часть романтической традиции сопротивления мужчин захиревшей матриархальной культуре. Тем более что матери-одиночки и безотцовщина сегодня стали нормой. Русская традиция дружбы тоже кажется мне романтичной и проникнутой эротикой, в то время как на Западе институт мужской дружбы заменен законными браками между мужчинами, которые окончательно легализовали гомосексуалистов. Думаю, или - даже скорее - надеюсь, что именно эта традиция эксплуатировалась большевиками с их товариществом. В конце концов, Маркс и Энгельс - это пидорский вариант Адама и Евы коммунизма. Сталин оправдывался, утверждая, что Ленин любил именно его, а не эту сучку Троцкого. Советский Союз был обществом бараков, производившим много гомосексуализма - по доброй воле и насильственного, сублимированного и натурального. Стахановцы, безусловно, были дэвидами бекхэмами своих дней, по мне, так гораздо более сексуальными.
- Россия и Запад живут не симультанно, на разных скоростях. В последние два года у нас тут случился небольшой бум по поводу Фредерика Бекбедера, Брета Истона Эллиса и Мишеля Уэльбека. Что их связывает, кроме того, что их любят люди, работающие в глянцевых журналах? Что вы думаете о них и о гламурной культуре в целом?
- У этих ребят есть общая черта, кроме успеха (который и привлекает индустрию глянца), - все они пишут о распаде смысла, идентичности и ценности в обществе, где эти вещи взаимозаменяемы. Поэтому они так коммерчески успешны. По поводу культуры гламура: откровенно говоря, слава любого писателя, кроме Джоанны Роулинг, в Великобритании и Америке проходит незамеченной. Русским журналам, наверное, все еще нужно определять себя относительно какой-то литературы, а англоамериканский мир по этому поводу уже давно не парится.
- Говорят, что геи уже больше не в меньшинстве, что они занимают влиятельные позиции не только в моде, кино, театре, но также в политике и юриспруденции. Что сейчас происходит с гей-движением?
- Освобождение геев от преследований уже давно превратилось в порабощение ими мира - это ясно как божий день. По крайней мере, так думают те, кто издал книжку "Анти-гей". Развитие гей-культуры и само существование геев, таких, какими мы их привыкли представлять, обязаны тому, что гомосексуалы - это идеальные потребители, идеальные поставщики лайфстайла. Официально оторванные от института семьи, воспроизводства, религии и, возможно, даже половых стереотипов, после короткого заигрывания с политикой в конце 60-х геи обратились к консюмеризму, который дал им социальную идентичность. Теперь эти институты необязательны и для гетеросексуалов, поэтому они все больше становятся похожими на геев. Жить грустно и пусто, а не весело и интересно - традиционная судьба одинокой женщины в прошлом. Женщинам-натуралкам теперь нравится жить в одиночестве особенно, если у них есть карьера, - они научились у геев выживать в таких условиях. Возможно, подъем метросексуализма произошел из-за такого же восприятия опыта геев мужчинами-натуралами: жить для себя, тратить деньги и время на себя, вместо того чтобы ублажать настойчивых женщин, которые в классическом смысле этого слова уже не существуют. Гетеросексуалы, как и гомики, тоже глубоко погрязли в содомии. Не только потому, что занимаются анальным сексом (который приобрел массовую популярность) или оральным сексом (который конечно же тоже содомия, потому что не является традиционным), но потому, что относятся к сексу как к развлечению. Отделение секса от процесса воспроизводства себе подобных и есть причина того, что "содомиты" на волне в течение такого продолжительного периода. Сейчас, когда каждый делает "это" и анальный секс стал достоянием масс, Высший суд США наконец-то отменил последние статьи против содомии несколько месяцев назад. Теперь больше не нужно преследовать гомосексуалов, потому что они символизируют не болезнь, а как раз наоборот - здоровое желание. Более того, гей-культура становится чем-то чрезмерным, ее слишком много, и возможно, лет через двадцать она уничтожит сама себя. И уже не будет ни геев, ни не-геев.
- Вы считаете, сегодня уже нет никаких предрассудков?
- Я думаю, нам не хватает предрассудков.
- Какие у вас предпочтения в искусстве, литературе, кино, музыке и одежных марках?
- Боюсь, у меня нет предпочтений. Или я просто не думаю о них. Означает ли это, что вам не удастся опубликовать рекламную четверть вместе с этим интервью?
Библиография Марка Симпсона насчитывает шесть книг. Самые известные и скандальные из них Anti-Gay (1996) и "Маски самца: мужчины разыгрывают мужественность" (1994)