Лора Колли - один из самых ярких персонажей российской травести-сцены. Посмотреть ее "Кабаре" еженедельно приходит добрая половина гей-Москвы. Но немногие знают, как Лора выглядит без грима. А жаль. Разгримировавшись, дива превращается в не менее обаятельного мужчину с аристократической внешностью и спокойным низким голосом - заслуженного артиста России, актера театра "Сатирикон" Сергея Зарубина.
- Сергей, ваша артистическая карьера началась ведь не с Лоры Колли? Как вы пришли к театру?
- В театральный институт я пытался поступить три раза. А тогда на мне висела армия, пришлось пойти в педагогический. Через два года опять поехал в ЛГИТМиК. Показался средненько, но их срубило то, что я бросаю хороший институт, престижный историко-английский факультет. Приняли.
После института сразу в армию - служил в ансамбле вместе со многими нашими ребятами. И тогда же узнал, что Костя Райкин набирает молодежь к папе в театр. Предложил своему другу попробовать. Мы сделали очень выигрышный номер "Цыгане" - с песнями, танцами... После показа Костя всем сказал "спасибо", а мне "Останьтесь!". А мне еще полгода служить. Через полгода позвонил Косте, он говорит: "Собирайся и приезжай в Москву!" С тех пор безвылазно в "Сатириконе".
- Долго в массовке ходить пришлось?
- До самого того момента, как в "Сатирикон" пришел Виктюк и принес "Служанок". Мы тогда не верили, что спектакль пойдет, но работали - Роман Григорьевич умеет заразить всех своей идеей. Кроме того, это была первая годовщина смерти Аркадия Исааковича, театр остался без ведущего артиста, и надо было срочно доказать, что мы и сами из себя что-то представляем.
Мы три месяца жили в театре: ночью танцы, днем репетиции, вечером очередной репертуарный спектакль на зрителя. Тяжело было безумно, но теперь вспоминаю это как самые счастливые моменты своей жизни. После Виктюка начался мой постановочный период: Саша Горбань пришел к нам делать мюзикл "Багдадский вор", и возник вопрос, кто будет ставить танцы. Я предложил Райкину свою кандидатуру, и он согласился. Спектакль шел семь лет с аншлагами. Потом были "Голый король", "Мнимый больной", "Хозяйка гостиницы" и пошло-поехало...
- А когда появилась Лора Колли?
- Когда возникло "Сатирикон-шоу" - там я впервые появился в качестве Лоры. А вообще, в женском образе я начал выступать давно - сначала дурачились с Андреем Смирновым, а потом начали выступать по ночным клубам как дуэт "Сестры Колибри".
Ворошилов пригласил нас записать серию музыкальных пауз для "Что? Где? Когда?". Когда Андрей умер, у меня в "Сестрах" было еще два партнера. С последним из них, Игорем Рыбаковым, мы шесть лет работали у Пенкина, пока он не уехал в Америку.
"Сестер Колибри" я решил больше не возобновлять. Тем более, что у меня начались постановки и от Пенкина пришлось уйти.
- Лора очень ярко накрашена. Это явно не просто женский макияж.
- Если делать женский макияж, получится просто накрашенный мужик. Это пошло. Должна быть определенная клоунская маска, которая несет черты твоего характера. Поэтому неприемлемо обезьянничать - важно знать, что идет лично тебе. Ты должен четко понимать, что ты делаешь у себя на лице и для чего это. Это совсем не то, чтобы просто хотеть "удивить народ". Ну, удивишь ты его первые 30 секунд, а дальше что?
- А как создавался грим Лоры?
- Он складывался веками! Что-то от "Служанок", что-то появлялось с пониманием образа Лоры - что она такое на сцене.
- И что же она такое?
- Сам не знаю! Она существует отдельно от меня, и контролирую я ее с трудом.
- У Лоры, конечно, есть поклонники...
- Да, часто подходят люди, благодарят - спасибо им за это! Бывают иногда какие-то замечания по поводу шоу - я иногда прислушиваюсь, а иногда нет. У меня сейчас такой период, когда я больше слушаю сам себя.
- Есть фраза, что театр - это террариум. Артисты-травести - тоже или отношения между ними теплее?
- Нам нечего делить, у каждого есть своя ниша и детсадовских обид типа "ты мне перешел дорогу" не бывает - у нас здесь, слава Богу, не Большой театр.
Если и бывают скандалы, то не личного порядка. Скорее, больше эмоциональные выплески. Во время шоу помогаем друг другу, стараемся друг друга беречь, потому что любая мелочь, небрежность с чьей-то стороны, брошенное не так слово могут резко выбить из колеи.
- Случается агрессия, хамство со стороны зрителей?
- Ну, на хамство они в ответ тоже получают хамство, хотя я, конечно, стараюсь не быть на их уровне. Если появится один какой-то мудак - ну так и получит! В следующий раз не придет - и слава Богу!
Были моменты, когда я в культурной форме "посылал" человека. Народ на это реагировал соответственно, и тот понимал, что не в том месте выступил. Сам я никогда людей не провоцирую. Если у кого-то рождаются какие-то выплески - это его личное состояние: его, может, обидели в транспорте, а он донес это до клуба и выплеснул на Лору Колли. Но на нее хрен выплеснешь - она хрустальная, с нее все стекает! У нас люди почему-то считают, что если они заявятся с чем-то плохим, то их запомнят. Меня эта "отрыжка социализма" всегда бесит.
- Что-то давно не видно "Гей-Бродвея"...
- Это дело заглохло, потому что нет условий работы в клубе. В "Центральной станции" все как-то этому способствовало, но потом "Станции" не стало... В старых "Обезьянах" вообще не было условий - нужна театральная, а не эстрадная сцена, нужны звук, свет. А в новых "Обезьянах" никто не хочет заниматься восстановлением "Гей-Бродвея". Так что он остался легендой.
- А театральные роли сейчас есть или Лора осталась в одиночестве?
- Я сейчас нигде не занят и особо этим не огорчен. Для меня важен не набор ролей, а их качество. Я лучше в год сыграю одну роль, и это будет выстрелом, чем постоянно палить шрапнелью.
В феврале намечается постановка "Собачьего сердца", я в ней буду играть доктора Борменталя. Вот и посмотрим. Пока работаю как балетмейстер-постановщик: в основном с Александром Горбанем. Мы идем в паре еще с "Багдадского вора". Сделали "За двумя зайцами" в театре Вахтангова, три постановки в театре Рубена Симонова, "Фиалку Монмартра", "Мою прекрасную леди" в Оперетте. В Оперетте мне очень понравилось работать - люди умеют двигаться, знают, что такое танец, а в драматическом театре сейчас артисты двигаться не умеют - это я заявляю с полной ответственностью. Сейчас мы с Сашей делаем в антрепризе мюзикл "Франсуа Вийон". Премьера намечена на конец октября.