21-23 апреля в Алматы состоится IV международная конференция Евразийского Медиа Форума, на одной из сессий которой будут обсуждаться проблемы освещения прессой темы гомосексуальности.
В работе Форума примут участие представители российской электронной и печатной прессы.
В преддверии Форума на вопросы нашего сайта ответил герой документальной ленты казашки Гульшат Омаровой "Катя", "прима" алматинской клубной сцены драг-квин Катя... Сергей Дулесов.
- Да, фонтаны брызг! На мелководье...
- Ну, брось! Так ли мелка вода?..
- Да нет же, поверь, не ради комплиментов! Я на самом деле воспринимаю "славу" примы кабаре довольно скептично. Приятно, конечно, ощущать, что даже теперь, спустя почти два года, как я забросил клубные шоу, меня помнят в образе драг-квин не только друзья - они-то, надеюсь, останутся моими "фанами" - но и те, чьи лица в полутемном зале, едва различимые со сцены, оставались мне незнакомы... Приятно, даже немного кружит голову, но это - загадка: мне всегда казалось, что искусство кабаре не терпит пустоты, и, пропадая лишь на время, шоу уходит навсегда.
- Твоей королеве Кате, стало быть, на сцену больше не подниматься?
- Наверное, нет, во всяком случае, не в качестве моего основного занятия. Пару лет назад мне показалось, что мой потенциал роста в кабаре исчерпан, а теперь я просто утвердился в этом мнении - пришло время определиться в чем-то новом. Что же касается транс-шоу, для меня оно стало настоящей школой актерского мастерства, особенно в классе интерактивного общения с залом. В таких шоу грань, отделяющая искусство от фарса, размыта, возможно, даже условна, и скользнуть в сторону очень просто. Ты же понимаешь, что, хотя "клубная публика" и кажется то ли невзыскательной, то ли заведомо настроенной доброжелательно, получить возмущенный свист в свой адрес проще простого. А как быстро слухи об этом разбегаются по всей гей-тусовке, ууу... словами, короче, не выразить!..
- А кто говорил, что будет просто?
- Дело не в сложности. Шоу-кабаре требует постоянного обновления содержания, которое приходится втискивать, тем не менее, в привычные формы. Продолжать делать и дальше одно и то же с незначительными вариациями мне уже не интересно. Хочу не только нового содержания, но и принципиально новой формы... Тем более, что в обыденной жизни то, с чем я появлялся на сцене, продолжения не имеет - в том смысле, что мой женский образ, возможно, гармонично смотревшийся в клубе, в жизни меня совсем не привлекает.
- Иначе говоря, не хочешь становиться "голым королем"?
- Голым королем?.. Ну, уж нет! Если голой, то только королевой!.. Королевой сцены, конечно... Проблем, подобных тем, какими мучался Билли Крудуп в роли Неда Кинастона, драг-квин эпохи Карла II в картине Айра "Королева подмостков", я-то совсем не испытываю...
- Ну вот, "клоуны" разбегутся... И цирк уедет. А как же мы? Мы-то с кем останемся?
- Не дрейфь, не все так печально: сцена, будь уверен, не опустеет, пока не опустеют сами кабаре...
- Хочешь сказать, алматинские гей-клубы забиты под завязку?
- Жаль, но нет, совсем не под завязку, скорее, даже наоборот - кабаре умирают... Клубная тусовка сужается и стареет, потому что у студентов, например, - прости за откровенность - не находится достаточно бабла втридорога платить за вход и пиво. В Алматы многим приходится выбирать между ужином и походом в клуб. К тому же кабаре - это определенный образ жизни, а не пару-тройку часов "клубления" или гоготания на транс-шоу, изрядно, кстати говоря, потасканных и не в меру примитивных. Можно, конечно, подрулить в клуб за три часа до... но за это время молодежь со скуки успевает так поднабраться, что оставаться там на ночь становится просто бессмысленно.
- Организованные гей-пьянки, надо так понимать, переживают в Алматы не лучшие времена?
- Не лучшие... Мягко сказано! "Спартакус", старейший, кстати, и некогда самый популярный алматинский гей-клуб умер-таки... Но, думаю, главным образом, от того, что стал миксовым. Почувствовав, что народ сваливает, его владелец попытался было растрясти клубную тусу, открыв двери "Спартакуса" для всех желающих. Вожделенного наплыва не произошло, клуб угас... К сожалению, теперь "мерзнет" и "Реал", куда прибились остатки фанов "Спартакуса". Стоит только кабаре начать застывать, как жизнь из него уходит. Геевским клубам "показана" изменчивость, а что можно изменить в общем-то в довольно узком кругу их посетителей, если каждый новобранец спустя полгода начинает узнавать всех остальных - и узнавать не только в лицо?.. Клубы, как ты понимаешь, становятся гнездами любовных интриг. Может ли в этом случае финал быть иным?..
- Знаю, что в алматинских гей-клубах стали, наконец, привычными не только славянские лица...
- Да, клубная компания в последние годы стала разнообразнее и разнороднее. И отчасти благодаря именно тому, что наших в клубах казахов стало намного больше, алматинская гей-тусовка выплеснулась, наконец, за пределы привычного коллектива приятелей, знающих друг о друге буквально все... Это на самом деле здорово, нечто вроде второго дыхания... Дыхания рот в рот, прямо говоря, - как при спасении утопающего...
- Новая гей-волна? Надо думать, и число тех, кто завис на полпути к гомосексуальности, тоже поприбавилось. Например, метросексуалов...
- Метросексуалов у нас пока не много, зато быстро растет число тех, кто понимает и воспринимает преимущества метросексуальности. Более того, мне кажется, что в Казахстане эта смена стандартов социальной престижности будет проходить скорее, чем в российской провинции. В Казахстане не западают ни на маскулинных мачо, ни на деревенских рубах-парней. Казахи быстро осваиваются с европейским стилем - с самыми новыми, самыми модными направлениями. На телевидении и в крупном бизнесе метросексуальность считают хорошим тоном. Возможно, не многие сильны в терминах - но стильно одеваться и следить за своим телом стремятся очень многие. И у многих на это хватает средств.
- Ну вот, народ, как видно, утешается не только любовью и пьянкой в клубах. Музыкой, например...
- Нет, музыки там не бывает, если ты, конечно, не называешь музыкой попсу советского розлива... У нас вообще очень популярна российская, отчасти даже советская попса. Людей совсем не трогает современная западная музыка - от того ли, что юг Казахстана дальше от Европы на четыре часа лета, или потому, что южане зависли где-то на полстолетия позади Европы - не знаю. Или, может, нас больше, чем кого-либо в Евразии, гложет ностальгия?.. Но реальность такова: многое не воспринимается даже на подходе... Изначальной клубной культуры нет - и ее нет не столько у ди-джеев, сколько у пипла. Коль скоро нет спроса, не появляется и предложение. Короче, в залах хотят Пугачеву. И только...
- Так что же крутят в алматинских гей-клубах?
- Ну, вот ее - Пугачеву - родную и крутят. Каждый вечер - как возвращение назад, во время, когда мы и не жили-то толком...
- Ну, Алла Борисовна - культовый герой...
- Да уж, это точно, культовый... А вот еще герой - Верка Сердючка, тоже крутится без тормозов по десятку раз на вечер... Иногда пробивает на дешевенькое техно из коллекции хитов ЭмТиВи. Но это не клубная музыка... Хотя, в принципе, бывает и проще: ставят же в клубах музыкальные автоматы, и ничего особенного не происходит, пипл ходит, покупает...
- А здешние "Обезьяны"? Они, как тебе кажется, далеко продвинулись в этом смысле?
- Не далеко, к сожалению. И, думаю, по все той же причине - весьма непритязательному вкусу потребителей. Знаешь, был бы спрос...
- Но московские ди-джеи часто бывают в Казахстане - в Алматы, Астане. Что они там представляют? Их понимают?
- Ну, они ведь приезжают в основном"по вызову" - на спец мероприятия, по особым случаям - и являют свое мастерство кучке счастливчиков. Быть может, тем счастливчикам в кайф другая, непопсовая, осовремененная на московский манер программа. Но мне кажется, что залетные москвичи насаждением новшеств и прививанием вкусов не особо-то и озабочены: приехали, удовлетворили запросы такие, какие были высказаны, - и свалили... До свиданья, мой друг, до свиданья!..
- Говорят, что московские шоу-бизнесмены активно участвуют в создании индустрии развлечений в Казахстане. В Астане, например. Ты это заметил?
- Да, в Астане работают московские промоутеры. Наша "юная столица" к Москве ближе, чем Алматы, почти на тысячу километров, и к ней интерес со стороны российского шоу-бизнеса тоже заметно усиливается. Парадоксально, кстатии: Астана, что называется, "растет не по дням", но часть столичных драг-квин, приезжавших на гастроли в Алматы, так здесь и осталась. Вот вам и соседство с московскими промоутерами... Скорее всего, Алматы по-прежнему остается более удобным трамплином для роста - в том числе и творческого.
- Трамплином в Москву, например...
- Да, нередко в Москву. А часто и дальше - позападнее, поближе к ласковому Гольфстиму...
- А что тебе самому-то нравится?
- Ок, сознаюсь, картинка про клубы, конечно, намалевана черными красками намеренно. На самом деле здесь, в Москве все, что необходимо для полного отрыва, найти можно, - но такие пати надо ловить... Меня торкает электро- и дип-хаус, синти-поп, хард-кор - подергаться под настроение. Это, не спорю, андерграунд, такую музыку воспринимают не все. Поэтому я не люблю большие клубы: чтобы создать атмосферу, их надо будет забивать по максимуму, тогда и "фейс контроль" будет направлен только на то, чтобы отловить лиц неугодных национальностей. Бородачей в зал не пропустят, конечно, но публика от этого менее разношерстной не станет, и потому "климат" в клубе будет неровный. А диджеи всегда ориентируются на танцпол... Так что я предпочитаю клубы небольшие, уютные. И непременно радужный флаг у крыльца!
- Геевский флаг - у крыльца клуба? Смело...
- Смело? Возможно, смело... Но радужный флаг у крыльца алматинского "Спартакуса", например, висел всегда, с момента основания клуба и не помню, чтобы это вызывало у кого-то приступы злобы...
- Флаг у крыльца - это претензия. Клуб самоопределялся как структурный центр казахстанского гей-сообщества? И значит ли это, что казахстанские геи воспринимают себя как индивидуальное социальное, выделяются из общества по признаку своей секс ориентации? Ощущает ли казахстанское гей-сообщество свою идентичность?
- Да нет, насколько я знаю, клубы не отнюдь рвутся стать коллективным организатором гей-сообщества. Туса - вот то, увы, самое большее, чем можно было бы объективно назвать кучу геев в Казахстане... Сообщество геев как социальная группа не сложилось у нас - как и в России, кстати, - уже хотя бы потому, что период, когда гомосексуалы могли бы социально идентифицироваться, прошло... Прошло, "как с белых яблонь дым..."
Раньше, как мне кажется, геи выделялись и психологически, и образом жизни, и целевыми установками именно как индивидуальная клетка социума. Понятное дело: были определенные места встреч, были свои "девичьи секреты", была оберегаемая, сокровенная любовь... Ныне гомосексуалы чувствуют себя в натуральской среде вполне комфортно, в целом довольны своей неконфликтной встроенностью в общество и без оговорок принимают его правила.
- Итак, поскольку нет того, что принято называть гей-прайдом, возможна ли борьба за права геев?
- Вообще говоря, часто бывает, что бороться за что-то оказывается себе дороже. Ну, а что касается прав геев в Казахстане, я не ощущаю ущемления в каких-либо правах или возможностях по признаку гомосексуальности. Ничего недоступного ни для меня, ни для моих приятелей-геев в этой жизни нет, и никому из нас не придет в голову бороться за что-либо, заявляя о своих правах именно как правах гомосексуала.
- Знаю, как ты еще лет пять-семь назад колол алматинцам глаза своей непохожестью. Тебе тогда было так же просто, как и теперь? И вообще, проблема ли это для казахстанца - сделать открытый выбор в пользу гомосексуальности?
- Проблема выбора есть, конечно, но это дело личное, и от его результатов, насколько я знаю, социальное будущее человека у нас в стране не зависит. Не могу даже сказать, что гомосексуальность в обществе вызывает какую-то особую, демонстративную неприязнь или враждебность. Вообще-то, конечно, степень социальной толерантности зависит от региона и социального слоя, что же касается столиц, говорю уверенно: бить геев тут не принято. Да и эпатировать окружающих своей именно гомосексуальностью в общем-то никто не стремится.
А я и вправду своей натуры никогда не скрывал, потому что для меня гомосексуальность - это не маскарад, это образ бытия, это - я, я такой, какой есть, я сам. Желания геем казаться у меня никогда не было, я просто геем живу. Просто живу как гей. Был таким, работая на радио, выступая в панк-рок-группе, создавая шоу-балет "Дивертисмент" и танцевальную группу "Дрэд-Шоу", диджействуя, снимаясь... Стараясь себе не изменять.
- Да, картинка получилась довольно оптимистичная...
- Оптимистичная? Да, наверное. Бывает, правда, на меня "смотрят косо"... Неприятно, конечно, но стоит ли травить себе жизнь, воспринимая все фобии на свой счет? Я давно перестал обращать внимание на "косые взгляды". Эти взгляды - часть моей повседневной жизни, они - как шум улицы, привычный и незаметный.
Знаешь, Эдик Казарян пытался однажды снять задиристый политический фильм в духе журналистского расследования, желая от меня красочного рассказа о "тяготах и лишениях" геевской жизни. А мне было просто нечего ему сказать на сей счет... Вот так... Только я вот не уверен, что гей-вольница порождена осознанной толерантностью общества. Может, это происходит из-за банальной спячкой провинциалов?..
- Говорят, что это - не провинциальная спячка, а просто особый вид духовной жизни, которой, например, характерна особая теплота к окружающим...
- Как, наверное, в любой провинции, в Алматы люди "теплее" к прохожим, чем, например, в Москве. Более душевные отношения? Да на х... они мне нужны - эти "более душевные отношения" с людьми в общественном транспорте!? Меня раздражает это "всеобщее участие" в моей жизни: это почему же "школа должна знать все"? почему я должен приветствовать назойливое стремление каждого встречного сунуть свой нос мне за подкладку костюма? почему я должен безропотно терпеть все эти игры в мнимую душевность и заботу о ближнем? Гребанный коллективизм!..
- Коллективизм? И нынешняя молодежь такова?
- Конечно! Они что - в другой стране росли?
- Давай тогда пару слов о семейных ценностях. Среди нынешних геев принято держать двери в семью открытыми, пара на троих становится обыкновенным делом. А что модно среди геев в Алматы - фамильное серебро или вольное одиночество?
- У нас принято создавать обычные, на два лица, пары. Но в Алматы также принято детально обсуждать жизнь пар, и клубы становятся идеальным местом для хорового трепа на эту тему. Интим в подробностях при тысячах свечей: кто? с кем? когда и в чьем присутствии? чего только, б...!, не наслушаешься за часок у барной стойки...
Разбавить пару третьим лицом и так бывает совсем не просто, а сделать это на глазах у подруг-доброхотов... Ну да, немногие на это решаются... Все стремятся свить гнездо и уютно в нем залечь без движения...
- "Без слез, без жизни, без любви"?
- Да... Меня такое осемейнение не возбуждает, откровенно говоря. Все мои алматинские приятели "спарены", иногда и меня такие мысли донимают - осесть. Но осесть почти всегда значит сникнуть, захлебнуться буднями, это не для меня. Стоит ли семья свободы? Скорее, нет. Я считаю, что для гея более естественны несемейные ценности. Весь этот хлам - фамильное серебро, как ты его назвал, - это нечто вроде кургана над тобой бездыханным... Домашний уют - такой, к какому стремятся парочки, - гасит любой творческий порыв, а я - птица перелетная, тепло насиженного места меня не греет...
- Ну да, о том, насколько ты непостоянен, говорят многие...
- Дело даже не дурном характере, поверь. Гетеросоциум наверняка меня перемелет, не обгоняй я его хотя бы на полшага. Я иной и хочу сохранить свою непохожесть. Хочу сохранить свою многоликость. Свою свободу - и потому часто и лихо меняю и образ жизни, и место своего обитания.
- Идея гей-брака для тебя, таким образом, не актуальна?
- Гей-брака? Да ты что! Гей-семья "на-час" - если такое, конечно, возможно - бывала, хватали парни меня пару раз за... ну, скажем, за шиворот, и тянули в семью, такое бывало... Но гей-брак!? Не, уволь... Только не для меня!
- Просто нравится "нарушать правила"?
- Да нет. Понимаешь, кайф наступает не от нарушения правил, а от свободы воли. Не спорю, абсолютная свобода - штука эфемерная, но той ее частью - возможно, слишком малой, - которая более или менее реальна, я не поступлюсь.
- Серж, появились гей-журналы, которые ориентируются, в частности, и на устоявшиеся гей-пары. Считаешь, твои пламенные речевки в силах порушить семейные традиции?
- Ты же видишь, что гомосексуалов перестало заботить общество и сразу не стало бесконечных геевских истерик "по поводу" и без. Геи ассимилировались, стали идеальными потребителями всего - вот в данном случае модных журналов, удовлетворяющих их вполне терпимым, корректным претензиям и вкусам. Так что "покупательский восторг" на почве гей-журналов почти естественен. Важно другое: по-настоящему успешным журнал, очевидно, может стать, если даст геям возможность почувствовать свою причастность к большому, особенному целому, переместится внутрь гей-комьюнити. Вот это, наверное, будет настоящий успех идеи. Да?
- Последнее: где тебя можно встретить в Москве?
- В "Миксе" поздно вечером по пятницам. Небо короной не царапаю... Глупо задирать нос - жизнь того гляди пробежит мимо, не успеешь разглядеть...