"Его жизнь не была простой. У него отняли и фактически разрушили его театр. Надо было обладать фанатизмом Корогодского, его верой, чтобы возродиться и продолжить дело своей жизни", говорит о ярчайшей фигуре русского советского театра выдающийся актер Олег Табаков. Эта звезда была грубо сорвана с небес и брошена в грязь в результате партийных интриг в руководстве Ленинграда весной 1986 года.
В библиографическом указателе работ народного артиста России Зиновия Яковлевича Корогодского в списке публикаций есть белое пятно на три года - 1986, 1987, 1988. Режиссер Ленинградского ТЮЗа, который "соединял весь мыслящий Ленинград" и возглавлял театр 25 лет, создав ему мировую славу, был последним человеком в СССР, в борьбе с которым партийная элита использовала 121 статью УК РСФСР.
Путь Корогодского на вершину театральной славы был долгим и витиеватым. Он воспитывался бабушкой в обычной советской семье (мама зарабатывала на жизнь), отца не знал, в подростковом возрасте появился внимательный отчим. У него Корогодский, как признается позже, учился трепетному отношению к детям и своему будущему сыну. Можно сказать, тысячам детям и сыновьям по всему СССР и далеко за его пределами. Везде, где воплощались в жизнь особые принципы детского театра, разработанные Корогодским.
Ленинградский ТЮЗ обновил само понимание театра, адресованного детям. Его режиссер и педагог разрушил разделение искусства на "взрослое" и "детское". Он вывел ТЮЗы из второсортного искусства. Так Ленинградский ТЮЗ к середине 1980-х обрел мировую славу. Когда труппа приезжала на гастроли в Москву, вокруг театра Сатиры дежурила конная милиция. Таков был успех.
С театром по инициативе Корогодского работали Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Мариэтта Шагинян, Александр Володин, весь цвет советской литературы и музыки 1960-1980-х годов.
Но ужас произошедшего в 1986 году заключался в том, что Корогодский был не просто известным режиссером и театральным педагогом. Всю жизнь он работал с юным поколением. На его методы и приемы творческого воспитания ориентировались руководители детских и юношеских театров по всему СССР. Он был воспитателем целой плеяды талантливых артистов, составивших славу советского и русского театра конца ХХ - начала ХХI века. И вдруг - "изнасилование рабочего сцены". Столь изощренной мести не удостоился даже Параджанов, "изнасиловавший члена КПСС".
В своих мемуарах, изданных в начале 2000-х годов, Зиновий Корогодский в редких замечаниях попытается понять, что привело к апокалипсису, произошедшему с ним 26 апреля 1986 года, когда он был изгнан из театра. А потом начался суд. Спустя много лет биографы найдут символичным то, что в этот день взорвался Чернобыль... Вряд ли об этом помнил сам Корогодский, для которого масштабы и последствия партийной чистки, проведенной Смольным, расширялись как ядерный взрыв. Но все же парадоксально, что в воспоминаниях режиссер ни словом не обмолвился о том, за что он был "отлучен" от театра в 1986 году.
"ЧП 1986 года", "роковые 1980-е", "грязная подсудная осада", "конфликт-расправа". Никаких подробностей. Хотя нужны ли они? Ведь две больших книги, написанных Корогодским уже в 1990-е годы, как и его работы 1970-1980-х годов, прежде всего о театре.
Катастрофа обрушилась на режиссера вместе со "свободой". Он посмел сорвать табу с проблемы юношеской сексуальности в искусстве. Всякая "смелость" в вопросах пола на сцене детского театра заранее подвергалась запрету. ...А дети все знают и не верят нашей запоздалой щепетильности" , - размышлял режиссер. Не случайно среди его хороших знакомых - сексолог Игорь Кон, который долгое время работал в Ленинграде. Ученый приводил в театр Корогодского всех своих иностранных коллег и очень ценил педагогические приемы режиссера.
В середине 1980-х в ленинградской прессе началась критика театра, инициированная Смольным. Вскоре в ТЮЗ был "спущен комиссар - директор, который должен был надзирать за партийной позицией театра" . Высокопоставленная партийная дама из отдела культуры ЦК КПСС устроила разнос спектаклю "Наш Чуковский": "Я знаю, кто это у вас Крокодил, я знаю, кто у вас Таракан, я знаю, кто это у вас Муха-цокотуха. Спектакль объявили вредным. Корогодского записали "в потенциальные антисоветчики". Он пытался найти компромиссы, но не смог. Тогда был приведен в действие механизм с участием "рабочего сцены". Творец был унижен и оскорблен, последовал суд, лишение всех званий, срок.
Вернуть имя помогла Зиновию Корогодскому старейшая гей-организация России - ассоциация "Крылья". "...Его главный обвинитель не шел с ним ни на какие контакты... Зиновий Яковлевич обратился за помощью, мы уговорили "потерпевшего" встретиться с адвокатом Корогодского, чтобы он мог официально отказаться от своих показаний. Он сделал это в письменной форме, и режиссер возвратил себе звания после реабилитации в суде", - рассказывает лидер "Крыльев" профессор Александр Кухарский.
Оказавшись на "свободе", Корогодский вернулся к заброшенному замыслу. Писать портрет "Восьмого чуда" - театра, который рухнул и стал не моим, было уже трудно, а может быть, невозможно" . Ученики пригласили в Америку, где он успешно работал целый сезон.
Идея создания Театра поколений и эстетического центра "Семья" летом 1991 года была поддержана в основном в Москве, а не в Петербурге. В учебных классах центра (их было 24) главным предметом стали "театральные игры" для всех возрастов - от пяти лет до седых волос. "Через тренинг сенсорной системы, фантазии и воображения, свободы тела, взаимодействия (чувства партнера), элементов импровизации" Корогодский видел яркий путь творческого развития личности. Со своей "Семьей" режиссер успел побывать на гастролях в пяти странах. Особый отклик нашли методы его работы в Японии.
Через год, в 1992 Корогодский возглавил кафедру режиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Началась тщательная работа театрального педагога и теоретика. Ее итогом стала большая книга теоретических работ, изданная университетом в 1996 году.
В окружении сотен учеников и поклонников пышно и празднично встретил Корогодский 70-летие.
В 2004 году, незадолго до смерти, отвечая на вопрос о пороках, Зиновий Корогодский сказал: "...Мои пороки понятны мне. Считаю, что они заслуживают снисхождения. Есть пороки, которые не заслуживают снисхождения...". Среди последних - несправедливость, трусость и предательство. С ними ему пришлось столкнуться не раз, но были и те, кто оказал поддержку - актер Олег Басилашвили, композитор Андрей Петров, писатель Даниил Гранин. Десятки людей, знаменитых и не очень, он называет в своей книге, из врагов не вспоминая ни одного.
В Санкт-Петербурге проходят театральные фестивали, посвященные Зиновию Корогодскому, вручается театральная премия "Золотое зерно" его имени, под руководством Данилы Корогодского (с 2005) продолжает работать "Театр Поколений".