Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) родилась 27 декабря 1901 года в Берлине. Ее отец служил в полиции, а мать была из семьи купцов. Будучи ребенком, Дитрих называла себя Паулем, надеясь, что больше похожа на отца, чем на мать.
В шестнадцатилетнем возрасте она дебютировала как виолончелистка на карнавале Красного Креста. В 1918 году она закончила школу Августы-Виктории для девочек и в следующем году поступила в Веймарскую консерваторию по классу виолончели. Травма запястья похоронила ее надежды на музыкальную карьеру. Она вернулась в Берлин, где начала заниматься в драматической школе Макса Рейнхарта. Ее первым фильмом был "Маленький Наполеон" (1923). В следующем году она вышла замуж за Рудольфа Шайбера, и у них родилась дочь. Именно ее муж первым предложил Марлен носить мужскую одежду и монокль во время спектаклей. Во время одного из подобных сценических шоу ее партнерша Клэр Вальдофф вовлекла ее в лесбийский секс, кроме того, ей приписывается то, что она научила Марлен красиво петь, не имея настоящих вокальных данных.
К счастью, Марлен была замечена австрийским продюсером Джозефом фон Штернбергом, который предложил ей роль Лолы-Лолы, певицы кабаре в фильме "Голубой ангел" (1930). Успех, который фильм вызвал у критики, значительно укрепил репутацию обоих. Они оба отправились в Соединенные Штаты, где вместе сняли серию замечательных картин: "Обесчещенная", "Шанхайский экспресс", "Кровавая императрица". Штернберг тщательно культивировал мужеподобный облик Марлен. Как он писал: "Я видел, как она носит мужской костюм, высокую шляпу и подобные вещи еще в Берлине, и именно такой я показал ее (в фильме "Марокко"). Предметы мужского туалета она носила с большим шармом, и я не только хотел слегка коснуться ее сексуальных ориентиров, но также продемонстрировать, что ее чувственная притягательность обусловлена не только строением ее ног".
Дитрих создает свои лучшие роли. Она ковала свой американский успех с прусским упорством, страстью к работе и железной дисциплине. Здесь не было места случайностям или откровениям, все было выверено, детали складывались в образ абсолютной женственности. Изогнутые брови, "цинично умные губы", бледное лицо, печальные глаза, хрипловатый голос, о котором критика писала, что он исходит не из горла или груди, а из каких-то других глубин, и ноги, удивительные, бесценные ноги Марлен Дитрих, которые она никогда не упускала случай продемонстрировать, ноги, которые сравнивали по выразительности с руками Элеоноры Дузе.
Ноги Марлен Дитрих... Как-то она высказалась о них: "Мои ноги, всегда мои ноги. По мне, они служат только одной цели - они позволяют мне ходить". Тем не менее они стоили миллионов долларов.
Когда к власти пришел Гитлер, нацисты попросили Дитрих вернуться в Германию и продолжить свою карьеру на родине. Ходили слухи о том, что Гитлер предложил ей быть его любовницей. Она возражала, однако настаивая на том, что вернется на родину только в том случае, если Штернбергу, который был евреем, будет позволено вернуться вместе с ней в Германию и в дальнейшем он по-прежнему будет продюсером ее фильмов.
Последний фильм, снятый Штернбергом и Дитрих вместе, был "Дьявол - это женщина" (1935). Он стал таким коммерческим крахом, что Дитрих называли "билетная касса с ядом". Следующим был "Дестри едет снова", снятый лишь в 1939 году. Во время второй мировой войны Марлен поддерживала движение групп Сопротивления Франции, Италии и Соединенных Штатов. Кроме того, она создала антифашистское радиовещание в Германии. За это она была награждена американской медалью "За свободу".
После войны она сыграла главные роли в таких фильмах, как "Боязнь сцены", "Ранчо Ноториус", "Свидетель обвинения", "Прикосновение зла", "Нюрнбергский процесс". Ни один из этих фильмов не имел ничего общего с теми, которые они снимали вместе со Штернбергом в тридцатых годах. Ее последним фильмом стал "Просто Жиголо" (1979). Начиная с пятидесятых годов Дитрих неоднократно появлялась в многочисленных успешных мюзиклах и "Шоу одной женщины" на Бродвее.
Дитрих стала лесбийским символом после успеха в фильмах "Марокко" (1930) и "Белокурая Венера." (1932), в которых есть сцены, где Марлен в мужском образе целует других женщин. В середине 50-х годов ее лесбийские связи стали предметом обсуждения в прессе. Хотя она никогда не разводилась со своим мужем, большую часть жизни они прожили врозь, и были известны многочисленные романы Дитрих, как с мужчинами, так и с женщинами, среди которых можно упомянуть голливудскую сценаристку Мерседес де Акоста (чей роман с Гретой Гарбо в свое время очень нашумел), и певицу Эдит Пиаф. В путешествиях семидесятитрехлетнюю Марлен Дитрих сопровождала двадцатилетняя канадка Жинетт Вахон. Свои последние годы Марлен провела в Париже, где и умерла 6 мая 1992 года.
Критик Кеннет Тинан так объяснял притягательность Марлен Дитрих: "У нее был секс, но не было определенного пола", упомянув, что она была "единственной женщиной, которой было позволено посещать ежегодный бал для мужчин-трансвеститов в догитлеровском Берлине. Она привычно переодевалась в высокую шляпу, белый галстук и фрак. Увидев однажды, как два экстравагантных создания, одетые в вызывающие блестящие платья и белокурые парики, спускаются по главной лестнице, она, широко округлив глаза от удивления, спросила: "Вы любите друг друга?" "Фрейлен, - ответил один из них холодно, - мы не лесбиянки!" Марлен не живет в сексуальном мире мужчин, но также ее нет и в мире женщин. Она внешне весьма сексуальна, но лишена глубины внутреннего ощущения. Все ее искусство состоит в игре в сексуальность. Видимость - это имидж, а имидж - это призыв. Для каждого мужчины она любовница и мать, для каждой женщины - любимая и тетка, и никому не муж, кроме Руди, а он ее муж, живущий далеко на ранчо в Калифорнии".
Заслуга Марлен Дитрих состоит в том, что она представила американской аудитории континентальную традицию, известную как "гарсон": озорной мальчишка (девчонка), которыми были наводнены Париж и Берлин двадцатых-тридцатых годов. Ее широко известные белый галстук, фрак и высокую шляпу часто берут на вооружение и по сей день такие разные актеры театра и кино, как Лайза Минелли, Джули Эндрюс, Энни Леннокс. И действительно, ее нарочитая мужественность полна очарования, она стала неотъемлемой частью культуры.