Специальный диплом 39-го осеннего международного кинофестиваля "Молодость" в Киеве получил фильм "Англичанин в Нью-Йорке", в котором рассказывается о последних годах жизни знаменитого британского писателя-гея Квентина Криспа. Именно в Нью-Йорке он их и провел. Слава пришла к Криспу в 1968 году, после опубликования биографической книги "Голый госслужащий", по которой в 1975-м сняли фильм. Этот человек оставил после себя богатое литературное наследие и уйму афоризмов, названных "криспизмами", современники считали Криспа кладезем мудрости и гей-иконой. Однако известный английский ЛГБТ-активист Питер Тэтчелл не склонен разделять проследнее мнение.
Я встречался с Квентином Криспом лишь однажды. Это была короткая встреча на Черринг-Кросс в 1974 году. Мне было 22, и я прикалывал к одежде значок, символизирующий борьбу за права гомосексуалов, который вызвал у Криспа снисходительный вопрос: "Освобождения от чего вы добиваетесь?" Далее он продолжал в той же манере, отвергая саму идею гей-борьбы: "Чем здесь гордиться? Я не верю в гей-права".
Эта печальная беседа подводит черту под тем, во что Квентин Крисп превратился в 1970-е: страдающий ненавистью к самому себе, высокомерный гомофобный слепень. Он осуждал гей-движение и называл гомосексуальность "кошмарной болезнью". "Без геев мир был бы гораздо лучше", - говорил Крисп.
В 1997 году он сказал газете "Times", что посоветовал бы матерям прерывать беременность, если бы им стало известно о том, что плод генетически может быть предрасположен к гомосексуальности: "Если этого [гомосексуальности] можно избежать - поступать следует именно так".
Другие печально известные "криспизмы" включают в себя его предположение о том, что геи настолько эгоцентричны, что на любовь не способны в принципе. Кроме того, они испытывают большой недостаток в способности заботиться о ком-либо еще, кроме себя. Причиной этой предполагаемой нехватки альтруизма - с точки зрения Квентина, - являлось то, что мужчины-геи обладают "женскими мозгами".
Женоненавистничеством он страдал в такой же степени, как и гомофобией. В 1930-40-е годы Квентин был совершенно другим человеком и прославился тем, что стал одним из немногих видимых геев в Лондоне. Несмотря на оскорбления и физическое насилие, он, не меняясь, стоял на своём, что демонстрировало его силу духа и храбрость - всё то, что мы видим в фильме 1975 года "Голый госслужащий", снятом по его книге.
А вот следующий фильм о нем, "Англичанин в Нью-Йорке", повествующий о жизни Криспа в тот период, когда он переехал в США, вызывает гораздо меньше симпатии. Несмотря на то, что сам по себе фильм прекрасен. В очередной раз аплодисментов заслуживает Джон Херт [исполнивший роль Криспа как в "Голом госслужащем", так и в этой картине]. Однако показаны в ленте тупая напыщенность и гомофобия, то есть ненависть к самому себе, которые проявились в Криспе. Меня пригласили посмотреть фильм, чтобы восхититься Квентином как героем и первопроходцем. Но к тому моменту, когда Крисп переехал в США, он перестал быть лидером или героем. Он превратился в одержимого реакционера.
Повторяя набившие оскомину гомофобные стереотипы, Квентин осуждал гомосексуальность как болезнь, несчастье, бремя, проклятие и сумасшествие, заявляя, что ощущает себя "изуродованным" своим гейством. После опубликования "Голого госслужащего" к нему пришли слава и известность, он обрел социальную трибуну, и все это - именно благодаря выпячиванию своей экстравагантной гомосексуальности. Увы, с этой трибуны он ни разу не высказался в поддержку прав ЛГБТ и никогда не упоминал о проблемах, связанных с равенством геев. Он отказывался принимать участие в любой кампании против гомофобии и насилия. А все самые известные гомофобные проповедники могли лишь позавидовать его колючему остроумию, которое он направлял против геев.
В фильме "Англичанин в Нью-Йорке" говорится и о том, как Крисп проигнорировал СПИД, называя его "причудой своего времени" - пока тысячи геев умирали, а американское правительство закрывало глаза на эпидемию. Однако в фильме решили не затрагивать тему того, как он издевался над гей-движением и отказывался принимать хоть какое-то участие в борьбе за права геев и лесбиянок.
Почему же Квентин стал настолько ужасным? Все дело - в ревности. Он страшно разозлился, поскольку утратил свою уникальность. Он больше не был единственным видимым геем в городе. Отсюда и его ненависть к массовому правозащитному гей-движению 1960-70-х годов. Именно это движение сподвигло на камин-аут огромное количество геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. И они украли у него титул единственного - он больше не находится в центре внимания. Поэтому давайте начистоту: Квентин Крисп не любил, чтобы кто-то его "подвигал", а сам он оказывался в чьей-то тени.
Трейлер фильма "Англичанин в Нью-Йорке"