PROJECT=https://xgayru.info
 
МОБИЛЬНЫЙ
Процесс над Оскаром Уайльдом, или Суд над "благородной формой любви". Глава вторая
Глава вторая

Продолжение процесса против Куинсбэри. - Допрос Оскара Уайльда. - Спор о "безнравственных" афоризмах. - Второе "необыкновенное" письмо Дугласу


Керзон. - Вы говорите, что вам 39 лет. Но вы родились в 1854 году.

Уайльд. В таком случае мне 40 лет.

К. - Знаете вы сколько лет Лорду Дугласу?

У. - Приблизительно 24 года, и ему было от 20 до 21, когда я впервые с ним познакомился. До 3 апреля 1894 г. поведение Маркиза было дружеское, только после вышеприведенного разговора стало мне известно, что мое знакомство с его сыном ему неприятно. Но знакомство это продолжалось до сегодняшнего дня.

К. - Вы с ним бывали во многих местах, в Оксфорде, Брайтоне, Вортинге?

У. - Да.

К. - Нанимали вы для него комнаты?

У. - Нет.

К. - Бывали вы с ним в различных гостиницах?

У. - Да, в "Албемарл", Доверстрите и в Савойе.

К.- Нанимали вы для себя, кроме вашей квартиры в Тайтстрите, еще другие комнаты.


Оскар Уайльд. 1882 г. Фото Наполеона Сарони
У. - Да, номера 10 и 11 на С. Джемской площади от октября до марта 1894 г. Лорд Дуглас жил в этих комнатах, так как они были не далеко от Пиккаддилли. Я был с ним за границей еще недавно, в Монте-Карло. Что касается моих статей в "Хамелеон", то они написаны не в это время, точно также, как и статьи Лорда Дугласа, которые были им написаны еще студентом в Оксфорде.

К. - Он вам показывал эти статьи?

У. - Я видел два красивых его стихотворения - "Похвала стыдливости" и "Два любовника".

К. - "Два любовника" - это два мальчика?

У. - Да.

К. - Один называет свое чувство настоящей любовью, а чувство другого - стыдливостью?

У. - Да. Цитируйте стихотворение.

К. - Цитирует несколько строк: "Я любовь, которая не смеет назвать своего имени". - Видите вы в этом что-либо преступное?

У. - Нет, ничего подобного.

К. - Читали вы "Жрец и Аколит".

У. - Да.

К. - Вы конечно не имели сомнений в том, что это грязная история?

У. - С литературной точки зрения, это было весьма грязное произведение. Для литературно-образованного человека иначе судить о нем немыслимо. При этом, я имею в виду как отношение к предмету, так и выбор сюжета и прочее. Я считал и отношение к теме, и самую тему - неправильными.

К. - Вы придерживайтесь мнения, что безнравственных книг не существует?

У. - Да.

К. - Могу ли я это так понять, что вы считаете, что "Жрец и Аколит" не безнравственным произведением?

У. - Оно хуже этого - оно скверно написано.

Защитник Уайльда, Сэр Кларк, тщетно старался на этом месте выяснить непозволительность постановки подобных вопросов Уайльду, перекрестный допрос продолжался.

К. - Сюжет рассказа в том, что священник влюбляется в мальчика, который прислуживает ему у алтаря?

У. - Я только раз читал рассказ, о таких подробностях вы не можете меня спрашивать, предмет этот слишком мало интересовал меня.

К. - Считаете ли вы этот рассказ богохульственным?

У. - Я полагаю, что конец - смерть - оскорбляет законы эстетики.

К. - Это не ответ. Я желал бы знать, считаете ли вы этот рассказ богохульственным?

У. - Рассказ показался мне отвратительным.

К. - Желаете ли вы, милостивый государь, ответить на мой вопрос, да или нет?

У. - Я считаю этот рассказ богохульственным и безвкусным.

К. - Этого для меня достаточно. Вы знаете, что когда жрец в рассказе дает мальчику яд, он произносит слова причастия английской церкви?

У. - Это я право забыл.

К. - Считаете вы это святотатством?

У. - Я считаю это ужасным. Слово святотатство не принадлежит к моему словарю.

Г. - Кларк снова старается помешать дальнейшему предложению вопросов на тему, которую он считает исчерпанной. Судья требует продолжения.

К. - Порицаете ли вы сцену смерти только с литературной точки зрения?

У. - Я считаю ее за безвкусное произведение.

К. - Если бы кто-либо публично одобрил эту вещь, сочли бы вы его за негодяя?

У. - Я бы сказал, что он выказывает весьма скверный литературный вкус. Вообще я не могу понять, каким образом я подвергаюсь допросу о предмете, который я желаю игнорировать?

К. - Сделали ли вы когда-нибудь что-либо для того, чтобы публично выразить ваше неодобрение "Хамелеону"?

У. - Нет.

К. - И, несмотря на ваше участие в журнале, вы не считали нужным высказать ваше нежелание иметь что-либо общее с этим произведением?

У. - Вы подразумеваете открытое письмо? Я считал это ниже моего достоинства в качестве известного в литературном мире человека выступить против произведения молодого оксфордского студента.

К. - Полагали ли вы, что ваши изречения и афоризмы будут способствовать к поднятию нравственного уровня среди молодежи?

У. - Мои произведения имеют единственную цель - быть произведениями искусства.

К. - Должен ли я это так понять, что вы вовсе не заботитесь о нравственном или безнравственном воздействии?

У. - Я держусь мнения, что еще ни одна книга или произведение искусства не оказывало влияния на нравственное поведение человека.

К. - Значит вы того мнения, что не можете оказать нравственное или безнравственное влияние?

У. - Конечно, нет.

К. - Так что, что касается вашего произведения, вы позируете на полное безразличие к тому - будет ли действие его нравственным или безнравственным?

У. - Я бы не употребил слово позировать.

К. - Позировать - одно из ваших любимых выражений.

У. - Да? Я никогда нс принимаю какую-нибудь "позу" в деле. Когда я что-либо пишу, я обращаю внимание только на художественную сторону. У меня нет цели совершить что-нибудь доброе или злое, но желание - создать произведение, обладающее качествами или формами, присущими красоте, остроумию, чувству и т. д.

К. - Вот один из ваших афоризмов для юношей - "Зло есть миф, изобретенный односторонними людьми, чтобы объяснить удивительное обаяние других". Считаете ли вы это правдой?

У. - Я редко считаю за правду то, что пишу.

К. - Вы сказали - "редко"?

У. - Да, действительно, редко. Я мог бы также сказать - никогда. А правдой я называю совпадение с реальными фактами.

К. - Другой афоризм гласит: "Религии умирают, когда доказано, что они правдивы". Это верно?

У. - Да, я за это стою. Это введение в философию восприятия религий наукой - но это слишком обширная тема, чтобы дальше на ней останавливаться.

К. - Разве вы считаете это такой непреложной истиной, что предлагаете ее для пользования юношеству?

У. - Во всяком случае, это - увлекательная мысль, а для всякого возраста полезно то, что возбуждает к мышлению.

К. - Все равно нравственно ли это или безнравственно?

У. - Понятий нравственного и безнравственного не существует в области мысли - существуют только безнравственные ощущения - чувства.

К. - Другой афоризм: "Удовольствие - единственная цель, для которой следовало бы жить. Ничто так не старит, как счастье".

У. - Под этим я подразумеваю, что осуществление своего собственного я - есть главная цель жизни, а пополнять ее удовольствиями красивее, чем сделать это страданиями. Я в этом отношении стою на стороне древних.

К. - Вот еще афоризм. "Истина перестает быть истиной, когда более одного человека в ней убеждены".

У. - Верно. Это мое метафизическое определение истины. Она до того субъективна, что никогда одна и та же истина нс может быть постигнута одинаково двумя личностями.


Альфред Дуглас. Фото 1903 г.
К. - Еще - "Есть что-то трагическое в том громадном количестве молодых людей в Англии, которые выходят теперь в жизнь в полном расцвете своих индивидуальных сил - и кончают тем, что прячутся за каким-нибудь тупым и полезным ремеслом". Что это - философия для молодых людей?

У. - Следовало бы предположить, что молодежь, по крайней мере, еще имеет понятие о юморе. Это просто остроумная игра слов.

К. - После критики, которой подвергся "...Дориан Грэй", вы не внесли в него никаких изменений?

У. - Я сделал только одно прибавление, в силу замечания единственного критика, мнением которого я дорожу, а именно, Вальтера Патера. Это именно то введение, которое должно было возбудить неправильные толкования. В нем я написал, что, по моему мнению, книги сами по себе не бывают ни нравственны, ни безнравственны а только художественны.

К. - Так что, по вашему мнению, талантливо написанная книга, проводящая известного рода тенденции, взгляды - может быть хорошей?

У. - Ни одно художественное произведение не имеет тенденций. Тенденции имеют только люди.

К. - Может ли "...Дориан Грэй" быть истолкован известным образом?

У. - Некоторыми личностями и литературно необразованными людьми - да. Взгляды филистров на искусство поразительно глупы.

К. - Большинство людей принадлежит, должно быть, по вашему мнению, к филистрам и литературно-необразованным людям?

У. - Я находил превосходные исключения.

К. - Полагаете ли вы, что большинство публики достигло высоты того воззрения, о котором говорите вы?

У. - Я опасаюсь, что большинство не достаточно образовано для этого.

К. - Вы никогда не удерживали обыкновенных людей от покупки ваших книг?

У. - Я никогда не хотел обескураживать людей, стремившихся достигнуть более высокого уровня. (Смех).

После этого, Мр. Керзон читает место из "...Дориапа Грэя", которое изображает знакомство между художником и Дорианом Грэем.

К. - Считаете вы изображенные тут чувства чистыми или грязными?

У. - Я считаю, что это самое точное описание того, что испытал бы художник при встрече с красивой личностью, которая вызывает в нем сознание, что она тем или другим образом необходима для его искусства и жизни.

К. - Вы думаете - это нравственное чувство, чувство одного мужчины к другому?

У. - Я говорю, что это чувство художника по отношению к красивой личности.

К. - Вы никогда не испытывали описываемые вами чувства?

У. - Нет. Я никогда не позволял какой-либо личности господствовать над моим творчеством.

К. - Я цитирую следующее место: "Я признаю, что в безумной любви на тебя молюсь". Испытали ли вы это чувство?

У. - Я никогда не преклонялся перед какой-нибудь личностью, кроме как пред самим собой. Выражение же это, должен в этом сознаться, заимствовано из Шекспира. (Смех).

К. - Я читаю дальше: "Я хочу тебя иметь только для себя".

У. - Мне кажется - это сильно выраженная страсть.

К. - Люди, которые не разделяют ваших воззрений, могли бы составить себе иное мнение об этом месте.

У. - Без сомнения. Но, пожалуйста, не допрашивайте меня, относительно незнания других людей. (Смех).

К. - Я хочу вас спросить еще относительно вашего письма к Л. Дугласу. Где он тогда находился?

У. - В Савой-Отеле, а я жил в Баббикомбе.

К. - Было ли это письмо обыкновенным письмом?

У. - Конечно, нет - это было красивое письмо.

К. - Разве это было необыкновенное письмо?

У. - Даже единственное в своем роде.

К. - Ваша корреспонденция с Л. Дугласом велась обыкновенно в этом стиле?

У. - Мои письма не принадлежат ни к какому разряду.

К. - Ну, в таком случае, писали ли вы другие, похожие на это?

У. - Я никогда не повторяюсь в слоге.

К. - Вы ведь написали следующее письмо к Л. Дугласу:

Савой-Отель.

Читайте далее. Глава третья

Продолжение допроса о "необыкновенных письмах". - Мальчики Уайльда и их "гонрары". - Подарки "славным малым"
Дорогой мальчик, Твое письмо было для меня великолепным красным вином, но я все же огорчен и расстроен. Ты не должен мне делать никаких сцен - они меня убивают, они разрушают прелестное очарование моей жизни. Я не могу видеть Тебя - такого грациозного эллина обезображенного страстью. Я не могу следить за Твоими прекрасными губами, когда они говорят мне некрасивые вещи. Пожалуйста, не делай этого, Ты мне разрываешь сердце. Я бы лучше желал... только Ты не будь несправедливым и злым. Скоро я должен Тебя увидеть. Ты, то божественное, в котором я нуждаюсь - красота, гений... Но как это сделать? Нужно ли мне приехать в Салисбюри? Это имеет свои трудности. Мой счет тут составляет 49 ф. в неделю. У меня Твоя комната, как раз над Темзой. Но Ты, - почему Тебя тут нет, мой дорогой, мой милый мальчик? Я боюсь, что мне нужно будет уехать - ни денег, ни кредита и сердце налитое свинцом.

Всегда Твой Оскар.
Поделиться линком
Смотрите также
Иностранцы: Другие материалы
самые популярные      последние материалы
Трейлер к сериалу Netflix "Камин-аут Колтона" Немецкий актер Янник Шуманн вышел из шкафа и показал своего парня "Странная дочь" Михаила Ефремова рассказала о жизни с новым именем - Аэм Тиллмари Знаменитый дрессировщик Рой Хорн умер от COVID-19 Вигго Мортенсен: "Вы уверены в том, что я абсолютный натурал?.." Поклонники ждут от Lil Nas X новую версию видео "Industry Baby" - без цензуры Джонатан Ван Несс сочетался браком со своим лучшим другом

ЗНАКОМСТВА LOVE.GAY.RU
Лето
Ищу Парня
Андрей
Ищу Парня
Евгений
Ищу Девушку
Виталий
Ищу Парня
Миша
Ищу Парня
Alex
Ищу Парня
Виктор
Ищу Парня
Лекс
Ищу Парня
Кто сейчас на сайте
МАГАЗИН
Настоящий ресурс содержит материалы 18+