На сцене "Содружества актеров Таганки" сыграли новый спектакль Театра Виктюка "Заводной апельсин" по знаменитому роману Энтони Берджесса, экранизированному в 1972 г. Стэнли Кубриком. Судя по премьерному опусу, название которого дополнено подзаголовком "Ангелы смерти", популярный режиссер пребывает сегодня в мрачнейшем расположении духа.
Спектакль представляет собой два часа сплошного театрального кошмара, музыкальным лейтмотивом которого служит безжалостно изуродованная бетховенская "Ода к радости". Персонажи корчатся в судорогах и завывают в унисон пронзительному визгу электрогитары, внезапные паузы длятся невыносимо долго, эпизод принудительного лечения героя от патологической тяги к насилию сопровождается видеопроекцией документальных кадров массовых расстрелов и прочих преступлений против человечества. Никогда прежде Виктюк не позволял себе так терроризировать публику.
Смысл премьерного триллера считывается без труда. Новый "Заводной апельсин" - про то, как общество подавляет и увечит свободную личность, чьи права Роман Виктюк защищает с неизменным энтузиазмом. Берджессовский антигерой Алекс в спектакле изображен существом страдающим. Он, конечно, лущит случайных прохожих и, как полагается по сюжету, насилует жену писателя Ф. Александра, однако без того азарта, с каким в фильме Кубрика то же самое проделывал Малькольм Макдауэлл. Зато мучения, которые испытывает Алекс после шоковой терапии доктора Бродского, совершенно ужасны. Если раньше Виктюк воспевал красоту порока, то теперь от этого упоения не осталось и следа - "Заводной апельсин" вызывающе уродлив и дисгармоничен.
Занятно, что эстетика спектакля вполне соответствует времени написания романа - сегодняшние постановочные приемы Виктюка напрямую отсылают к театральному авангарду 60-70-х гг. и прописанному в той же эпохе политическому театру, полномочным представителем которого в Москве числится Юрий Любимов. Обнаженная сцена-помост, подвижные падуги, броские метафоры "Заводного апельсина" настолько напоминают стиль Таганки, что аренда для премьеры именно этой площадки выглядит жестом почти концептуальным.
Впрочем, одним из самых замечательных качеств режиссера Виктюка по-прежнему остается простодушие - разочарование в мировой гармонии ничуть не мешает ему увлеченно обыгрывать на все лады заглавие романа. Апельсины в его спектакле чистят, жадно поедают и только что не заводят. В финале же цитрусовыми буквально бомбардируют сцену - что, вероятно, должно настроить вконец измученную публику на философический лад и заставить наконец признать, что сопротивление натиску прекрасного бесполезно.
На сцене "Содружества актеров Таганки" сыграли новый спектакль Театра Виктюка "Заводной апельсин" по знаменитому роману Энтони Берджесса, экранизированному в 1972 г. Стэнли Кубриком. Судя по премьерному опусу, название которого дополнено подзаголовком "Ангелы смерти", популярный режиссер пребывает сегодня в мрачнейшем расположении духа.
Спектакль представляет собой два часа сплошного театрального кошмара, музыкальным лейтмотивом которого служит безжалостно изуродованная бетховенская "Ода к радости". Персонажи корчатся в судорогах и завывают в унисон пронзительному визгу электрогитары, внезапные паузы длятся невыносимо долго, эпизод принудительного лечения героя от патологической тяги к насилию сопровождается видеопроекцией документальных кадров массовых расстрелов и прочих преступлений против человечества. Никогда прежде Виктюк не позволял себе так терроризировать публику.
Смысл премьерного триллера считывается без труда. Новый "Заводной апельсин" - про то, как общество подавляет и увечит свободную личность, чьи права Роман Виктюк защищает с неизменным энтузиазмом. Берджессовский антигерой Алекс в спектакле изображен существом страдающим. Он, конечно, лущит случайных прохожих и, как полагается по сюжету, насилует жену писателя Ф. Александра, однако без того азарта, с каким в фильме Кубрика то же самое проделывал Малькольм Макдауэлл. Зато мучения, которые испытывает Алекс после шоковой терапии доктора Бродского, совершенно ужасны. Если раньше Виктюк воспевал красоту порока, то теперь от этого упоения не осталось и следа - "Заводной апельсин" вызывающе уродлив и дисгармоничен.
Занятно, что эстетика спектакля вполне соответствует времени написания романа - сегодняшние постановочные приемы Виктюка напрямую отсылают к театральному авангарду 60-70-х гг. и прописанному в той же эпохе политическому театру, полномочным представителем которого в Москве числится Юрий Любимов. Обнаженная сцена-помост, подвижные падуги, броские метафоры "Заводного апельсина" настолько напоминают стиль Таганки, что аренда для премьеры именно этой площадки выглядит жестом почти концептуальным.
Впрочем, одним из самых замечательных качеств режиссера Виктюка по-прежнему остается простодушие - разочарование в мировой гармонии ничуть не мешает ему увлеченно обыгрывать на все лады заглавие романа. Апельсины в его спектакле чистят, жадно поедают и только что не заводят. В финале же цитрусовыми буквально бомбардируют сцену - что, вероятно, должно настроить вконец измученную публику на философический лад и заставить наконец признать, что сопротивление натиску прекрасного бесполезно.
На сцене "Содружества актеров Таганки" сыграли новый спектакль Театра Виктюка "Заводной апельсин" по знаменитому роману Энтони Берджесса, экранизированному в 1972 г. Стэнли Кубриком. Судя по премьерному опусу, название которого дополнено подзаголовком "Ангелы смерти", популярный режиссер пребывает сегодня в мрачнейшем расположении духа.
Спектакль представляет собой два часа сплошного театрального кошмара, музыкальным лейтмотивом которого служит безжалостно изуродованная бетховенская "Ода к радости". Персонажи корчатся в судорогах и завывают в унисон пронзительному визгу электрогитары, внезапные паузы длятся невыносимо долго, эпизод принудительного лечения героя от патологической тяги к насилию сопровождается видеопроекцией документальных кадров массовых расстрелов и прочих преступлений против человечества. Никогда прежде Виктюк не позволял себе так терроризировать публику.
Смысл премьерного триллера считывается без труда. Новый "Заводной апельсин" - про то, как общество подавляет и увечит свободную личность, чьи права Роман Виктюк защищает с неизменным энтузиазмом. Берджессовский антигерой Алекс в спектакле изображен существом страдающим. Он, конечно, лущит случайных прохожих и, как полагается по сюжету, насилует жену писателя Ф. Александра, однако без того азарта, с каким в фильме Кубрика то же самое проделывал Малькольм Макдауэлл. Зато мучения, которые испытывает Алекс после шоковой терапии доктора Бродского, совершенно ужасны. Если раньше Виктюк воспевал красоту порока, то теперь от этого упоения не осталось и следа - "Заводной апельсин" вызывающе уродлив и дисгармоничен.
Занятно, что эстетика спектакля вполне соответствует времени написания романа - сегодняшние постановочные приемы Виктюка напрямую отсылают к театральному авангарду 60-70-х гг. и прописанному в той же эпохе политическому театру, полномочным представителем которого в Москве числится Юрий Любимов. Обнаженная сцена-помост, подвижные падуги, броские метафоры "Заводного апельсина" настолько напоминают стиль Таганки, что аренда для премьеры именно этой площадки выглядит жестом почти концептуальным.
Впрочем, одним из самых замечательных качеств режиссера Виктюка по-прежнему остается простодушие - разочарование в мировой гармонии ничуть не мешает ему увлеченно обыгрывать на все лады заглавие романа. Апельсины в его спектакле чистят, жадно поедают и только что не заводят. В финале же цитрусовыми буквально бомбардируют сцену - что, вероятно, должно настроить вконец измученную публику на философический лад и заставить наконец признать, что сопротивление натиску прекрасного бесполезно.