Необычное, порой "извращенное" в традиционном понимании, воплощение любви на сцене зависит и от выбранной драматургии, а выбор Виктюка всегда необычен. Как правило, это неапробированные нашей сценой пьесы, подчас эпатирующие зрителя, но, главное, позволяющие режиссеру воплотить свои творческие принципы. Не изменил себе Виктюк и сейчас, поставив на сцене "Современника" пьесу итальянского драматурга Ренато Майнарди "Адский сад". Во-вторых, что бы ни ставил Виктюк, его спектакли всегда ярко театральны. Он точно и со значением использует в своих постановках все существующие атрибуты театрального действа, начиная со света, музыки, сценографии, костюмов и кончая гримом, пластикой героев, их манерой произносить текст. И в этом "Адский сад" опять же не стал исключением: на сцене "Современника" в этот вечер воцаряется Театр Романа Виктюка.
Эта необычная, непривычная пьеса (у драматурга - комедия) была написана в 1958 году и почти двадцать лет искала путь на сцену. Впервые ее поставили в Милане в 1976 году с замечательной актрисой Паолой Барбони в роли Вальтрауте.
"Странная", "непонятная" пьеса Р. Майнарди в постановке Виктюка предназначена для эстетов. Он не стал трактовать ее как комедию: в программке обозначено безлико - "пьеса". Это не жанр. Это констатация факта.
Вот перед нами итальянское семейство: бабушка Церлина (Галина Соколова), ее дочь Челеста (Лия Ахеджакова), ее внучка Роз (Марина Хазова), ее внук Уго (Александр Берда), их служанка Изиде (Мария Селянская) и выделяющаяся контрастом - цветовым и пластическим - на их фоне гувернантка - немка Вальтрауте (Марина Неелова). Процесс обольщения ею Уго неизбежен, но не прост: наследство в этой семье передается по женской линии. Исключение - Роз, лишенная этого права, сидящая много лет на лестнице и ждущая мифического Бернара, уверившего ее, что она вовсе не уродлива, а красива. И потому преступления совершаются одно за другим, но воспринимаются как-то естественно, будто в этом доме иначе и быть не может. Они и не выглядят преступлениями: просто засаживается цветами - душами взращенный ими адский сад. И среди всеобщего оцепенения, извиваясь, кружась и скользя по полу, легко и изящно движется Вальтрауте, чувственная, хищная Вальтрауте, черным силуэтом с печальными глазами выделяясь на фоне белых стен.
Действие похоже на клоунаду - и клоунские костюмы надеты на персонажах (художник Елена Предводителева), и нелепые движения они совершают, и неуместные слова говорят, - но на клоунаду печальную, потому что участникам ее достается в удел смерть. Даже главной клоунессе - Вальтрауте, демону зла, казалось бы, сумевшей победить, сумевшей сменить, наконец, черный костюм и вкрадчивую настойчивость на красные одежды и вкрадчивую уверенность. Да, на сцене мертвы все... Остались лишь девять девочек - девять дочек Уго и служанки Изиде. Девять кукол безжизненно валяются среди безжизненных людей. Оживут ли они, станут ли наследницами рода или им уготована общая участь семьи, уже заготовлены места в цветочной клумбе адского сада?
Смерть правит этим балом. И смерть подводит черту под "странной" любовью Вальтрауте к набожному Уго, которому, однако, любовь к Богу не помешала произвести на свет девять девочек. Вообще здесь все "странно" и необычно - отношения героев, их рассуждения, поступки. Куда логичней выглядит их адский сад - прибежище приговоренных к смерти из-за ускользающего наследства. Но, кажется, и там будет главным "цветком" Вальтрауте.
Что ж, Виктюк сделал великолепный подарок Марине Нееловой, преподнеся роль не просто необычную, подобно которой не было в творчестве актрисы, но дав возможность прикоснуться совсем к иной грани искусства: полуиллюзорной-полумистической, заставив напрочь отрешиться от реальности, предложив погрузиться в чистую, откровенную, совершенно лишенную "жизненности" театральность. Она талантливо почувствовала тонкость предложения, взяла удивительно верную ноту, как, впрочем, и весь блестящий актерский ансамбль на сцене.