На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Мари Кройцер: "Я редко вижу на экране по-настоящему сложные женские характеры"
Австрийский фильм "Земля под моими ногами" (Der Boden unter den Füßen) был показан в конкурсе Берлинале и стал победителем XII кинофестиваля "Бок о Бок" в Петербурге. Это кино о личном и корпоративном. Главная героиня Лола, бизнес-консультантка по профессии, стремительно поднимается по карьерной лестнице в крупной немецкой компании, но скрывает от коллег семейную тайну: дома, в Вене, у нее осталась старшая сестра с психическим расстройством. Ксения Реутова расспросила режиссерку Мари Кройцер о том, как создавалась эта картина.
Расскажите, как родилась идея фильма?
В какой-то степени это личная история. У моей тети была шизофрения. В юности я старалась поддерживать с ней отношения, почаще ее навещать. К сожалению, такой контакт не сработал. Ей постоянно хотелось большего. Больше моего времени, больше внимания, больше всего, что я могла ей дать. В какой-то момент начался настоящий сталкинг. Она без конца звонила и писала, заставляла меня к ней приходить и в то же время обвиняла в том, чего я никогда не делала. Например, говорила, что я краду ее вещи или сговариваюсь с соседями по поводу ее госпитализации. Много лет спустя эти воспоминания вернулись ко мне в виде сюжета.
Почему вы сделали главную героиню бизнес-консультанткой? В мире много других работ, которые требуют того же уровня самодисциплины.
Да, таких много, вы правы. Мне даже кажется, что почти любая работа в наше время требует всепоглощающих усилий. Но профессия Лолы, помимо самодисциплины, не оставляет места для слабости. Это создает контраст с жизнью ее сестры Конни.
Как вы нашли Валери Пахнер? Вы с самого начала знали, что именно она должна сыграть главную роль?
Нет, я писала сценарий в расчете на другую актрису. И мы даже почти обо всем договорились, но потом она вынуждена была отказаться от съемок из-за другого проекта, в котором уже на тот момент была занята. Мне нужно было сделать выбор: отложить "Землю под моими ногами" почти на год или найти новую исполнительницу главной роли. А я люблю работать быстро, и к тому же у нас уже подобралась команда, то есть речь шла не только обо мне, но и о других людях. Идея попробовать Валери пришла в голову нашей кастинг-директорке. И когда она произнесла ее имя, я тут же поняла: да, это наша новая героиня. Надо сказать, ее Лола сильно отличается от того, что было написано в моем первоначальном сценарии. Но так бывает в кино. Я не могу просто заменить одну актрису на другую - это неизбежно меняет весь замысел.
У Лолы роман с ее начальницей Элизой. Для вас важна эта сюжетная линия?
Вообще-то Элиза сначала была Райнером. Но найти нужного актера я не смогла. Два агента в Германии открыто сказали мне, что эта роль "слишком мала для мужчины". И все немецкие артисты, с которыми я общалась, ответили отказом. Они хотели центральную, решающую для сюжета партию, но мой фильм - это история Лолы, а не Райнера. Я так расстроилась, что во всеуслышание заявила: "Ну что ж, тогда я сделаю Райнера женщиной!" Надо мной все посмеялись, а я обдумала эту мысль и решила: почему нет? В сценарии я изменила только имя. Актриса Мави Хербигер получила огромное удовольствие, играя эту роль. Лесбийские отношения стали органичной частью сюжета. И мне кажется, хорошо, что они не в центре повествования. Потому что лесбиянки ничем не отличаются от своих гетеросексуальных коллег. Моя картина не о том, что у героини проблемы из-за какой-то "инаковости". И отношения Лола и Элиза вынуждены скрывать из-за совместной работы. А не потому, что они лесбиянки.
Как вы снимали сцены секса? Я обратила внимание на то, что они совсем не выглядят вуайеристскими.
Я именно такого эффекта и добивалась. Мне важно показать естественную близость, возникающую между людьми. Я переживала, что эти эпизоды могут показаться искусственными тем негетеросексуальным женщинам, которые потом будут смотреть фильм. Я специально нашла коллегу, которая уже снимала кино о лесбийской паре. Она очень помогла мне с постановкой движений. Хореография в съемках интимных сцен играет огромную роль, и не только визуальную. Она помогает актрисам понять, что мы следуем по заранее составленному плану и что личное из процесса исключено.
Как вы думаете, почему психические заболевания до сих пор так сильно стигматизированы в нашем обществе?
Потому что слабость не сексуальна. И потому что психические заболевания нас очень сильно пугают. Думаю, даже больше, чем рак. Именно этот страх утратить контроль, погрузиться во внутреннюю тьму и заставил меня написать сценарий. Первый кадр "Земли под моими ногами" рассказывает о том, чему посвящен весь фильм. Вы видите открытую дверь в темную комнату - настолько темную, что вы не в состоянии разглядеть ее содержимое.
В этом году на церемонии вручения Австрийской кинопремии за звание лучшего фильма боролись три картины, снятые женщинами: ваша "Земля под моими ногами", а также "Малыш Джо" Джессики Хауснер и "Джой" Судабе Мортезаи. Насколько типична эта ситуация для австрийского кино?
Она совсем не типична и была, к сожалению, использована против нас. Потому что люди из индустрии сказали: "Вот видите, нам не нужно ничего менять, у нас уже полное равенство". А правда заключается в том, что 70 процентов всех средств, которые Австрия выделяет на кинематограф, идут мужчинам. И мы сейчас бьемся за то, чтобы это изменить. Не для нас самих - мы уже в профессии. Мы бьемся за наше общество и за новое поколение, которое придет вслед за нами. Перемены есть, но они происходят очень медленно. Мне кажется, единственная вещь, которая может реально изменить текущее положение дел, - это квоты. Я выступаю за них.
В одном из ваших интервью я прочитала, что вы хотите снять фильм об австрийской императрице Елизавете и о ее борьбе со старением. По-моему, это отличная тема, потому что в сознании зрителей до сих пор существует только романтизированный образ Сисси из старых картин с Роми Шнайдер. Что вас привлекло в этой исторической фигуре?
Идею мне когда-то предложила актриса Вики Крипс, но это было много лет назад. Я тогда подумала: и с чего вдруг мне интересоваться Елизаветой? Но с тех пор эта мысль меня не покидала. Я начала изучать исторические документы и вдруг поняла, что Елизавета принадлежит как раз к тем персонажам, которых я всегда ищу и о которых снимаю все свои фильмы. Я рассказываю о сложных людях, которых не всегда можно понять и полюбить с первого взгляда. Лола из "Земли под моими ногами" точно такая же. Я редко вижу на экране по-настоящему сложные женские характеры, в основном все антигерои - это мужчины. И они пользуются у аудитории огромным успехом. Изменить эту монополию можно лишь созданием таких же многослойных женских образов. Елизавета в этом плане - отличный материал.
Если выделять в ваших фильмах центральную тему, то это, вероятно, будет проблемная семья. Почему она вас так интересует?
Семья - это данность, которую не выбираешь и от которой не можешь убежать. Это сочетание делает семейную тему неисчерпаемой в своей притягательности. Кто вас больше всего вдохновляет - в жизни и в профессии?
Не могу назвать какого-то конкретного человека. Меня вдохновляют люди, которые всегда остаются собой, и им неважно, нравится это другим или нет. Я сама стараюсь такой быть, в том числе и в работе. Наверное, можно также сказать, что меня вдохновляют все окружающие. Меня интересует, как другие люди двигаются, как они живут, как обставляют свои дома, как относятся друг к другу, что они говорят и чего они не говорят (последнее даже важнее). Мне достаточно просто взаимодействовать с кем-то, чтобы придумывать бесконечные истории. Жаль, что я не смогу превратить все эти идеи в фильмы: создание кино - очень долгий процесс, а я, увы, смертна.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".