В то время, когда наши бабушки полагали, что в Советском Союзе секса не было, а слово "гомосексуализм" вызывало ассоциации с инопланетянами, обитатели других точек на географической карте мира проявляли лояльность, а порой даже неподдельный интерес к однополой любви. К примеру, в Японии гомосексуальность нашла выражение в многочисленных литературных произведениях, культурных событиях и, в итоге, была легализована. В традиционных японских театрах "Но" и "Кабуки" все роли дозволялось играть только мужчинам, и актеры, представлявшие женские образы, часто становились любовниками знати.
Появился особый поджанр седзе - сенен ай, то есть "любовь мальчиков"- бисенэнами (bishounen), манги о нежных отношениях и любви между ними. Такие сюжеты изначально содержали гомосексуальные "постельные сцены", особенно очевидно это проявилось во второй половине 1970-х, когда женщины-писатели начали смелее излагать свои гомоэротические фантазии. Тогда-то и появился новый жанр аниме, получившего название яой (yaoi).
ЯОЙ - РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕКВ какой-то степени этот стиль схож с популярным на Западе стилем "slash", когда между героями-мужчинами знаменитых телесериалов возникают сексуальные отношения. Только распространяется "slash" в узких кругах фанатов или через Интернет, тогда как яойное аниме можно свободно купить в любом книжном магазине Японии. Более того, искать его нужно не где-нибудь, а в отделах "Журналы для женщин"!
Почему? Все просто. Потому что женщины, создавая это направление анимации, заботились вовсе не о геях. Они рисовали для себя. "Картины гомосексуальной любви - единственное изображение мужчины, который любит кого-то на равных. Это та любовь, о которой мечтаем мы", признаются японские женщины. Впрочем, такое явление в мире не новость - лесбийские порно тоже снимаются не для лесбиянок. Его потребители - обычные гетеросексуальные мужчины.
Так же как лесбиянкам не нравится лесбийское порно, так же и геи часто высказывают недовольство героями из женской манги. Известный исследователь Ядзиме Массами, выпустивший сборник историй из жизни геев, говорит: "Художницы создают в своих мангах стереотип красивого, притягательного, идеального мужчины-гея, что в большинстве случаев не совпадает с реальностью. В итоге, настоящие геи остаются наедине со своими новыми комплексами". Слишком идеализированные герои и замысловатые сюжеты женских комиксов не вызывают в геях, читающих их, чувство отождествления себя с персонажами.
ЛЮБОВЬ ЯПОНСКИХ ЖЕНЩИНВ период с конца 1980-х - начала 1990-х вспыхнул "японский гей-бум". Газеты, журналы, телевидение, кино взахлеб рассказывали о гомосексуальности и делали огромные ставки на эту тему. В итоге, Япония узнала о гомосексуалах практически все.
В 1991 году в популярном женском журнале "CREA" была опубликована серия статей под названием "Возрождение гомосексуализма". В одном из этих материалов ("Женщины, которые планируют провести приятную жизнь с геями") было отмечено, что женщины не только заинтересованы в дружеских отношениях с мужчинами-геями, но и предпочитают вступать с ними в брак.
Причиной такого интереса названо негативное отношение японок к традиционной модели мужественности и мужским ролям. В этой и последовавших за ней публикациях автор подчеркивает отличие мужчин-геев от мужчин с традиционной ориентацией, утверждая, что первые могут быть даже лучшими партнерами для женщин в личной жизни.