Почитателям хореографического искусства нынешний год подарил три юбилейные даты: 70-летие со дня смерти С. Дягилева; 90-летие начала балетно-оперных "Русских сезонов" в Париже; 110-летие со дня рождения В. Нижинского.
Легендарный русский танцовщик и хореограф оставил яркий след в истории мирового балета. "Как танцовщик В.Нижинский возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности В.Нижинский опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. Психическое заболевание заставило В. Нижинского рано покинуть сцену". Так написала о нем в энциклопедии "Балет" В.М. Красовская - выдающийся историк, критик и искусствовед, только что скончавшаяся в Петербурге.
В.Нижинский умер на 61-м году жизни (1950) в Лондоне, в психиатрической больнице. Случилось так, что тело его не было сразу захоронено и два года пролежало в цинковом гробу. В 1952 г. С. Лифарь, знаменитый артист и балетмейстер Гранд-Опера, купил на парижском Монмартрском кладбище место в 22-м отделении, где покоятся выдающиеся деятели французской культуры. Он привез тело В.Нижинского в Париж и организовал его погребение. Хотя по вероисповеданию Вацлав Нижинский был католиком, его отпевали в православном соборе Св. Александра Невского.
После смерти С. Лифаря (1976) могила В. Нижинского стала бесхозной. В прошлом году ее разыскал Игорь Махаев - бывший танцовщик, ныне директор благотворительного фонда "Дом Дягилева". Он был поражен ее неухоженностью. Мадам Форестье, нынешняя управляющая Монмартрским кладбищем, сказала ему: "На следующий год эта могила подлежит уничтожению. Десять лет за нее никто не платит - значит, она никому не нужна". Сраженный страшным известием, И. Махаев купил это место на 50 лет и дал себе клятву привести могилу в надлежащий вид и поставить памятник.
Одержимый благородной целью, он объявил конкурс на проект памятника. Победителем конкурса стал скульптор Олег Абазиев, доцент Московского архитектурного института. Среди его многочисленных работ, находящихся в музеях и частных коллекциях России и зарубежья, есть, в частности, призы и медали для балетного конкурса "Арабеск", который возглавляет В.Васильев.
Средства на изготовление бронзового памятникабыли предоставлены главным образом Лидией Борисовной Варсано, которая щедро поддерживает многие акции, связанные с русской культурой во Франции. Значительную помощь И. Махаеву оказала и Жильберта Курнан, известная парижская собирательница материалов по искусству балета. Проектом установки памятника В.Нижинскому в Париже активно занимался бывший посол России в Париже Ю. Рыжов и сотрудники посольства О. Васнецов и Д. Плахотнюк.
Полвека спустя после смерти великого танцовщика на его могиле, где раньше было только скромное надгробье с надписью на плите "Вацлаву Нижинскому - Серж Лифарь", теперь установлен великолепный памятник. Гений танца запечатлен в образе Петрушки из одноименного балета И.Стравинского. Присев на месте последнего своего земного пристанища, молодой В.Нижинский, еще не сломленный тяготами трагической судьбы, с наслаждением созерцает мир.
29 сентября на церемонии открытия памятника с краткими речами выступили новый российский посол Н. Афанасьевский, председатель Русского музыкального общества во Франции граф П. Шереметьев, И. Махаев и артист Александр Нижинский. Внучатый племянник Вацлава Нижинского два года тому назад открыл в Москве свой театр музыкальной драмы, которому дал название Театр Нижинского.
Посол РФ в Париже Н. Афанасьевский любезно согласился поделиться своими мыслями с читателями "РМ":
- Реализация данного проекта шла с большим трудом. Подвижнические усилия И. Махаева поддерживало посольство России - помогал мой предшественник Ю.Рыжов и я, конечно. Это давняя мечта всех поклонников В. Нижинского. Действительно, имя Нижинского стало легендарным, но нигде в мире ему нет памятника. Мне кажется, что О.Абазиев очень удачно нашел художественную форму для надгробной скульптуры. Ее изготовление стоило немалых трудов, были и финансовые трудности. Но благодаря поддержке мэрии Парижа и дирекции Монмартрского кладбища проект успешно завершен.
Это еще один штрих того, что сегодня мы научились ценить наши корни и наше прошлое.