Правда, на заре зарождения балетного искусства помимо грима были еще и маски. Артист, в роскошном костюме, в превосходно выполненной маске, тесно прилегавшей к лицу, выглядел фантастически притягательно. Считалось, что маска помогает сделать образ более выразительным и ярким.
Что касается грима, то начиная с семнадцатого века и далее, не боясь подорвать свое здоровье (ведь в состав некоторых красителей входил мышьяк), артисты гримировались с безудержностью страстью.
КРАСНЫЕ ПЯТКИ Пройдет несколько столетий, прежде чем слово "намазаны" будет заменено на слово "искусство". И случится это в начале двадцатого века, во время триумфа "Русского балета" Сергея Дягилева. То, что художник Лев Бакст делал с лицами и телами дягилевских звезд, сегодня воспринимается как чудо. Бакст превращал артистов в живые картины. Он работал так, будто перед ним холст, на котором он рисовал задуманный образ. Перед каждым спектаклем художник сам осматривал всех танцовщиков, менял прически и парики, если они не соответствовали его эскизам, сам гримировал артистов. Грим он наносил не только на лицо, отдельные штрихи делались и на теле. Бакст подчеркивал гримом линии мышц у мужчин и даже подрисовывал красным пятки и подъемы босых ног.Для Вацлава Нижинского, танцевавшего Нарцисса, Бакст придумал нечто фантастическое. Тон, нанесенный на все тело танцовщика. Не имитировал ни загара, ни белизны мраморных статуй. Художник создал совершенно новый оттенок: к жидкому лимонно-желтому гриму он добавил чуть-чуть охры. Этот странный цвет делал фигуру Нарцисса несколько ирреальной. Лицо его покрывал ровный слой того же грима, а глаза и брови были слегка подрисованы карандашом, тонкая линия окаймляла и губы. Волосы светлого парика Нарцисса лежали плоско, голова была повязана узкой лентой. Бакст уложил короткие пряди на лбу, а более длинные, обрамлявшие лицо, - в непрерывную линию небольших локонов, напоминавшую орнамент, вырезанный в мраморе.
ВОЛОСЫ НА СВОБОДЕ Что касается грима в балетном театре Советского Союза, то соцреализм - он и в балете соцреализм. В танце все должно было быть по правде жизни. Балерины должны были быть в кудряшках и с кубками сердечком, балетные принцы им под стать - в париках и тоже со сладкими губами. Кому позволялось разрисовывать себя от всей души - так это всякого рода балетным злодеям. Что они с удовольствием и делали.В конце пятидесятых в Советский Союз приехал на гастроли балет парижской оперы, и все увидели не только технически смелый танец французов, разбивающий советские установки о том, как нужно танцевать, но и прически, грим, стилизованные под времена Тальони. Некоторые из советских артистов поняли, что в балетном гриме можно и без соцреализма. Марис Лиепа, как гласит легенда, первый из советских танцовщиков отказался от обязательного для мужчин-танцовщиков залачивания волос, когда прическа напоминала аккуратно пригнанный к голове артиста горшок или маленький паричок. "Отец танцевал со свободной головой, - рассказывает сын Мариса Андрис Лиепа, - и это дало танцу дополнительную экспрессию, особую жизнь".
ТЫ КОГДА-НИБУДЬ ВИДЕЛА ТАКИХ ЗДОРОВЕННЫХ БАЛЕРИН?А вот у мужчин, выступающих в женских партиях, как это делают танцовщики "Мужского балета" Валерия Михайловского, свои секреты:
- У наших ребят все как у настоящих балерин - парики, ресницы, румяна, тон. Очень ярко подкрашиваем брови и глаза. Балет - это искусство яркое. Что касается самого грима, то, как правило, это отечественный грим, поскольку там меньше химических добавок. А вот подводки, карандаши - это уже импортные, я люблю фирму "Макс Фактор".
- Насколько точно попадание в женский образ?
- Мне кажется, попадаем замечательно. Один раз в Перми ребята разогреваются перед вторым отделением за кулисами. В пачках, в париках, в гриме, с ресницами. А рядом уборщицы готовят сцену, и я слышу, как одна говорит другой: "Ты когда-нибудь видела таких здоровенных балерин?" На что ее напарница отвечает: "Никогда в жизни. А ты слышала, они ведь еще и басом разговаривают. Эх, все голоса прокурили!"
БЕЖАР: ВОЗВРАЩЕНИЕ К КРОВИ И ПЕПЛУ А что же маска? Неужели она навсегда ушла из балета? Нет, в двадцатом веке маска вновь ожила, ее вернул в балет Морис Бежар. Маска украшала лицо Петрушки в балете Бежара на музыку Стравинского; словно маски разукрашены лица танцовщиков в балете Бежара "Бхакти". Ведь грим - это не только маленький трюк, с помощью которого на сцене можно выглядеть более привлекательно, чем в жизни. Грим - это ритуал, пришедший из тех давних яростных, диких времен, когда лица артистов украшались не краской, а пеплом и кровью жертвенных животных.