На американском телеканале LOGO в разгаре третий сезон шоу "RuPaul's Drag Race", и этот факт дает много поводов для радости - и в то же время для раздумий. LOGO - кабельный канал, программы которого ориентированы на ЛГБТ-зрителей, однако его с удовольствием смотрит большое количество людей, к гей-сообществу не принадлежащих. Согласно статистике, в 2009 году LOGO, работающий под эгидой компании Viacom (владелицы MTV), вещал в 35 миллионах домов и был представлен на 25 крупнейших медиа-рынках США.
Но вернемся к "RuPaul's Drag Race". Про себя этот конкурс я давно называю "Королевскими гонками", поскольку точного соответствия слову "drag" в русском языке не найдено. В названии конкурса обыгрывается гоночный автоспорт, который по-английски именуется "drag race". Однако если добавить к этому имя легендарной травести-дивы РуПол, становится понятно, что в данном случае термин "drag" к автоспорту не относится. Словарь предлагает следующий вариант перевода: "человек, носящий одежду противоположного пола", или "трансвестит". Мелко, девАчки, мелко! Ведь драг - это не просто шоу с переодеванием мужиков в бабские шмотки, это - искусство и огромный культурный пласт, оказавший влияние на многие явления, которые сегодня можно наблюдать в мейнстриме.
Леди Гага совершенно точно знала что делает, когда придумывала маленький скандал, вбрасывая в прессу слушок о том, что на самом деле она - не леди. Пресса возбудилась - а именно этого от нее и ждали, - и принялась трепать, что под юбкой у певицы спрятана часть тела, не свойственная женской физиологии. Многие натуралы на скандал купились и до сих пор не могут успокоиться, считая Гагу гермафродитом. Многие геи пожали плечами, поскольку для них с первого дня появления Гаги на горизонте было ясно, что никакой она не мужик, просто многому научилась у драг-королев, используя свою природой данную андрогинность. Как сказала одна из участниц третьего сезона "Королевских гонок" по имени Ража, "я делала то, что сейчас делает Гага, еще в те времена, когда сама Гага обо всем этом даже не догадывалась". Гага - далеко не первая и не единственная поп-звезда, которая черпает вдохновение в драг-культуре. Ведь еще Дасти Спригфилд говорила, что учится "выглядеть" именно у королев травести-сцены.
Привет Гаге: участницы третьего сезона демонстрируют придуманные ими костюмы в "космическом" стиле
Об истории возникновения этого конкурса мы уже рассказывали, цитировали интервью великой мамы РуПол, поэтому повторяться не станем. Если в двух словах, то параллель, которая напрашивается сама собой, - международное шоу "Лучшая новая топ-модель", в котором девушки борются за соответствующее звание. Иногда конкурсантками в нем становятся лесбиянки, с особой помпой освещалась в газетах борьба за звание трансгендерной участницы, а одна из лесбиянок даже выиграла этот конкурс - в Финляндии. Все это замечательно, но рядом с "Королевскими гонками" не валялась ни одна "Топ-модель", потому что в них принимают участие не девушки, а драг-королевы. И это означает, что в шоу будет много драмы, потрясающих нарядов, удивительных перевоплощений, и главное - будет весело. "Я намерена привнести немного "реальности" в реалити-шоу, - говорила по этому поводу РуПол. - Ведь для того, чтобы победить, нашим конкурсанткам необходимо быть дизайнером, американским идолом и лучшей новой топ-моделью в одном флаконе. И еще они определенно должны быть умнее ученицы пятого класса", - добавила она, намекая на уровень интеллекта некоторых участниц сугубо модельных шоу.
Конкурсантки второго сезона демонстрируют вечерние наряды
Концепция программы проста: как и в любом талант-шоу, претендентки на звание лучшей травести проходят кастинговый отбор, и к участию в забеге допускаются лишь лучшие из лучших. В первом сезоне их было 9, во втором - 12, в третьем это количество довели до чертовой дюжины. Желающие поучаствовать представляют на рассмотрение жюри, возглавляемого РуПол, видеозапись с рассказом и себе и демонстрируют свои драг-таланты. А потом начинается гонка на выживание, которую транслируют по ящику. В каждой серии конкурсантки, которых становится все меньше, получают задание, обязательно включающее в себя дефиле по подиуму. Две королевы, хуже всего с ним справившиеся, соревнуются в финале эпизода, исполняя "песню под фонограмму в борьбе за жизнь", потому что убедительно открывать рот под чужую фанеру - один из навыков, которым должна обладать каждая травести-дива. Из соревнований выбывает та из них, которая меньше понравилась маме Ру, принимающей решения в единоличном порядке. Правда, до этого она советуется с жюри, в котором вместе с РуПол заседают знаменитости, сменяющие друг друга каждую неделю: актеры, музыканты, модели, писатели, а также представители спонсорских компаний. Чаще всего это женщины, но порой судить королев приходят и знаменитые мужчины. К примеру, одно из заданий второго сезона, в котором конкурсантки должны были перевоплотиться в рок-звезд, судил Генри Роллинз, лидер группы Rollins Band, легенда альтернативной музыки и очень гей-френдли человек.
Порой борьба за жизнь превращалась в настоящую "драму под фонограмму"(участницы первого сезона Шанель и Акаша)
Зрелище, устраиваемое девушками на сцене и за ее пределами - в специальной комнате, которая одновременно служит им мастерской и гримеркой - совершенно феерическое. Смотреть на это можно разинув рот: на то, как они в соответствии с темой очередного задания тачают платьица, клеют, шьют и украшают, как накладывают косметику, рисуя себе лицо, и выстраивают прически, что вызывает дикую зависть у многих биологических женщин. Как ссорятся, хабалят и рассказывают друг другу истории из жизни. Для каждого задания леди должны не только красиво одеться и выгодно подать себя на подиуме: это было бы слишком банально. Нет, конкурсантки обязаны проявить свои способности в гораздо более широком спектре. К примеру, "раскрыть свою внутреннюю Опру Уинфри" и провести интервью со звездой - так, как это делает она. Или сняться в рекламном ролике, который в итоге выходит до коликов смешным, потому что стандартные сценарии "тетя Маня постирала мужу портки обыкновенным порошком, а тетя Дуся - нашим новым волшебным средством", здесь не прокатывают.
Четыре финалистки второго сезона открывают церемонию вручения воображаемой награды "DIVA Award"
Сегодня, когда в эфире транслируется третий сезон сего замечательного действа, что свидетельствует о его популярности, обозреватели, особенно те, которые к гей-культуре имеют непосредственное отношение, начинают рассуждать, чем же это шоу хорошо, а чем - не очень. Главным позитивным эффектом происходящего называют то, что "Королевские гонки" возрождают пришедшую в упадок драг-сцену. Вот что думает по этому поводу Коко Перу, одна из известнейших в Америке травести, которую мы помним по фильмам "Трюк" и "Вонг Фу...": "Я очень рада, что "Королевские гонки" показывают по телевизору, потому что всякий раз, когда мужчина выходит на сцену в платье, - это повод для праздника. Несколько лет назад все говорили, что драг-сцена мертва, гей-бары постепенно превращались в спорт-бары, а все парни пытались изображать из себя крутых мачо. "Королевские гонки" возвращают нам драг-культуру". Которая, добавлю, всегда являлась неотъемлемой частью гей-кульутры, терявшей в отсутствии хороших королев изрядную долю привлекательности. У многих людей травести-шоу стали ассоциироваться с пошлостью и безвкусицей, однако виной тому не явление как таковое, а отсутствие талантливых артистов. Шоу РуПола доказало, что, во-первых, драг-сцена жива, а во-вторых, изобретательных и красивых королев на ней по-прежнему немало.
И вот здесь возникает тот самый вопрос, который мучает обозревателей. Некоторые из них отмечают, что, несмотря на позитив, у "Королевских гонок" есть один существенный недостаток: в шоу не поощряется то, что по-английски называется словом "camp", без которого драг-сцена невозможна.