Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
Всеобщая декларация прав человека.
Статья 16, часть 1.
Прогрессивный взгляд на транссексуальность в русскоязычной литературе на сегодня практически отсутствует. По-прежнему сохраняется и даже увеличивается разрыв между нездоровым интересом к экзотике в "желтой прессе" и статьями медицинских журналов.
На Западе подобная проблема давно вышла из разряда маргинальных. Вовсю рекламируются различные услуги для транссексуалов (ТС), начиная от магазинов специализированной одежды, обуви и салонов красоты, до клубов досуга для смешанных семей ТС + gentrust (новое слово, обозначающее гетеро- или гомосексуального партнера "транса") и психоаналитиков для детей трансгендеров. У нас приходится пока только вздыхать над некорректными пассажами о ТС, которые позволяют себе выносить на публику известные люди.
В последнее время появилось несколько веб-сайтов на которых сами российские транссексуалы рассказывают о своем опыте социализации.
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ:Первые описания патологического стремления изменить свой пол, что обозначалось как "превратное ощущение своего пола" или "сексуально-эстетическая инверсия", относятся к середине прошлого века (Миланов и др. 1999, 5-6; Еllis 1915; Elis H. and Symonds 1986). В истории косвенное упоминание о транссексуалах можно найти у Геродота: "Описывая скифов, Геродот рассказывает об одной типичной для них болезни: мужчины становятся женственными по характеру, надевают женское платье и занимаются женскими работами. Они называются "энеями". (Клейн 2000, 196) В римской мифологии так же описаны случаи половых трансформаций. Так, в своих Метаморфозах Овидий рассказывает о знаменитом греке Тиресии, который достоверно знал, какой из двух полов заключает в себе большее сексуальное желание, так как, прожив 7 лет в образе женщины, знал обе стороны любви. Феномен того, что мужчины в течение жизни живут в роли женщин, известны и индейцам. Описание "бердачей", например, можно найти у Пола Рассела в книге 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок:
В 1910 г. Магнус Гиршфельд ввел понятие "транссексуализм" и опубликовал под этим названием монографию с казуистическим и историческим материалом (Hirschfeld 1910). Однако, различную типизацию он заимствовал у д-ра Крафт-Эбинга (Kraft-Ebing 1877), который, описывая метаморфозы сексуальной паранойи, различал два варианта: 1) вариант, когда это сексуальное состояние врожденное и одновременно единственно возможное для половой функции; 2) вариант, когда это состояние не является врожденным и проявляет себя как временная аномалия при нормальной половой ориентации индивидуума в дальнейшем. Здесь впервые звучит различие между продолжительной тотальной транспозицией половой идентичности (транссексуализм) и приходящей частичной половой идентичности (трансвестизм). В 1928 г. Эллис написал работу Исследования психологии сексуальности, где он тоже выделили две группы: в первую группу он отнес людей, одевающихся как противоположный пол, а во вторую группу - людей, относящих себя к противоположному полу (Ellis 1928).
В 1923 г. Магнус Гиршфельд впервые использовал выражение "транссексуализм души", что не было тогда принято во внимание (Hirschfeld 1923) и только в 1949 г., понятие "психопатия транссексуализма" было использовано Колдуэл и Бенджамин (Cauldwell XXX, Benjamin XXX). В 1953 году последний дал разъяснение понятию "транссексуализм", впервые описал это явление с научной точки зрения и предложил отграничить это понятие от трансвестизма. Продолжая свою научную деятельность, он в 1964 г. как невропатолог доложил о 125 транссексуалах (108 мужчинах и 17 женщинах), а в 1966 г. вышла в свет его монография "Феномен транссексуализма". В монографии он описывает 152 наблюдения транссексуалов, у 51 из которых были выполнены операции по смене пола в Дании, Голландии, Швеции, Мексике, США и Марокко (Benjamin XXX)
В 70-х годах уже отметилось увеличение числа операций по смене анатомического пола в Скандинавии, Англии, Франции, Германии. Однако, это увеличение показало значительную ограниченность результатов оперативного лечения. Подобное накопление опыта и оценка результатов привели к тому, что после чрезмерного увлечения хирургической "переделкой" пола в 60-80 годы наступил период не только сдержанности, но порой и отрицания по отношению к данной проблеме. Таким образом, транссексуализм (эонизм, сексуально-эстетическая инверсия, психический гермафродитизм) - можно определить как патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны, с полом психическим, с другой. Иными словами - нарушение половой самоидентификации, которое заключается в несоответствии чувства своей половой принадлежности характеру наружных половых органов, т.е. стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу.
Сочнева З.Г. (1988 г.) и Бухановский А.О. (1993) определяет транссексуализм как внутреннюю убежденность пациентов в принадлежности к иному полу при отсутствии психотической симптоматики, ненависть и отвращение к собственным природным половым признакам, стремление ассимилироваться в обществе среди лиц противоположного пола, а так же настоятельное требование трансформации телесного пола. Диагноз "транссексуализм" ставят только после исключения психических отклонений взрослым и подросткам, достигшим полового созревания и желающим изменить свои половые органы и жить как представители другого пола. Человек с транссексуализмом чувствует себя либо мужчиной, заключенным в тело женщины, либо наоборот. В гармонично организованном теле определенного пола живет "ино-полая" душа, и эта душа не только живет, она чувствует, мыслит, страдает, испытывает желания и влечения, которые не может реализовать. Транссексуализм официально включен в "Международную классификацию болезней, травм и причин смерти". Несмотря на это, в нашей стране данное заболевание практически не изучалось и в профессиональной литературе представлено не было. Это делало его неизвестным для подавляющего числа современных практикующих врачей (Бухановский 1993).
Попытки толкования патогенеза транссексуализма с позиций чисто психиатрических в настоящее время окончательно оставлены. В поисках биологического субстрата, создающего эндогенно-конституциональное предрасположение к транссексуализму, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга (Бухановский и Андреев 1985). Также стало известно, что к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответственных за половое поведение.
Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьировать в широких пределах, что объясняет многообразие клинических вариантов транссексуализма - от ярких "ядерных" до стертых "краевых" форм. Распространенность транссексуализма в мире, по данным различных авторов, колеблется от 1:40000 до 1:100000 населения. Транссексуализм встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что может служить косвенным доказательством наличия его биологической основы. Данных о распространенности транссексуализма в нашей стране нет. (Миланов и др. 1999, 16-17)
Если попытаться нарисовать портрет современной российской адаптированной "транссексуалки" (т. е. М-Ж ТС), то это, скорее всего будет женщина 30-40 лет, неоправданно резко порвавшая с прошлым, перебравшаяся в Москву или Питер, прошедшая через гомосексуальный опыт имеющая неразрешимые до конца проблемы выбора партнера, плюс полный маргинальный "букет" из проблем с пропиской, жильем, работой и признанием. Другая категория - это те, кто сумели сделать операцию и сменить документы в годы "первого кризиса", т. е. 20-21 год, и для которых, вследствие этого путь к образованию был отрезан, пополняют ряды проституток и разного рода шоу. Тех, кому повезло меньше, подхватывает мутный поток криминала и, в конце концов, попадают в тюрьму. Таких тоже немало: обычная история - пыталась заработать на операцию, одежду, взятки чиновникам и психиатрам криминальным путем, т.к. честно у нас эти 5-7 тыс. $ не заработать и, в результате - срок.
Сам собою напрашивается вопрос. Если транссексуализм включен, как тяжелое заболевание в реестр болезней ВОЗ и Российского реестра заболеваний, то почему транссексуалам не дают группу инвалидности, чтобы наш прожиточный минимум не равнялся "нулю"? Почему обследования для смены документов и операции восстановления пола не оплачиваются по полису обязательного медицинского страхования. Человек, который решил восстановить пол в современной России, сталкивается со стеной непонимания и дискриминации. Якобы существующие "легальные" пути на поверку оказываются сплошной липой. Психиатр по месту жительства, скорее всего, посоветует "выбросить эту дурь из головы и найти сексуального партнера", а если вы будете настаивать, упечет вас на одно- или двухмесячное "обследование" на предмет шизофрении. В этом отношении наша медицина отстала от стран Европы лет на 20. Например, в Голландии тесты на транссексуальность проводятся во всех младших классах государственных школ и выявленные дети обязательно проходят курс у психоаналитика, который разъясняет им, что их чувства - есть абсолютно нормальное явление. Несколько лет назад в Петербурге, один сексопатолог попробовал было использовать тестирование по западному образцу для транссексуалов (ТС), и угодил за решетку, как пособник уклоняющимся от службы в армии. Разного рода взятки и вымогательства расцвели пышным цветом в этой области. Если вы несколько лет пооббивали пороги ЗАГСов, клиник и психушек и в вас "увидели неисправимого, кто сам хочет себя изуродовать", то вам предлагают вступить в заколдованный круг нашего законодательства, которое полно противоречий. Так статья 70 Закона "Об Актах гражданского состояния", принятого в ноябре 1997 года, гласит: "Изменения, связанные с изменением пола, вносятся на основании документа, выданного медицинским учреждением, в котором указано, что пол изменен". Каким медицинским учреждением, документы какой формы, кем вносятся и куда? На практике существуют циркуляры Минздрава для психиатров (1999г.) и хирургов-андрологов (1994 г.), которые противоречат друг другу и предписывают взаимоисключающие вещи. Так на кафедре эндокринной психологии (sic!) Московского научно-исследовательского института сексопатологии и суицидологии при институте психиатрии им. Ганнушкина вам скажут, что документы меняются после операции, а хирурги в Петербурге и Москве боятся делать операции вагино- и фаллопластики, так как это по существующему УК является членовредительством.
Паспорт меняется по месту рождения на основании нового свидетельства о рождении, в котором будет написано "повторное". В связи с тем, что сейчас многие законы в регионах противоречат общегосударственным, то и чиновник из провинции может снова отправить вас в Москву. Но если вы дали взятку, и вам удалось сменить паспорт, то это еще не гарантия того, что все остальные документы, полученные вами ранее, будут вам также сменены. Это касается трудовой книжки, аттестата, дипломов, полиса медицинского страхования, документов на имущество, загранпаспорта. Вы ни за что не "разведетесь" с вашим старым супругом/ой и потеряете право на своих детей, если таковые имеются. И всё это на фоне ежедневного риска для здоровья и жизни со стороны уверенных в своей правоте хулиганствующих гомофобов. Не мудрено, что до зрелого возраста при таких обстоятельствах доживают единицы, а число сделавших операцию и "адаптировавшихся" к новому гендеру, вернее к постоянной дискриминации по половому типу в России не превышает 50-100 человек. И это при том, что статистика стран Западной Европы дает цифру 1 транссексуал на 60-70 тыс. чел., так что в таком городе, как С. -Петербург нас должно быть не меньше сотни, всего в стране - около двух тысяч человек.
Особенностью течения транссексуализма в нашей стране является высокая отягощенность суицидальным поведением. Различные его проявления отмечены у 86,4 % пациентов. В определенной мере, по мнению проф. Бухановского, это связано с репрессивной половой моралью и общественной агрессией в отношении лиц с сексуальными отклонениями. Он так же отмечает, что фактически можно говорить о социальной дискриминации лиц, страдающих транссексуализмом, так как встречаясь с неизвестным и непонятным феноменом транссексуализма, общество ведет себя недостаточно цивилизованно, что проявляется тем набором общественных санкций, с которыми пришлось столкнуться всем обследованным им пациентам: непонимание, вплоть до отрицания этого феномена - 87,6%; осуждение, вплоть до презрения - 78,1%; удивление, вплоть до любопытства - 75,1%; директивное принуждение и пресечение, вплоть до административного и физического воздействия и побоев - 27,9%; табуирование, вплоть до запретов и изгнания (из трудового или учебного коллектива, неформальной группы, гостиниц, самолетов и прочее) - 37,2%.Суицидальное поведение при транссексуализме отражает неразрешимый характер возникших в связи с дисгармонией личности противоречий. Подсказываемые окружающими способы разрешения ситуации сами пациенты не приемлют, а способы, которые бы были им известны, сведены к нулю. Тихоненко В.А. (1978) и Амбрумова А.Г. с соавт. (1980) считают, что, в связи с этим, суицидальное поведение становится формой разрешения конфликтов путем самоустранения и самоуничтожения, что еще раз подчеркивает экстремальный характер транссексуализма. Единственно приемлемой для пациентов формой разрешения транссексуальных конфликтов, прекращения мучительных страданий и способом обретения внутренней гармонии может стать приведение биологического и паспортного пола в соответствие с полом психическим. Ни объяснения врачей о калечащей сути требуемых операций, ни осознание невозможности существенного изменения биологического пола с созданием полноценного организма не меняют установки пациентов. Именно появление данного убеждения знаменует собой апогей формирования транссексуализма и максимальную степень выраженности симптома отвергания пола - "возникновение транссексуальной установки на его изменение" (Laub D.R., 1989).
Транссексуализм - официально признанное на территории бывшего СССР психическое расстройство. Лица, страдающие транссексуализмом, имеют гарантированное, но не реализованное Конституцией РФ (ст. 41) право на охрану здоровья и оказание им медико-социальной помощи. Изменение пола в бывшем СССР было официально разрешено и остается действующей на территории России практикой при "гермафродитизме". Транссексуализм, как и иные формы гермафродитизма, до выделения в самостоятельную форму назывался "психическим гермафродитизмом" и под этим названием до сих пор значится среди государственных стандартов Универсальной десятичной классификации под шифром 616.89-008.442.36 (Миланов и др. 1999, 16-17).
ТРАНССЕКСУАЛЬНЫЕ СЕМЬИ:
ТИПОЛОГИЯ И ПРАКТИКИ
Прежде чем приводить примеры семей с участие транссексуалов (TС), необходимо перечислить их основные типы:
Нетрудно увидеть в перечисленном списке две отличающиеся друг от друга группы. Имитирующие традиционную гетеросексуальную семью - группы а), г), д), и новационные типы - б), в), е), ж), з). Это разделение обусловлено целым рядом причин, которые можно было бы определить как 1) сексуальная ориентация ТС, 2) соотношение между качеством адаптационных признаков ТС и их стереотипами в обществе, т.е. степень адаптированности к большинству, 3) субъективные.
Безусловно, что первая группа семей - наибольшая по количеству. По самым приблизительным подсчетам, исходя из общепринятого среднего мирового статистического соотношения ТС (1 на 60-70 тыс. чел. населения) и учитывая общую численность населения России в 146,7 млн. чел. семей группы а) в России должно быть порядка 2200. В это число я включаю и те семьи, где ТС является дочерью/сыном или родственником главы семьи. Определить количество семей типа а), где ТС является супругой(ом) сложнее. По данным Российского статистического ежегодника на февраль 2001 г, в стране было 42 млн. семей в которых проживало 130 млн. чел. Средняя, полная семья в современной России - это 3 человека, из которых двое - супруги. Поэтому приблизительное количество супругов в России - около 84 млн. чел. Применяя те же расчеты, получаем приблизительно 1300 ТС, приходящихся кому-то мужем или женой. На деле их, вероятно еще меньше, так как ТС в среднем меньше вступают в брак и живут в нем. Кроме того, смертность среди ТС выше средней по множеству причин: гендерая дисфория, склонность к суициду, отрицательное влияние гормонотерапии и оперативных вмешательств ухудшают качество жизни и ее продолжительность. Итоговая минимальная группа в 1000 человек, к тому же распыленная социально и территориально не представляет сообщества или меньшинства в известном смысле этого слова.
Тем не менее, концентрируясь в столичных мегаполисах, транссексуалы образовывают подобие субкультуры, которая может дать для исследователя массу уникального материала, являясь, своего рода "лакмусовой бумажкой", по которой можно в ускоренном темпе, как бы в неких "лабораторных" условиях, проследить динамику трансформации и взаимодействия человека в среде меняющегося по отношению к нему гендера и наоборот. Нужно сказать, что в нашей стране эта возможность пока упускается из вида.
Традиционные семьи:
Вот три примера типичных ситуаций в семьях группы а).
Южно-Сахалинск. Семья из четырех человек: мать, отец, дочь + неадаптированная М-Ж ТС по паспорту Андрей (26 лет), называющая себя в интервью Кристи. Образование высшее, работает программистом в госструктуре. Женский гендер в семье и на работе не проявляет. Участвует в интернет-конференции транссексуалов России и СНГ.
Сосновый Бор, Ленинградской обл. Семья из трех человек: мать, отец + неадаптированный Ж-М ТС, по паспорту Алена (25 лет), называет себя Юрием.
С.-Петербург. Семья из трех человек: неадаптированный М-Ж ТС Сергей (называет себя женским именем, 28 лет, образование средне-техническое) + гетеросексуальная женщина и их годовалая дочь.
Волгоград. Марина (23 лет, по паспорту Владимир) неадаптированная М-Ж ТС + гетеросексуальная женщина (официальная жена) + ребенок 3 лет.
Подытожив, можно сказать, что из 17 интервью, проведенных в течение последних 3 лет у меня вырисовался портрет неадаптированного транссексуала, которая/ый потеряв личные императивы в созданной семье, вынужден/а подстраиваться к сексуальности партнера/ши играть чужую гендерную роль. Такие состояния, если они не бывают прерваны суицидом, могут продолжаться довольно долго. Самой старшей из этой группы М-Ж ТС был человек 54 лет (Кемеровская обл.), пытавшаяся восстановить женский пол и гендер, но прекратившая попытки в прошлом году из-за многочисленных отказов. Имеет взрослых сына и дочь от брака с женщиной. Несколько лет в разводе.
Новационные типы семей
В России и странах СНГ только молодые транссексуалы (в возрасте до 20 лет) сравнительно проще адаптируются в новой гендерной роли и в целом более мобильны, чем их старшие друзья по несчастью (или счастью, сложно сказать). Как правило, они уже находятся в более терпимом к сексуальному выбору окружении сверстников и относятся к предстоящей смене пола, как к сложному, но необходимому и планируемому этапу своей жизни.
Подгруппа семей или партнерских пар г) встречается гораздо реже и, в большинстве известных мне случаев, как переходное состояние в подгруппы е) и д). На Западе такие транссексуалы, включая тех, кто проводит гормонотерапию, пластику груди, но не делает вагинопластику, называются "ши-мэйл". Приведу несколько примеров:
Семья из двух человек. Джулия (31 год.), транссексуалка типа М-Ж. Имеет на руках диагноз психиатрической комиссии, подтверждающий транссексуальнось. Операцию не делала. Сексуальные контакты с мужчинами с 12 лет. Чтобы заработать на гормоны, одежду и операцию вместе с партнером участвовала в ограблениях квартир. Отбывала срок в Херсонской обл., где имела постоянного партнера за которого после освобождения вышла замуж по поддельным документам.
Семья из трех человек. Мария (37 лет, Екатеринбург) М-Ж ТС + гомосексуальный мужчина + ребенок от первого брака партнера. Собирается делать операцию, сменила документы и проводила гормонотерапию.
Партнерская семья из трех человек Галина (29 лет, Н.Новгород) М-Ж ТС + женщина-бисексуалка + ребенок партнерши. Галина находится на этапе смены пола.
Подгруппа д) многими транссексуалами рассматривается, как цель и, одновременно, наряду с усыновлением ребенка, как оправдание своей транформации перед гетеросексисткими стереотипами в обществе. Хотя, конечно, отнюдь не все из них и не всегда приходят к такому пониманию. Ваша покорная слуга также не избежала сей участи, поэтому включу в описание отрывок из собственного семейного опыта.
Семья из двух человек. С.-Петербург. Валентина М-Ж ТС (35 лет., post-op) + гетеросексуальный мужчина. Год официальной семейной жизни, конфликты по поводу имущества и распределения семейных обязанностей привели к разводу.
Семья из трех человек. С.-Петербург. Владимир Ж-М ТС (37 лет., post -op) + гетеросексуальная женщина и ребенок, рожденный Владимиром до операции.
Семья из двух человек. С.-Петербург. Алевтина М-Ж ТС (42 года, post-op) + гетеросексуальный мужчина.
Нетрадиционные формы семейной организации
Члены семьи подгруппы б): неадаптированный ТС + гомосексуал(ка) обычно создают временные или долговременные пары, в зависимости от пола транссексуала. Если это биологический мужчина, то союз как правило будет временным, потому что транссексуал будет так или иначе стремиться к восстановлению истинного гендера, и опыт показывает, что активным геям обычно не нравится такой ход событий. Поэтому партнерская пара рано или поздно распадается. Вариант семьи, на мой взгляд, Ж-М ТС + лесбиянка более адаптивен в России, поскольку с точки зрения общественного мнения ничем не отличается от простой лесбийской пары или совместного проживания двух женщин по экономическим причинам. Вот типичные примеры:
Лайма (паспортное имя узнать не удалось), М-Ж ТС (pre-op) (29 лет, живет в Москве)
Партнерская семья: Алекс (по паспорту Ольга), Ж-М ТС (pre-op) (27 лет, живет в Москве) + гомосексуальная женщина.
Интересно проследить отношения внутри семейных пар подгруппы в) (адаптированный в новой половой роли ТС (pre-op) + гетеросексуал(ка). Гетеросексуальные партнеры транссексуалов носят английское название "джентрист" (дословно: "доверяющий гендеру"). Как ни странно, по всей видимости, это не просто люди с расширенным сознанием и отсутствием гендерных стереотипов, а нечто другое. Я бы отнесла их к одной из категорий сексуального предпочтения, наподобие тех, кому сексуально нравятся лица определенной расы, возраста или инвалиды. В данном случае я не употребляю термин "сексуальная перверсия", считая его некорректным для людей с адекватным поведением.
Парнерская пара из двух человек. Николай (возраст неизвестен, С.-Петербург), адаптированный в новой гендерной роли Ж-М ТС (pre-op) + гетеросексуальная женщина.
Партнерская пара из двух человек. Ангелина (32 года, С.-Петербург), адаптированная в новой гендерной роли М-Ж ТС (pre-op) + гетеросексуальный мужчина.
Перейдем к примерам из группы е) (адаптированный в новой половой роли транссексуал, сделавший операцию + гомосексуал(ка). На первый взгляд между этой подгруппой и подгруппой б) мало различий, однако, это не так. Как правило, такие семьи и партнерские взаимоотношения создаются ТС, имевшими с тем или иным успехом сожительство с гетеросексуальным партнером и у которых опыт создания такого союза не удовлетворил имевшихся (во многом идеалистических) ожиданий. На Западе таких ТС иногда называют "трансгомосексуалами". На самом деле, нужно сказать, что у ТС гендерные проблемы настолько заслоняют собственно сексуальность, что проявляется в том, что, просто, иногда нет достаточного поля выбора партнера или партнерши. Отдаленно, это можно сравнить с ситуацией в замкнутых монополовых сообществах (тюрьмы, армия и т. п.) Только в случае с транссексуалом сексуальный выбор определяется с одной стороны гендерными стандартами всего общества и сложным набором психокультурных особенностей партнера с другой. Лавируя между этими гендерными Сциллой и Харибдой внешние проявления сексуальности ТС приобретают максимальный аморфизм, а предпочтения внутреннего "Я" отодвигается на второй и третий план.
Приведу часть рассказа о такой ситуации одной из моих знакомых. События, о которых в нем говорится, разворачивались у меня на глазах. Типичная транссексуалка типа "женское мышление" в мужском теле и мужском гендере, прошедшая весь невероятно трудный путь из далекой провинции в столичный город, в течение 9 долгих лет восстановившая свой истинный пол и гендер, она имела опыт партнерства сначала с мужчиной-гомосексуалом, затем познакомившаяся с гетеросексуальным мужчиной, создала с ним семью, но в силу ряда причин, через год рассталась с ним. Что же это за причины.
Без сомнения, наиболее экзотический вид транссексуальной семьи - это союз из двух ТС (подгруппа ж). В России мне известны единичные примеры как транс-гертеросексуальных, так и транс-гомосексуальных пар. В первом случае, такую семью образуют два человека с "взаимообратным" изменением пола.
Геннадий (40 лет, Ж-М ТС (post op) + Елена (25 лет, М-Ж ТС (post op) Брак официально зарегистрирован, партнеры живут в браке 4 года.
Трансгомосексуальная пара из двух Ж-М ТС: "Drago"(33 года) + Дамир (29 лет) (настоящие имена узнать не удалось). Вместе живут 8 лет. Имеют дочь 10 лет, которую родил(а) Дамир до операций по восстановлению пола. Брак неофициальный. Имеется четкое разделение по признаку "активный"- "пассивный" партнер. Яркая маргинальность не мешает в быту. Отношения с родителями и соседями по дому ровные. Занимаются помощью мужчинам-транссексуалам: информация, предоставление квартиры на срок обследования и др.
Говоря о семье "транссексуал + ребенок", можно сказать, что в России - это всегда Ж-М ТС имеет ребенка до смены пола и рассматривается обществом, да и законом, все-таки, как одинокая мать. Мне известен только один случай усыновления ребенка М-Ж ТС в России. Вряд ли российский суд после развода с женщиной, которая является его биологической матерью, оставит ребенка (если таковой имеется) новой женщине (бывшему отцу). Вероятнее всего будут проблемы и со встречами женщины-транссексуалки со своим ребенком. Хотя на западе имеются прецеденты таких решений суда. Это показывает направление, в котором нужно двигаться и нашему правосудию. Приведу сокращенную статью из канадской прессы:
В российских сексологических исследованиях была привычка (вдохновляемая романом философа Василия Розанова Люди лунного света, вышедшего в свет в 1911 г.) выделять транссексуальность в некий отдельный, "третий" пол. Эта традиция была продолжена в советский период психиатром Белкиным:
Подобный редукционный подход далеко не безобиден, так как создает негативный фон для практик отношения к ТС и может привести к окончательной маргинализации нашего образа в глазах общества. Естественно, проще отмахнуться от проблемы, чем последовательно ее решать. Такие намерения могут содержать в себе латентную тенденцию к размыванию прав меньшинств на свою идентичность и разделению теории (а следом, может быть, и практики) сексуальности по гендерному признаку. Запад уже переболел этой болезнью. Достаточно вспомнить критичное отношение к стремлению TC конструировать женский гендер среди некоторых американских женских исследовательниц 70-х годов, таких, как Глория Стайнем:
Об этом писали в 60-70-е годы феминистские исследовательницы Дженис Раймонд (Raimond J.G.) и Мэри Дали (Daly М.). Но сейчас никто не станет всерьез рассматривать притязания какой-то одной научной школы на абсолютную истинность в вопросах, касающихся целых сообществ реально самоорганизующихся людей. Наоборот, сотрудничество исследователей с ТС-группами и их знакомство в подходе к исследованию проблемы с первыми (пусть не столь совершенными профессионально, но содержащими ценнейший материал) работами, на мой взгляд, совершенно необходимо для поиска компромиссов. Совершенно иной подход демонстрирует опыт сотрудничества общественных ТС-организаций и исследователей на Западе. Серьезное участие ученых, социологов, психологов, медиков, журналистов в непосредственной партнерской работе, как ассоциированных членов, например, в таких организациях, как GEMS (Лондон) или "519 str." (Торонто), выпуск научно-популярных публикаций помогает находить точки соприкосновения между интересами академической науки, системы медицинской помощи, самой целевой группы и общественностью.
К сожалению, в России такие контакты носят разовый и неформальный характер. Некоторые исследователи гендера, психиатры и хирурги (С.-Петербург) проявляют заинтересованность в создании общественного кризисного центра для ТС, в рамках которого, кроме разносторонней помощи можно было бы осуществлять исследовательские проекты, в частности и по семьям транссексуалов. Дело требует инициативы по созданию такой организации от самих ТС. Ваша покорная слуга разработала концепцию такого центра помощи и разместила на сайте gay.ru полтора года назад объявление о готовности взять на себя поиск необходимых средств. В настоящее время создается инициативная группа из транссексуалов Москвы и Петербурга, которые прорабатывают вопрос o регистрации организации.
Использованная литература:
Белкин А.И.// Мужчина или женщина или "человек без пола". // Здоровье человека и прогресс медицины. М. 1976.-С. 121 ;
Клейн Л.С. // Другая любовь. С.-Пб.. 2000;
Миланов Н.О., Адамян Р.Т., Козлов Г.И. Коррекция пола при транссексуализме. М. 1999.-C.5-17:
Бухановский А.О.// Синдром отвергания пола: клиническая разновидность в тактике лечения и реадаптации. Вопросы клинического лечения и профилактики сексуальных расстройств.-М.1993.-С. 103-105;
Бухановский А.О., Андреев А.С.// Экстремальные состояния организма и неотложная медицинская помощь: тезисы докладов.-Ростов-на-Дону.-1985.-С. 103-105;
Сочнева З.Г.// Казуистика в психиатрии.-Рига.-1988.-С. 143-145;
Крафт-Эбинг Р.// Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства: пер с нем. М. Республика, 1994.-С.334;
Лоуренс Д. Р.// Клиническая фармакология. В 2-х т.; пер. с англ.-М. "Медицина". 1991;
Laub D.R., Eicher W.//Penis Constractoin in Female-to-male Transsexuals.In W. Eicher (Ed.), PlasticSurgery in the Sexually Handicapped.- Berlin: Springer, 1989;
Ellis H.// Studies in Psychology of Sex. New York.-1915-V.2.-P. 26-29;
Ellis H., Sumonds J.A.// Das Kantrare GeschleshТСgefuht Leipzig.-1986.-P.178;
Benjamin H.// The transsexuals phenomenon.-New York: Julian Press, 1966;
Benjamin H.// Transsexualismus, Wesen und Behandlung.- Nervenarzt, 1964.-V.35-P. 499-500;
Мифы народов мира М., Олимп.1988.
J.-N. Zhou, M.A. Hofman, L.J. Gooren and D.F. Swaab A sex difference in the human brain and iТС relation to transsexuality. (GEMS NEWS No31/spring1998 London, reprinted with permission by the authors from "Nature", 378; 68-70 (1995) (Перевод с англ. Котогоновой В.В.);
Ann-Mary Owens "Court decided, that the sex change doesn't influence the right to be the father.
The 6-year's girl names the father both "daddy" and "mum".
"National Post On-Line" 02.02.2001., Toronto, CANADA (Перевод с англ. Котогоновой В.В.);
Рассел П.// 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок. М., Крон-Пресс 1996.;
Tuttle L.// Encyclopedia of feminism.Longman House.-1986.-P.326:
Raimond J.G.//The transsexuals empire: the making of the she-male. Boston: Beacon Press, 1979;
Daly M.// Beyond God the Father: Toward a Philosophy of Women’s Liberation. Boston: Beacon Press, 1977.
Сведения о некоторых авторах, упоминающихся в работе:
Бухановский Александр Олимпиевич -Заведующий кафедрой психиатрии Ростовского государственного медицинского университета, профессор психологического и юридического факультетов Ростовского государственного университета. Президент лечебно - реабилитационного научного центра "Феникс". Доктор медицинских наук, профессор, врач (психиатр - нарколог) высшей категории.
Адамян Рубен Тотевосович - ведущий микрохирург РНЦХ РАМН, специализирующийся на операциях Ф-М ТС в Московском научном хирургическом центре. Впервые в России провел удачную имплантацию уретры, сформированной из тканей руки пациента.
Козлов Геннадий Ильич - доктор наук, профессор кафедры эндокринологии Московского института экспериментальной эндокринологии и химии гормонов. Один из основоположников (совместно с психиатром Василенко Л. М. и хирургом Васильевым В.И.) советской школы исследования транссексуальности, с 1975 года участвовавший в гормональной терапии ТС в клинике им. Кащенко (Москва).
Миланов Николай Олегович - проф., член-корр. Российского Научного Центра Хирургии РАМН, председатель общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов России.
Клейн Лев Самуилович - проф., д-р историч. наук, антрополог, археолог и филолог.Бенджамин Гарри - доктор, эмигрировал из Германии за год до начала первой мировой войны. До середины 20 в. он продолжал заниматься совершенствованием методик психиатрического лечения гендерной дисфории и проблемами адаптации ТС в США и Канаде, применяя опыт немецких врачей. Он работал совместно с д-ром Магнусом Хиршфельдом, выдающимся немецким сексопатологом, введшим в научный обиход термины "трансвестизм" и "транссексуальность" и д-ром Альфредом Кинси, который, в тот период являлся лучшим американским сексопатологом. Д-р Бенджамин был согласен с д-ром Хиршфельдом в том, что транссексуализм стал считаться одной из форм неврологической интерсексуальности. В 1966 году Гарри Бенджамин опубликовал свою знаменитую работу "Феномен транссексуальности" в которой изложил основные принципы и подходы к проблеме ТС, которые используются учеными до сегодняшнего дня. Д-р Бенджамин был противником, существовавшей в то время практики использования гендерных штампов для страдающих транссексуальностью. Терапевтические стандарты и этические нормы для психиатров сегодня используются в "Международной Ассоциации Гендерной Дисфории им. Г. Бенджамина" ("HBIGDA"). Кроме психиатрии он изучал геронтологию, эндокринологию и сексопатологию. Прожив около 100 лет, доктор увидел признание своих взглядов. Последние годы он почетным членом Консультативного Совета Фонда Ментальных Исследований. Гарри Бенджамин был личным другом Кристины Йоргенсон, первой женщины-транссексуалки, осуществившей полное восстановление пола в 1953 г.
Гиршфельд Магнус - ученый-психиатр, борец за права сексменьшинств. Его именем назван немецкий журнал геев.
Стайнем Глория - известная американская феминистка, редактор журнала "Мисс".