Гравюра-иллюстрация к произведению де Сада, 1797г. |
По мнению французского философа Жиля Делеза, сущность мазохизма - ожидание: "Боль осуществляет то, чего ждут, удовольствие - то, чего ожидают, мазохист ожидает удовольствия, как чего-то такого, что по сути своей всегда задерживается, и ждет боли как условного сигнала, делающего, в конце концов, возможным (физически и морально) пришествие удовольствия. Он, стало быть, отодвигает удовольствие все то время, которое необходимо для того, чтобы некая ожидаемая боль сделала его (удовольствие) дозволенным".
Фрейд в свое время считал, что мазохизм является всего лишь результатом разрушительных фантазий, направленных против самого себя. В некоторых случаях субъект может позволить себе сексуальное удовольствие только в том случае, если за этим последует наказание. Фрейд не подозревал, насколько сложный характер имеет явление, и поэтому легко объединял садомазохизм с отношениями доминирования/подчинения. На самом деле, с точки зрения психолога, это вполне допустимое упрощение, но это вовсе не так на взгляд обывателя. Ведь доминирование вовсе не обязательно связано с причинением физической боли, а подчинение - с физическими страданиями.
Садизм и мазохизм существуют, как правило, не изолированно, а совместно у одного и того же человека, поэтому почти всегда следует говорить о садомазохистском, а не о "чисто садистском" или "чисто мазохистском" поведении. Даже в первоисточниках, послуживших образцом для введения новых терминов, встречаются обе стороны этого сложного психосексуального проявления. Так, герои де Сада не только подвергают мучениям партнеров, но и сами с большой охотой получают порку розгами. Северин (герой "Венеры в мехах" Захер-Мазоха) играет страдательную роль в любви с Вандой, но потом, расставшись с ней, с хлыстом в руках выступает как господин и тиран в отношениях с новой любовницей. Он "философствует", что можно быть либо с хлыстом в руках, либо под хлыстом - других вариантов нет.
Учитывая неразделимость садизма и мазохизма, психолог Шренк-Нотцинг предложил более точный единый термин - алголагния (от греческих слов "алгос" - боль, "лагнос" - половое возбуждение). Садистскую форму он считал "активной алголагнией", мазохистскую - "пассивной алголагнией". Ученый определил также и другие варианты алголагнии: онанистическая - когда удовольствие достигается причинением боли самому себе, например, от самобичевания (аутофлагеллянтизм); визуальная - когда сексуальное возбуждение или сексуальная разрядка происходят при созерцании сцен телесных наказаний; зоофильная (или бестиальная) - когда с целью полового возбуждения или удовлетворения мучают животных; некрофильная - когда садистские действия направлены на трупы или их имитацию; идеальная (или символическая) - когда садомазохистское поведение разыгрывается не в реальности, а только в воображении.
ЦИТАТНИК МАРКИЗА ДЕ САДА "Мальчик гораздо лучше девочки... Рассмотрим вопрос с точки зрения зла, поскольку зло почти всегда есть истина наслаждения, его главное очарование. Преступление должно казаться больше, когда совершается над существом, подобным тебе самому, и от этого удовольствие автоматически удваивается" ("120 дней Содома")."Чего хочет мужчина, вступающий в половой акт? Чтобы все вокруг него испытывало к нему величайшее внимание, чтобы мысли были только о нем, заботы только о нем... всякий мужчина желает стать (хоть на короткое время) тираном, когда вступает в половые отношения" ("Философия в спальне").
"Некоторые души кажутся жестокими потому, что они способны к сильным чувствам и они временами преуспевают в этих чувствах. Внешнее безразличие и жестокость этих людей есть не что иное, как способ, с помощью которого они (своим собственным методом) умеют чувствовать жизнь сильнее, чем другие люди" ("Философия в спальне").
"Всякое удовольствие становится слабее, когда кем-то разделяется" ("120 дней Содома").
"Если половой акт обладает привлекательностью благодаря какому-то грязному элементу в себе, то, следовательно, чем грязнее он, тем более восхитительным должен он быть" ("120 дней Содома").
"Настоящее счастье существует только в чувствах (различных), и истина не удовлетворяет ни одного из них" (из писем).
МАРКИЗ ДЕ САД. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ.Маркиз де Сад Офорт, раскрашенный вручную портрет, 1830г. |
Не прошло и полугода, как инспектор полиции Марэ настоятельно просит содержательницу известного парижского борделя мадам Бриссо отказывать маркизу де Саду, если тот потребует у нее проститутку на ночь. Поводом для такой просьбы послужила жалоба одной парижской путаны, которая обвинила нового королевского наместника в акте содомии и бичевании. Спустя четыре года в парижскую полицию поступает следующее заявление от некой Розы Келлер, нищенки в возрасте 36 лет. По ее словам, маркиз принудил ее раздеться догола, а затем стол избивать плетью с узелками на концах. После этого Сад натер ее раны какой-то мазью и запер в комнате. Женщине чудом удалось вырваться на свободу, и она тут же отправилась в полицейский участок. А еще через три дня Роза отказывается от своих показаний, так как де Сад компенсировал ее страдания суммой в два с половиной луидора - огромными деньгами по тем временам. Однако полиция все-таки заключает под стражу королевского наместника почти на два месяца, пока Верховный суд Франции не ратифицирует высочайшее королевское помилование.
Кард из фильма Франко Жюстина, 1969г. |
Сад так бы и закончил жизнь в заключении, если б не Французская революция. 14 июля 1789 года Бастилия пала, и маркиз оказался на свободе. Этот день можно смело назвать началом новой жизни Донасьена-Альфонса: поначалу неудавшийся генерал целиком отдается театральному творчеству, вершиной которого стала постановка в знаменитом "Комеди Франсез" пьесы маркиза "Мизантроп из-за любви", которая имела шумный успех у парижской публики. На бывшего изгоя обращают внимание новые власти - Сад назначается комиссаром государственного Совета по здравоохранению и одновременно становится присяжным революционного трибунала. На последней должности маркиз активно помогает преследуемым революцией дворянам избежать репрессий. Это становится известно властям, и маркиза, обвинив в излишней умеренности и пособничестве контрреволюции, снова заключают в тюрьму, теперь уже в качестве политзаключенного. Через девять месяцев его выпускают на свободу по состоянию здоровья. Де Сад оказывается в полной нищете: живет на чердаке и подрабатывает в качестве уличного актера. Вскоре он попадает в клинику для душевнобольных, где проводит одиннадцать лет, вплоть до своей смерти. Свои последние годы маркиз посвящает театральным постановкам для психически нездоровых людей.
120 ДНЕЙ СОДОМАМанускрипт 120 дней Содома |
Кард из фильма Пазолини "Сало или 120 дней Содома" |
Мы представляем вашему вниманию отрывки из "120 дней Содома" маркиза де Сада. Они являются исключительно фантазией автора и никогда не были реализованы с людьми. Поэтому тот шок, который вы, возможно, испытаете, сродни шоку от просмотра фильма ужасов - жутко, но Слава Богу, понарошку.
21-ое февраля
Объявляется, что дальнейшие повествования будут исключительно о развратниках, предпочитающих убийства мужчин.
109. Он втыкает дуло дробовика, заряженного картечью, в зад юноши. Перед этим он овладевает парнем. Он спускает курок: и ружье и член выстреливают одновременно.
112. Он вводит длинный шест в задницу жертвы и пригвождает его к тонкому столбу, оставив проводить в таком положении последние дни или часы.
113. Он овладевает и содомизирует, вскрывает череп, вынимает мозг и заливает образовавшуюся полость расплавленным свинцом.
22-ое февраля
114. Он вытягивает юнца на дыбе, затем прикрепляет его к колесу, где тот и обречен умереть: колесо повернуто таким образом, чтобы выставить напоказ ягодицы юноши. Негодяй, истязающий его, обедает каждый день возле колеса, пока юноша не умирает.
116. Он отрезает юноше член и соски, привязывает его ногу к одному столбу и руку - к другому. В таком состоянии он и остается умирать без достоинства.
Тем вечером Гитону достаются пытки: Дюк, Кюрваль, Геркулес c переодетой женой мясника входят в его несмазанную задницу. Его секут с огромным вожделением. Мсье выбивают ему четыре зуба и отрезают четыре пальца (как всегда каждому из друзей достается по равной части от жертвы), Дюрсо сжимает один из его шаров при помощи большого и указательного пальцев.
23-ое февраля
120. Он принуждает симпатичную девушку дрочить юного мальчика до изнеможения. Тот весь высыхает, но девушка продолжает трудиться над ним. Он не получает пищи и умирает в страшных конвульсиях.
123. Он массирует юношу при помощи скребка, когда плоть окончательно стирается таким способом, он натирает тело спиртом и поджигает, затем опять чешет его и вновь растирает спиртом, еще раз поджигая факел, до тех пор, пока смерть не сделает эту заботу бесполезной.
Тем же вечером Нарцисс оказывается обеспокоенным: огонь касается его бедер и небольшого члена, после чего мсье отрывают ему яйца.
Вторая несправедливость в том, что имя Мазоха обрело неразрывную связь с именем де Сада, пусть и с обратным знаком. В то же время, внимательный читатель Мазоха заметит, что его Вселенная не имеет ничего общего со Вселенной де Сада.
Жиль Делез
Леопольд фон Захер-Мазох |
В десятилетнем возрасте он случайно подсмотрел, как тетка, в которую он тайно был влюблен, занималась сексом с любовником, а потом, застигнутая на месте преступления мужем, ничуть не растерявшись, разбила тому в кровь лицо. Когда же тетка обнаружила присутствие в комнате мальчика, то досталось и ему: "В мгновение ока она растянула меня на ковре; затем, ухватив меня за волосы левой рукой и придавив плечи коленом, она принялась крепко хлестать меня. Я изо всех сил стискивал зубы, но, несмотря ни на что, слезы подступили к моим глазам. Но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение..." Это событие сыграло решающую роль в судьбе Леопольда фон Захер-Мазоха. Он стал основоположником и не только теоретиком, но и практиком мазохизма. Правда, это случилось не сразу. Прежде чем написать страстный гимн добровольному самоунижению, роман "Венера в мехах", Захер-Мазох опубликовал такие произведения, как "Граф Донский" (посвященный польским повстанцам), а также "Еврейские рассказы" и "Еврейские песни", за что его назвали "национальным поэтом Галиции".
Не случайно именно имя Леопольда фон Захер-Мазоха стало нарицательным, ибо только он сумел с присущим ему мастерством и талантом описать суть явления. Герой романа "Венера в мехах" Северин видит смысл любви в физических и моральных страданиях, причиняемых сильной и решительной женщиной, современной амазонкой. Более того, Мазох безумствовал не только на страницах своих произведений, но и в жизни. Во время любовных игр Леопольд любил, чтобы за ним охотились, связывали его, чтобы женщина в мехах и с хлыстом наказывала, унижала его и причиняла подлинные физические страдания. Он любил наряжаться в прислугу, собирать фетиши и маскарадные наряды, заключать с любимой женщиной "договор", при случае заставлять ее отдаваться другому. Сюжеты "Разведенной" и "Венеры в мехах" основаны на вполне реальных интригах с современницами.
ИЗ "ВЕНЕРЫ В МЕХАХ"Современная Венера в мехах |
* * *
Все мужчины... едва влюбляются, становятся слабы, податливы, смешны, всецело отдаются в руки женщины, пресмыкаются перед ней... меж тем я могла бы долго любить только того, перед кем я ползала бы на коленях.
* * *
... чем более уступчивой и праведной выказывает себя женщина, тем скорее мужчина отрезвляется и становится властелином; и чем более она окажется жестокой и неверной, чем грубее она с ним будет обращаться, чем дерзостнее она будет им играть, чем меньше жалости она будет высказывать, тем больше будет она разжигать сладострастие мужчины, тем больше будет она им любима и боготворима.
* * *
Современные женщины... жалкие, истерические бабы, которые в сомнамбулической погоне за каким-то пригрезившимся идеалом мужчины не умеют оценить лучшего мужчины и, в вечных слезах и муках, ежедневно оскорбляют свой христианский долг, обманывая сами и сами оказываясь обманутыми, вечно выбирают, бросают и снова отправляются на поиски, никогда не умеют ни изведать счастье, ни дать счастье и клянут судьбу, - вместо того, чтобы спокойно сознаться: я хочу любить и жить, как жили Елена и Аспазия.
ЗНАМЕНИТЫЕ САДОМАЗОХИСТЫ Весьма красноречив и показателен список великих людей, о которых достоверно известно, что они были садомазохистами: философы Гольбах и Руссо, Ницше, поэты Верлен и Рембо, писатели Сен-Сир, маркиз де Сад, Достоевский, Ретиф де ла Бретон, Альфред де Мюссе, мадам Жанлис, Жорж Санд, Клейст, Нордау, Рейнхардт, Захер-Мазох, Пшибышевский, Генрих Сенкевич, певица Шредер-Девриен и многие другие. Преобладание писателей объясняется не тем, что сама профессия способствует формированию этой особой сексуальной ориентации, а тем, что в своих произведениях, мемуарах пишущие чаще оставляли потомкам документальные свидетельства, позволяющие проникнуть в их сокровенный, интимный мир.Император Гелиогабал
Император Гелиогабал |
Лоуренс Аравийский
Лоуренс Аравийский |
Райнер Вернер Фассбиндер
"Не люблю, когда меня истязают. Я люблю пытать сам".
Тяга Фассбиндера к садомазохистским отношениям не только в кино подтверждается самыми разными историями. Долго страдавшая от его диктата актриса Ирм Херманн (она играла бессловесную секретаршу-"рабыню" в фильме "Горькие слезы Петры фон Кант") утверждает, что режиссер все время неотступно ее преследовал, а однажды даже избил до полусмерти прямо на улице. Двое его любовников покончили с собой: один повесился в тюрьме, другой же, Армин Майер, последняя большая любовь Фассбиндера, был найден мертвым в его квартире.
ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ САДОМАЗОХИЗМА Некоторые психологи считают, что мазохистское поведение более свойственно мужчинам, хотя другие исследователи уверены, что мазохизм одинаково распространен среди обоих полов. По некоторым исследованиям, до 76% мужчин имеют мазохистские (или садомазохистские) фантазии и при благоприятных условиях могут рискнуть их реализовать. В то же время среди женщин подобные фантазии есть только у 50%, а позволить себе их реализовать, даже в самых благоприятных условиях, может не более 15-17% женщин.Никто из садомазохистов в действительности не стремится к боли и унижениям, но это как бы необходимые атрибуты таких взаимоотношений, к тому же боль проходит, а унижения как бы понарошку. В то же время, переживаемые ощущения не забываются и вносят в серую и будничную жизнь какую-то изюминку.
Давид в S&M-клубе |
Кроме порки и розог, тема S&M имеет и другие аспекты. Это бандаж, медпроцедуры, ножизм, пажизм, дождизм, бытовое рабство и многое другое. Есть и любители всевозможных экзотических игр в "лошадки", "собачки", "генерала Лебедя" - когда на протяжении часа парень с возбуждением выполняет военные команды типа "упал-отжался; любители удушения, плевков, собачьих мисок...
Главное - не перестараться, чтобы "не было мучительно больно"...