Майкл Джексон перенес пятьдесят пластических операций, а боди-артистка Орлан - всего десять. Так кто же из них больше художник?
Нелегка сегодня жизнь художника, именуемого боди-артистом. Само это слово режет слух любому, кто занимается актуальным искусством. И неудивительно: в массовом сознании боди-арт ассоциируется отнюдь не с мазохистскими подвигами родоначальников жанра 60-70-х. Обычно его связывают с практикой порой виртуозного, но сугубо декоративного украшательства собственного тела - от изощренного парикмахерского искусства, бодипейнтинга (разрисовывания обнаженного тела красками), татуажа и пирсинга до более жестких и болезненных форм - скарификации (нанесения художественных шрамов) и брэдинга (выжигание клейма). Такой, с позволения сказать, боди-арт - отдельная индустрия, выросшая на останках контркультуры, со своими фестивалями, чемпионатами и даже кубками (хорошо, что еще не биеннале). Угнаться за этой модой уже практически невозможно. Слышали ли вы, например, о последнем ее весеннем лондонском "писке" - татуировках на зубах?
Что же украшает настоящего художника? Безусловно, не нарисованные на теле цветочки, а если шрамы, то отнюдь не декоративные. Художника украшают страдания. Это продемонстрировали на собственном примере классики боди-арта - Марина Абрамович рвала на себе волосы со словами "Искусство должно быть прекрасно! Художник должен быть красив!", Джина Пане наносила себе порезы на лице одновременно с макияжем... Не говоря уже о "Фирменном знаке" Вито Аккончи - шраме от нанесенного им самому себе укуса. Среди отечественных продолжателей этой линии перформанса - доблестный Олег Мавромати, о котором я уже писала: ему в 2000-м выжгли на груди клеймо со знаком "пацифика", а также Император Вава...
Но хотелось бы для разнообразия назвать хоть одно менее известное имя - например, Сергей Никокошев из группы "Запасной выход". В 1995 году он вырезал лезвием бритвы рамку вокруг своего реального шрама на животе. Перформанс так и назывался: "Что украшает художника?"
В 80-х в области боди-арта наблюдалось затишье, но с 90-х начался новый подъем жанра с новыми именами (Рон Этей, Боб Фланаган, Катрин Опи, Франко Би и многие другие) и, главное, с новым пониманием тела. Если в 60-70-е оно понималось как индивидуальное, со своей уникальной историей и болью, то в 90-е заговорили о "мультиидентичности" и - как результат - о теле "диффузном": социальном, принадлежащем расе, имеющем определенную сексуальную ориентацию. Оно выражало себя новыми формами, как раз нередко связанными с татуировками и пирсингом. Русские перформансисты, очевидно, опоздали к 60-70-м, но зато успели показать себя на втором витке боди-арта, в 90-х.
Свое последнее прибежище современный боди-арт находит в искусстве киберпанка, с увлечением занимающемся адаптацией тела к техническому прогрессу, разработкой иконографии тела будущего. Хотя еще неизвестно, чей боди-арт радикальнее - Майкла Джексона, пережившего пятьдесят пластических операций, или художницы Орлан, перенесшей всего десять?
Ведь первому удалось изменить еще недавно казавшиеся неизменными цвет кожи и структуру волос! Конечно, мы болеем за Орлан, с ее нелепыми подкожными вставками на лбу, нарушившую стереотипы пола, а также за Стеларка с имплантированным третьим ухом, но мы, увы, скорее всего, в меньшинстве.
Чем дальше, тем больше язык тела покидает территорию искусства и становится частью повседневной жизни. Если в 60-70-е обнаженное тело было знаком политического протеста лишь у продвинутых представителей западной арт-среды - венских акционистов и феминисток, - то сейчас даже пенсионеры борются за свои права путем публичного раздевания, не говоря уже о многочисленных молодежных акциях протеста. Например, в мире появились ежегодные велопробеги нудистов, выступающих против узких велосипедных дорожек, за экологичность транспорта. Правда, в России байкеры раздеться пока не решаются.
В общем, реальность пока явно оказывается сильнее искусства.