Через 15 лет после выхода фильма "Филадельфия" тема ВИЧ все еще присутствует как одна из тем церемонии "Оскар" этого года. Однако теперь ВИЧ переместился на второй план. Американский журнал POZ опубликовал статью, в котором анализируется связь между современным кино и восприятием темы ВИЧ и СПИДа в обществе.
ВИЧ-положительные зрители обычно ценят любые упоминания и поддержку Голливуда, и 81-я церемония вручения "Оскара" имела свои плюсы в этом отношении. Ровно 15 лет назад Оскар был вручен Тому Хэнксу за его роль адвоката в фильме "Филадельфия", у которого была отличная квартира и ВИЧ. Хэнкс стал первым актером, получившим награду за роль человека, живущего с ВИЧ и умирающего в результате СПИДа. Фильм вышел в 1993 году, еще до появления препаратов, способных спасти жизни людей с ВИЧ.
Однако адвокат Эндрю Бекетт был далеко не первым персонажем кино "страдающим от СПИДа". До этого Брюс Дэвидсон сыграл ВИЧ-положительного героя на стадии СПИДа в фильме "Давний друг". Этот фильм тоже был номинирован на "Оскар", в 1990 году, однако он не получил наград. Еще раньше, в 1989 году, фильм "Общие полотна: истории с Квилта" получил "Оскар" как лучший документальный фильм. В этом фильме участвовали реальные люди с ВИЧ разного возраста, расы и сексуальной ориентации.
Тем не менее, "Филадельфия" стала первым фильмом о СПИДе, который был ориентирован на массовую аудиторию. Само по себе такое решение продюсеров и режиссера было очень смелым. Именно поэтому современные ВИЧ-активисты прощают этому фильму многие погрешности: осторожное и нереальное представление гомосексуальных отношений и поддержку стереотипа о том, что СПИД - это "болезнь геев", причем белых и богатых геев.
Активисты указывают на то, что хотя ВИЧ действительно встречается у белых геев, в тех же США, например, эпидемия стремительно распространяется среди черных гетеросексуальных мужчин. Персонажи, которые соответствуют стереотипам аудитории, будут только закреплять эти стереотипы и искажать реальную картину.
Когда 15 лет назад Хэнксу вручали "Оскара", то он прекрасно понимал социальное значение этого момента. Его речь на церемонии вручения премии стала одной из самых знаменитых "речей о толерантности" на "Оскаре". Во время церемонии в этом году был специально показан клип с этой речью. Он поблагодарил и устроил "раскрытие сексуальной ориентации" своему учителю старших классов, назвал его "американским геем", а потом сказал обо всех, кто умер от СПИДа: "Я знаю, что в этом случае моя работа поддерживалась тем фактом, что на улицах рая слишком много ангелов. Мы знаем их имена - их тысячи на каждую красную ленточку, которую мы надели этим вечером. Они, наконец, могут упокоиться в объятиях нашего общего творца - исцеляющих объятиях, которые успокоили их лихорадку, очистили их кожу и позволили их глазам увидеть простую и очевидную истину о нашем общем милосердном творце, которая была записана мудрыми людьми, толерантными людьми в городе Филадельфия, 200 лет назад".
В следующем году Хэнкс опять получил "Оскара" - за роль Форреста Гампа в одноименном фильме. Его герой - умственно отсталый и/или гений - был влюблен в девушку (белая гетеросексуальная женщина в исполнении Робин Райт Пенн), которая умирает, как можно понять из намеков, в результате СПИДа. Так было ли у Форреста Гампа то, что в фильме осторожно называют "раком"? Нам об этом так и не сказали, но может быть, это прояснится, если все-таки выйдет "Форрест Гамп 2".
Если же все-таки вернуться к "Оскарам" этого года, то они снова всем напоминают о ВИЧ, хотя и не напрямую. Ведущим церемонии был Хью Джэкман, чьей лучшей ролью, за которую он получил награду Тони, была роль шоумэна Питера Аллена, который умер от СПИДа в 1992 году. Лучшим анимационным фильмом стал мультфильм "Валл-и" - в нем прозвучали две песни 77-летнего ВИЧ-положительного композитора Джерри Германа. Лучшей актрисой второго плана стала Пенелопа Круз, которая сыграла ВИЧ-положительную женщину в фильме "Все о моей матери", и которая очень много делает для борьбы со СПИДом в своей родной Испании и других странах.
Однако главный победитель этого года - "Миллионер из трущоб", очень много рассказывает о проблемах современной Индии, но при этом не упоминает ВИЧ. При этом в первоисточнике фильма - романе Викаса Суарапа "Вопросы и ответы: роман" - ВИЧ упоминается. Главный герой посещает бордель, где секс-работница говорит: "Лучше уж завтра умереть от болезни, чем сегодня от голода, согласен?"
По мнению многих, в этом году, впервые за 15 лет ВИЧ, остался на заднем плане церемонии. Традиционная красная ленточка - международный символ борьбы со СПИДом - на лацканах фраков уступила место зеленой ленточке (глобальное потепление), розовой (рак груди) и снова красной (но уже в честь сердечного здоровья). В Интернет-пародии на один из фильмов, номинированных на "Оскар", "Загадочная история Бенджамина Баттона", сценарий для которого написал автор сценария к "Форресту Гампу", точно отражается эта ситуация: "Этот фильм такой же, как и Гамп. Только без СПИДа".
Единственный фильм, который напомнил о СПИДе - это "Милк", номинированный на категорию лучший фильм. Речи, в которых говорилось о ВИЧ, были выступлениями сценариста и главного актера этого фильма. Сценарий фильма написал оскароносный Дастин Ланс Блэк - открытый гей, который был воспитан в семье мормонов, но потом выступил против своей религии. Актер Шон Пенн, сыгравший Милка, в своей речи поблагодарил за поддержку Клива Джонса - ВИЧ-активиста и основателя движения "Квилт" (полотен в память об умерших от СПИДа), который был близким другом и соратником Милка.
"Милк" - это фильм-биография одного из лидеров гей-движения США, Харви Милка, который был убит в 1978 году, за три года до официального появления того, что впоследствии назовут ВИЧ. Кто знает, если бы Милк пережил покушение, он вполне мог оказаться ВИЧ-положительным, как и многие другие жители Сан-Франциско того времени. Смог бы он тогда изменить историю СПИДа в США?
В любом случае, именно этот фильм о человеке, который ничего не знал о СПИДе, привлек наибольшее внимание ВИЧ-активистов и вызвал прилив энтузиазма в движении по борьбе со СПИДом. Что же касается реальности жизни с ВИЧ, то она в этом году осталась вне "Оскара". В этом плане, самый интересный фильм года - американская картина "Толчок" ("Push"), основанная на реальных событиях и получившая премию на гораздо менее престижном фестивале.
Это малобюджетный независимый фильм, который рассказывает о неграмотной 16-летней девочке из Гарлема, которая беременеет своим вторым ребенком после того, как ее изнасиловал отец, от которого ей передается ВИЧ. Девочка начинает бороться за свои права и человеческое достоинство, и по ходу сюжета фильм опровергает самые разные стереотипы о ВИЧ. Автор фильма - оскароносный режиссер Ли Дэниелс, который, по совпадению, родился в городе Филадельфия.