PROJECT=https://xgayru.info
 
МОБИЛЬНЫЙ
Эд Вулф: ...СПИД сначала пришел в квир-сообщество, чтобы мы могли показать, как заботиться об умирающих
В сентябре 2018 года Санкт-Петербург посетили двое представителей Радикальных фей - одного из гей-движений, преобразивших Америку ХХ века. В беседе с Nuntiare.Org они поделились своими историями и опытом проживания духовности в квир-контексте, а также тем, как испытанная сообществом эпидемия СПИДа сыграла свою роль в их духовных поисках. Один из активистов, Эд Вулф, много лет работал в больнице, помогая умирающим от СПИДа.


- Расскажите немного о себе, своем религиозном бэкграунде.

- Я старший сын в очень большой католической семье. У меня семь сестер, и все мы, можно сказать, выросли в Католической церкви. Я все это принимал всерьез, был верующим, ходил в католическую школу до восьмого класса. Потом я перешел в обычную школу, потому что та была слишком дорогой, и меня потрясло, что меня теперь учили не монахини и священники.

Очень рано, лет в шесть или семь, я понял, что чем-то отличаюсь от окружающих - не знал, как это назвать, но знал, что я другой. Еще я очень рано открыл для себя мастурбацию. А в Католической церкви надо исповедаться в грехах перед Причастием, и мастурбация была таким грехом. То есть очень рано я получил от Церкви послание, что я плохой, что я грешник, и жил с этим ощущением всю среднюю школу. А потом я пошел в университет, стал изучать Библию - и понял, что это книга, написанная белыми гетеросексуальными мужчинами. Я начал все это подвергать сомнению и в конце концов полностью отверг.

Мне было двадцать лет, я учился в университете, когда случился Стоунволл. И я решил, что после окончания университета я поеду в Нью-Йорк. У меня было чувство, что там я смогу найти свое "племя". В 1971 году я переехал в Нью-Йорк и сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был своеобразный духовный опыт, что-то вроде прибытия в Землю обетованную, землю надежды. Но тогда я не думал об этом как о духовном путешествии. Важно было найти друг друга и понять, что это такое - быть геем и быть в сообществе других гомосексуальных людей. Сейчас ЛГБТ-сообщество очень разделено на разные секции: лесбиянки, транс-люди, небинарные, гомосексуальные мужчины, радикальные феи, пожилые, те, кто живут в целибате... Но тогда, в начале, было достаточно просто быть "геем", это был большой зонтик, под которым мы все были, и пели, и танцевали, и в некотором смысле это было куда проще. Мы просто шли на дискотеку, и просто были вместе, и радовались одному и тому же: быть геем, быть другим.

- Каким образом все это привело вас к тому, что можно назвать духовным опытом?

- Все это продолжалось десять лет, с 1971 до 1981 года, когда началась эпидемия СПИДа. У нас было десять лет, когда мы были свободны, чтобы найти друг друга. А в 1981-м мы начали терять друг друга. Такое небольшое окно длиной в десять лет. Но когда на нас обрушилось такое большое несчастье, и я, и другие начали больше думать о том, что мы сейчас бы назвали духовными вопросами. "Что случится со мной, когда я умру? Почему это происходит со мной и моим народом? Я же хороший человек, почему происходят эти ужасные вещи?" В сообществе возник экзистенциальный кризис. Некоторые из тех, кто покинули свою религию, вернулись к своим старым убеждениям: "О, это произошло со мной, потому что я грешник, потому что я люблю человека того же пола, потому что я занимаюсь анальным сексом, потому что я делаю что-то грязное..."

Я стал волонтером, помогающим людям со СПИДом, начал работать в больнице. В Сан-Франциско впервые в мире целый этаж в больнице был отведен для больных СПИДом. Духовные вопросы становятся очень важными для людей, когда они умирают. В больнице была целая пастырская программа: священники, монахини, раввины, но были и просто люди, как я, которые тоже приходили и оказывали пастырскую помощь. Книга, которая оказалась тогда очень полезной и тем, кто умирал от СПИДа, и тем, кто терял близких из-за СПИДа, и тем, кто помогал больным, называлась "Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми". Ее написал раввин, который жил очень добродетельной жизнью, при этом у его сына было очень тяжелое заболевание и он умер ужасной смертью. Этот раввин думал, почему же Бог сделал это с ним, и написал об этом книгу. И к концу книги он пришел к видению Бога, который не сидит над людьми как судья, но сидит рядом с ними и плачет вместе с ними, когда с ними случается несчастье. И многие люди тогда стали думать, может быть, Бог не тот, кто посылает несчастья, а тот, кто проходит через них вместе с нами. Это было важно для многих людей, у которых был СПИД, и для меня тоже.

- И как это привело вас к Радикальным феям?

- Я оказался вовлечен в различные духовные практики в надежде осмыслить все это. Ходил в Городскую Церковь Сообщества, попробовал снова ходить в Католическую церковь, начал больше бывать на природе. Одно из самых важных духовных переживаний - это то, что есть что-то большее, чем ты. И я начал находить это в природе, чувствовать это в реке, в озере, в небе, в деревьях.

А мой партнер тогда же услышал о чем-то, что называлось Лагерь ведьм. Он поехал туда и вернулся домой со словами: "О, Боже! Ты должен туда поехать". Это было в 2002 году, тогда я поехал туда впервые. Что такое Лагерь ведьм? Это в основном женщины, при этом около половины гомосексуальных, много би-, некоторое количество гетеро- и транс-женщин, немного гомосексуальных мужчин. Это очень квирное и квир-френдли пространство. Как и в случае собраний фей, вы удаляетесь от мира на неделю. Вы живете в лесу, разговариваете, а также изучаете и практикуете духовные практики, которые существовали в прошлом, до того, как белые гетеросексуальные мужчины написали Библию. В те времена, когда Землю считали богиней, которая дает нам все, и ветер, река и огонь тоже были богами и богинями. И там тебя не судили, а давали способ жизни, способ быть частью природы, а не отделяться от нее. Там не было храма с крышей, храм был снаружи.

Это оказалось очень формирующим для меня. Я начал думать о духовности, существовавшей задолго до того, как миссионеры пришли и превратили все эти более древние и более интересные практики в христианство. Ведь огромная часть христианства имеет истоки в духовных практиках прошлого. Самый яркий пример - сам Иисус Христос. В каждой религиозной практике есть бог или богиня, который умирает каждый год и рождается вновь. Это о том, как приходит зима, год умирает, приходит период темноты, а весной бог рождается вновь. И я начал видеть эту длинную последовательность духовных практик, которую христианская церковь взяла себе и пошла с ними дальше.


Я начал смотреть на себя все больше и больше как на духовного человека. Одна из концепций Лагеря ведьм состояла в том, что мы удаляемся от мира на неделю и создаем свой мир, но то, что происходит в этом мире, изменяет весь мир. Потому что ведьмы были среди людей всегда, они были в каждой деревне - и женщины, и мужчины, и они всегда были Другими, они были магическими существами. Они стояли одной ногой в нашем мире, а второй в другом. И это, конечно, перекликается с ролью квир-людей. Которые и мужественны, и женственны, которые стоят ногами в разных мирах. И когда начинаешь изучать разные культуры - люди с двумя душами, бердаши, целители всегда воспринимались как особая часть общины, а не кто-то, кого надо ненавидеть. А когда пришло христианство, ведьм начали сжигать. До этого их считали очень важными, потому что они могли видеть мир по-другому и приносить послания в широкий мир. И я все больше начинал думать о себе самом в таком ключе. И когда я нашел Радикальных фей, это было мне уже очень близко.

- Остается ли ваш христианский, католический опыт по-прежнему важным для вас или все это полностью в прошлом?

- Одна из вещей, которые мне очень рано дала Католическая церковь и которые я очень ценю - это чувство чего-то большего, чем я. А другая - это мысль о важности ритуала. Создание ритуала. Вот мы сейчас остановимся и создадим круг, где будем только мы, и там может быть музыка, танец, прикосновения, но в любом случае тут мы будем создавать какую-то магию. И это трансформирует нас, а также может изменить мир. И сейчас часть того, что я делаю, как квир-человек, как ведьма - я провожу венчания, я создаю ритуалы, скажем, для дня рождения, для других значимых событий, провожу поминальные службы. То есть я закончил тем, что прошел полный круг и стал чем-то вроде священника. Но не в их церкви, а в моей церкви, квирной церкви, церкви духа, который здесь и который всегда был здесь до того, как пришли миссионеры.

Католическое воспитание дало мне представление о чем-то большем и о том, что этого можно достичь через ритуал. И это часть меня, часть моей истории. Ирония, и болезненная ирония, для меня состоит в том, что большая часть гомофобии исходит от Церкви. И вот где извращение, сама Церковь извращена: она взяла символы, ритуалы и способ смотреть на мир, в котором квир-люди ценились, и превратила их во что-то извращенное, где мы считаемся плохими.

- Что вы думаете о разнице между духовностью и религиозностью?

- Один человек, которого я встретил во время эпидемии СПИДа, сказал мне: люди, которые боятся ада, становятся религиозными, а люди, прошедшие через ад, становятся духовными. Для меня слово "верующий" имеет коннотацию веры именно во Христа. Но если вы спросите, верю ли я в высшую цель, в нечто большее, в тайну - у меня нет ответа на эти вопросы. Многие организованные религии пытаются дать ответ на тайну. Почему мы здесь? Кто мы? Откуда мы приходим? Это тайна, и мне это гораздо интереснее, чем религия, которая обещает дать мне ответ на эти огромные духовные вопросы.

Когда я работал в больнице, мое отделение номер 5А было на пятом этаже, и там умирало много-много людей. И когда кто-то из нас, работавших там, чувствовал себя уставшим, выгоревшим, мы поднимались на этаж выше. Там было отделение 6А, и это было родильное отделение. На пятом этаже мы помогали всем этим людям уйти, а там, на шестом, они помогали людям прийти в мир. И иногда я думал: то место, куда они уходят, это и есть то место, откуда они приходят. Это одно и то же место, но оно - тайна; это не небеса, не лимб, не ад - это все человеческие концепции, и гораздо красивее думать об этом как о тайне. Это приносит больше удовлетворения, это гораздо интереснее и это помогает продолжать работать вместо того, чтобы думать: о, я не прошел десять заповедей и попадаю в ад. Это слишком большое упрощение для меня.

- Известно, что культура коренных народов Америки повлияла на Гарри Хэя и появление Фей. Может ли вы рассказать об этом чуть подробнее? Сохраняется ли в движении Фей сейчас какая-то связь с этой традицией?

- Среди коренного населения всегда существовали квир- и транс-люди, маскулинные женщины и феминные мужчины, те, кого называли бердашами или людьми с двумя душами. Эта традиция была важна для коренных народов Америки, люди с двумя душами из разных племен собирались вместе каждый год, и происходил ритуальный танец - нарайя (naraya), Танец солнца. Но поскольку белые люди пришли и забрали у коренных жителей практически все, индейцы превратились почти что в вымирающий вид. И в какой-то момент им пришлось решить, сохранять ли свои традиции только для себя, и тогда они в конце концов умрут вместе с ними, или впустить туда белых людей. Это позволило бы традиции продолжаться. И было решено позволить белым людям участвовать в нарайя.

Гарри Хэй встречался с индейским вождем, который был человеком с двумя душами, и участвовал в нарайя. Это танец, который длится четыре дня. Сначала люди выучивают песни, а потом танцуют в кругу в течение нескольких часов. Это создает эффект транса, как если бы вы употребляли вещества, изменяющие сознание, и позволяет людям видеть видения. Я участвовал в нарайя - это было выматывающе и одновременно очень магично и религиозно, кто-то мог упасть или быть "взятым духами", а потом сесть и рассказывать, что они видели. Многие Радикальные феи участвуют в нарайя и приобретают этот опыт.

- Как вы думаете, есть ли какое-то особое призвание у гомосексуальных людей?


- У меня есть один пример того, как сила того, чтобы быть Другим, может помочь более широкому сообществу. Пять лет назад я уже был в Петербурге, на кинофестивале "Бок-о-Бок", а за два месяца до этого в Украине, тоже на фестивале. И в Киеве ко мне подошел очень гомофобный религиозный мужчина, из тех, кто приходит на показы, чтобы сорвать их или устроить неприятности. Он кричал на меня в фойе кинотеатра, обзывал извращенцем, говорил, что люди с ВИЧ заслуживают смерти. Там же был репортер с микрофоном, который спросил меня, что я думаю об этом. И мне очень повезло: именно в этот момент как будто небеса отверзлись, и я получил идеальный ответ для этого человека. Я сказал: "Если бы ты действительно хорошо знал свою Библию и понимал, что такое христианство, ты бы увидел, что геи и лесбиянки в точности воплощают христианские ценности. Буквально: мы утешаем больных, заботимся об умирающих, проявляем сострадание к тем, кого оставили, обеспечиваем пропитание и безопасность. Мы фактически выполняем золотое правило - поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И, возможно, СПИД сначала пришел в квир-сообщество, чтобы мы могли показать вам, как заботиться об умирающих".

И этот человек не знал, что ответить, его это утихомирило. И это все была правда, потому что огромная часть схем помощи больным СПИДом произошли из квир-сообщества. Может быть, это несчастье, постигшее весь мир, сначала обрушилось на квир-сообщество, чтобы мы научились это делать и затем показали всем остальным? Я не знаю ответа, это открытый вопрос.
Поделиться линком
Смотрите также
Здоровье: Другие материалы
самые популярные      последние материалы
Ученые стали на шаг ближе к созданию эффективной вакцины от ВИЧ Испытания на людях "прививки от ВИЧ" прошли успешно - она может прийти на смену таблеткам Скорая отказалась обслуживать трансгендерную москвичку, потому что "сброд можно не спасать" Знаменитый дрессировщик Рой Хорн умер от COVID-19 Любить свое тело - в Великобритании вышел очередной бодипозитивный календарь СПИД.Центр Антона Красовского получил многомиллионный грант от Правительства Москвы Бундестаг ввел уголовную ответственность за "гетеропропаганду" и "лечение" ЛГБТ-людей

МАГАЗИН
ЗНАКОМСТВА LOVE.GAY.RU
Р­РЅРґСЂР°
Ищу Парня
Алекс
Ищу Парня
Денис
Ищу Парня
Бахром
Ищу Не имеет значения
Артём
Ищу Не имеет значения
Димасик
Ищу Парня
Rom
Ищу Девушку
Leoannis
Ищу Парня
Кто сейчас на сайте
Настоящий ресурс содержит материалы 18+