Может ли гей, тусующийся по ночным клубам, стать серьезным политиком? Да, если речь идет о Канаде. Франкоговорящая провинция Квебек ждет наступления 2007 года не только в надежде отгулять Рождественские каникулы. Здесь ожидаются местные выборы, где одним из заметных игроков на политическом поле обещает стать Партия Квебекцев (Parti Québécois), лидером которой является сорокалетний Андрэ Буаклер(André Boisclair) - открытый гомосексуал, харизматичная личность и просто красавец-мужчина.
В стране, где невозможно представить политика, во всеуслышание заявившего о своей гомосексуальности, всегда с особым трепетом воспринимаются известия о том, что кто-то из "наших" занял руководящий пост на самом высоком уровне. Именно поэтому мы внимательно следим за берлинским мэром Клаусом Воверайтом (Klaus Wowereit) и городским головой Парижа Бертраном Делано (Bertrand Delanoe). Оба они шли на выборы, обнародовав правду о своей ориентации, на которую просвещенные европейцы посмотрели сквозь пальцы. Оно и понятно. Предыдущий мэр Берлина разорил городскую казну, поэтому надежды горожан были связаны с новыми социальными программами, которые предложит им очередной глава муниципалитета, а на то, с кем он спит и кого любит, берлинцам по большому счету было наплевать.
В Канаде все вообще просто. Канадцам завидуют даже американцы. У них, конечно, конституция, демократия и всё такое, но в отношении геев и лесбиянок непоколебимые принципы уважения прав личности зачастую пробуксовывают, а нынешний "верховный главнокомандующий" Буш то и дело норовит запретить гомосексуалам вступать в брак. Поэтому однополые американские пары едут в соседнюю Канаду за звоном свадебных колоколов, где каждый желающий может жениться или выйти замуж за любого другого желающего вне зависимости от его половой принадлежности. И даже политические телодвижения консерваторов, стоящих нынче у канадской власти, не могут изменить принятого здесь закона о гей-браках.
Но вернемся к нашему Буаклеру. Предыдущее отступление будем считать политинформацией на тему "кому в Канаде жить хорошо". Ответ в целом понятен - всем. Именно поэтому гомосексуалы в этой стране не делают из своей ориентации "маленькой тайны", заседают в Палате общин и других государственных органах, верша судьбы отечества. Хотя даже на их фоне Андрэ Буаклер заметно выделяется хотя бы тем, что по степени влияния с ним не сравнится ни один канадский политик-гей.
Уже в 23 года он был избран в Общенациональную ассамблею Квебека (местный парламент) и стал самым молодым в ее истории законодателем. Пять лет Буаклер прослужил квебекским министром по делам иммиграции и чуть не вляпался в серьезный скандал после того, как главу его штаба Люка Дорея (Luc Doray) обвинили в финансовых растратах и злоупотреблении кокаином. Под раздачу попал и Андрэ. В ходе прокурорских проверок выяснилось, что Дорей легким движением руки "списал" 30 тысяч долларов, потраченных им на порошок. Буаклера заподозрили в пособничестве мошеннику-наркоману, однако следствие доказало, что к этому грязному дельцу он непричастен. Позже Андрэ признался, что с кокаином тоже знаком не понаслышке, однако это было давно и неправда, а сегодня он чист как стеклышко.
Буаклер вообще отличался буйным нравом, и, несмотря на успешный старт политической карьеры (в Партию Квебекцев он вступил еще в 1984 году), был известен как знатный тусовщик, чье лицо знали сотрудники всех окрестных ночных клубов. Интересно, что высшего образования к тому времени он так и не получил: проучившись пару лет в Монреальском университете, Буаклер бросил его, оставшись без диплома. Над проблемой "корочек" политик задумался лишь 10 лет спустя, отправившись в колледж имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете постигать социологию и методы управления. Это стало для него чем-то вроде "высшей партийной школы". Отчеты о своих успехах Буаклер записывал в специальный блог, который аккуратно вёл во время всего обучения.
В 2005 году в отставку ушел лидер Партии Квебекцев Бернар Ландри (Bernard Landry), и перед политической структурой встала насущная проблема выборов нового начальника. Состоялись так называемые "праймериз", в ходе которых около 54 процентов партийцев отдали голоса именно за Буаклера. Так Андрэ стал первым открыто гомосексуальным партийным лидером в стране.
Теперь он хочет стать премьер-министром Квебека, и для этого у него есть все шансы. У власти здесь находятся либералы, которые давно не пользуются популярностью у местных жителей. Есть подозрение, что партия, возглавляемая Буаклером, победит с большим отрывом, и тогда он станет первым в Северной Америке открытым геем - главой правительства. Если быть предельно откровенным, то нечто подобное уже случалось: в свое время американский штат Нью-Джерси возглавлял губернатор Джим МакГриви (Jim McGreevey), которому пришлось совершить каминг-аут в результате шантажа и покинуть после этого свой пост. Разница лишь в том, что когда МакГриви баллотировался в губернаторы, он был женат, а о его тайной страсти к мужчинам не догадывалась даже супруга, не говоря об избирателях.
Андрэ Буаклер не чужд политических эскапад. Недавно на всю Канаду прогремела история о том, как под его чутким руководством сняли пародию на знаменитую гей-драму "Горбатая гора", где в роли "голубых" ковбоев выступили американский президент Джордж Буш (George Bush) и нынешний премьер Канады Стивен Харпер (Stephen Harper). Оба они в голом виде сидели в палатке, причем, Харпер был обмазан сливками, а Буш игриво швырялся в него вишнями. После этого на экране появлялся сам Буаклер с заявлением о том, что "Квебек никогда не будет принимать участия в этих игрищах". И дело здесь вовсе не в гомосексуальной подоплеке. Имелись ввиду игрища политические. Буаклер - известный сепаратист, выступающий за суверенитет Квебека, который обещает жителям провинции провести референдум о независимости в течение двух лет после своего избрания на премьерский пост. Возможных последствий этого шага мы анализировать не будем, оставив сие неблагодарное занятие специалистам.
Точно известно, что этому человеку жители провинции симпатизируют. Сегодня политические оппоненты Буаклера взялись за его прошлое, готовя компромат, всплывающий на поверхность во время любых выборов, где бы они ни походили. Заметьте: копают вовсе не под его однополые связи, о которых, кстати, вообще мало что известно. Копают под тот самый "кокаиновый скандал" и зависания в ночных клубах - дескать, негоже человеку, претендующему на столь ответственную должность, заниматься черт знает чем. Пусть даже это "черт знает что" случилось во времена его ранней юности.
"Скажите, кто из нас не вспоминает с ностальгией крутые вечеринки 70-х годов и прочие излишества, которые были присущи всем людям моего поколения? Мне крайне неприятно знать, что Андрэ Буаклера пытаются упрекнуть в том, что в молодости он был не чужд подобных развлечений. Положа руку на сердце: разве вы сторонились таких вечеринок? Главное, что сегодня Буаклер, который, как и я, принадлежит к поколению "бэби-бума", своей деятельностью на политической арене искупил все грешки прошлого. Не скрою: мне приятно видеть человека, который умеет жить и веселиться, но главное - умеет заниматься политикой. Я вижу в нем зрелого лидера, который принесет с собой ветер перемен и возобновит наше доверие к власть имущим", - написал о Буаклере корреспондент одной из квебекских газет.
"Он молод, умен и, похоже, в его голове вызревает немалое количество разумных идей, - вторит этим словам другой журналист. - Мне кажется, что он - один из немногих, кто действительно достоин возглавить следующее правительство".
Можно сколько угодно рассуждать о перспективах независимости Квебека, равно как и о перспективах самого Буаклера. Нас эти политические проблемы вряд ли волнуют - со своими бы разобраться. Ясно одно: даже если Андрэ станет премьер-министром нового независимого государства, отделившегося от Канады, однополые браки в нем точно останутся в силе.