Большинство последователей сикхизма не одобряют гомосексуальные отношения. Они мотивируют свою позицию тем, что брак, согласно священным текстам, возможен только между мужчиной и женщиной, а внебрачные сексуальные отношения предосудительны.
Сравнительно молодая религия сикхов возникла в XV веке на территории современного индийского штата Пенджаб. В настоящее время сикхский пантх (религиозная община) насчитывает более 16 млн членов, подавляющее большинство которых проживают в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
Современный Сикхизм представляет собой религию с традиционными догмами. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего Творца, недосягаемого и непостижимого, настоящее имя которого неизвестно. Сикхи полагают, что Бог любит всех людей, независимо от их мыслей или поступков. Понятие "грех" в сикхизме отсутствует. Воздаяние в следующей жизни, покаяние, очищение от грехов - все это, с точки зрения сикхизма, попытка одних людей манипулировать другими. Согласно сикхским воззрениям после смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Сикх не принимает никакого другого образа жизни, чем Путь Гуру (Gurmat), но также ежедневно молится о "Sarbat da bhalla" (процветание всего человечества).
Сикхский священный текст Гуру Грантх Сахиб, явно не упоминает о гомосексуальных отношениях. Однако есть части Гуру Грантх Сахиб, которые можно интерпретировать таким образом, чтобы обозначить гомосексуальные действия как неестественные. Целью жизни каждого сикха является единение и слияние с высшей душой. На этом пути есть препятствия, которые должны избегать следующие Путем Гуру. Основными препятствиями, выделенными в Гуру Грантх Сахиб, являются 5 страстей: гордость (a’Hankar), гнев (Kr’odh), алчность (Lob’H), привязанности (Mo’H) и вожделение (K’haam). Предполагается, что гомосексуальные мысли и поведение - это проявления k’haam. Наличие добрачных отношений с противоположным полом - так же как и наличие добрачных отношений со своим полом - неестественно. Они оба являются следствием k’haam, которым человек, следующий Путем Гуру, должен быть способен управлять. Другими словами, гомосексуальные отношения не могут составлять часть Пути Гуру, что, впрочем, никоим образом не проповедует ненависть к гомосексуалам - сикхи никогда не станут преследовать человека по причине его сексуальной ориентации, но и полноправным членом своей общины его также не признают. Гомосексуалам позволяется стать сикхами, как только они примут Путь Гуру.
Одна из основных ценностей сикхизма - семья. Сикх, следующий Пути Гуру, должен вступить в брак, родить и воспитать детей. Любой альтернативный образ жизни предосудителен, включая безбрачие. Согласно Гуру Грантх Сахиб сикхский брак - Anand Karaj может быть заключен только между мужчиной и женщиной. Консервативные сикхи считают это аргументом в пользу того, что гомосексуальные союзы являются неестественными. Поэтому сикхи, имеющие влечение к лицам своего пола, должны преодолевать свое вожделение (k’haam), вступать в традиционный брак и заводить детей. Такая практика привела многих к убеждению, что среди сикхов нет гомосексуалов.
Однако далеко не все сикхи придерживаются данной точки зрения. В последнее время некоторые молодые последователи сикхизма, проживающие в Западной Европе, США, Канаде и Австралии, четко разделяют k’haam и любовь. Любовь - считают они, - это готовность стать единым с другим человеком, а проявления k’haam, по их мнению, заключаются в сексуальном использовании друг друга без каких-либо обязательств и ответственности. Данные сикхи зачастую отвергают традиционные религиозные устои - стригут волосы, не носят тюрбан и т.д. Случаются в их среде и однополые браки.
Осуждая практику гомосексуальных союзов, высший духовный орган сикхов Akal Takht распространил заявление, в котором запрещает проведение таких церемонии в любом gurdwara (сикхском храме) мира. Духовный лидер сикхов Джани Джогиндер Сингх Веданти (Giani Joginder Singh Vedanti) даже высказал идею относительно того, что гомосексуальный брак - это "порождение больного ума". Фактически сикхские духовные лидеры ставят человека перед выбором: либо ты - сикх, либо - гей.
Точку зрения своего духовного лидера разделяют далеко не все сикхи. Некоторые члены сикхских общин Западной Европы и Австралии считают, что заявления Веданти противоречат учению Гуру Нанака - основателя сикхской религии. Согласно этому учению необходимо уважать свою свободу и свободу и волю других людей. Манипулирование другими людьми, их принуждение и навязывание им своей точки зрения - есть проявление гордости (a’Hankar). Гуру Нанак провозглашал равенство всех людей перед Богом, многие сикхи на Западе считают это существенным аргументом в поддержку прав геев.
Источники: