Евреи-ортодоксы стараются попросту не замечать тех, чьи сексуальные наклонности идут вразрез с предписаниями Торы. Тема гомосексуальности никогда не выносится на публичное обсуждение в еврейской религиозной среде. Запрет в Торе как бы естественным образом исключает явление из самой жизни, а раз явления нет, значит и обсуждать нечего.
Раввин одной из ортодоксальных синагог в Вашингтоне, Барри Фреундел, так отзывается о движении геев-ортодоксов: "Они пытаются организоваться вокруг чего-то, чего попросту не существует. Это то же самое, что заявить: "Мы являемся группой нарушителей Субботы, или группой ортодоксальных евреев, употребляющих свинину".
ДРОЖАЩИЕ ПЕРЕД БОГОМ Марк, сын ортодоксального раввина, сменил уже не одну ешиву как в Англии, так и в Израиле. Отовсюду его исключают. Но причина - не в плохой успеваемости. Марк - гомосексуал. В течение 10 лет другой ультрарелигиозный еврей Давид пытался побороть в себе геевские наклонности, проходил специальное лечение. Но безуспешно. Эти люди - герои документального фильма "Дрожащие перед Богом" ("Trembling before G-D") режиссера С.Дубовски.Премьера состоялась в январе этого года на фестивале Sundance (штат Utah), а в мае фильм впервые был показан в Нью-Йорке. Эта документальная лента - итог пятилетнего изучения подпольной, тщательно скрываемой жизни приверженцев однополой любви в среде ортодоксальных евреев. Создатели фильма проинтервьюировали около 200 человек, живущих в США и Израиле, и пытающихся как-то примирить свою любовь к иудаизму с сексуальной ориентацией, которую их вера полностью отвергает.
Судьбы этих людей во многом трагичны. "Вы даже не можете себе представить, что значит быть ортодоксальным евреем и гомосексуалом одновременно", - говорит один из героев фильма. Следуя общепринятым нормам и подчиняясь семейным традициям, молодые люди вынуждены вступать в брак, создавать семьи. И годами пребывать в глубочайшей депрессии из-за необходимости постоянно врать самим себе и окружающим. Некоторые пытаются пройти курс лечения, надеясь, что это поможет им вернуться к "нормальной" жизни.
КАК БЫТЬ С "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ" В Бруклине врачи-психиатры из среды ортодоксов создали Ассоциацию "Нэфэш" ("душа" в переводе с иврита) для оказания профессиональной медицинской помощи гомосексуалам. Члены "Нэфэша" убеждены, что геев можно лечить и вернуть их обратно в лоно "гетеросексуальности". Год назад в Нью-Джерси была основана еще одна организация с довольно пространным названием "Евреи, предлагающие новые альтернативы гомосексуалам".Все эти усилия противоречат, однако, подходу, провозглашенному в 1997 году Американской Психологической Ассоциацией - "восстановительная терапия по отношению к гомосексуалистам неэффективна с научной точки зрения, и наносит моральный вред личности".
Один из героев фильма "Дрожащие перед Богом" надел на запястье резинку и, следуя совету своего раввина, каждый раз, когда испытывал сексуальную тягу к мужчине, растягивал и отпускал с силой резиновую ленточку, причиняя себе боль.
В прошлом молодые люди, обнаружив в себе гомосексуальные наклонности, попросту предпочитали расстаться с еврейской ортодоксальной средой. Но в последнее время все больше и больше студентов ешив пытаются найти некий компромисс между верой и сексуальностью. Моше (псевдоним) говорит: "Б-г дал евреям Тору на горе Синай, но и он же создал меня гомосексуалом. Так должен ли я поэтому перестать следовать остальным заповедям?".
Одна из основных заповедей иудаизма - "pruh ve rvuh" ("плодитесь и размножайтесь"). Для гомосексуалистов именно эта заповедь становится непреодолимым препятствием на пути к праведной жизни. Хотя в последнее время эту проблему они пытаются решать.
Некоторые гомосексуалисты чувствуют, что они могут создать хорошую семью (со своим партнером, разумеется), воспитывать детей. Новейшие тенденции в этой области, такие, как искусственное осеменение, суррогатные матери открывают перед ними возможности, которых они были лишены в прошлом. Хотя есть категория геев, осознающих, что вступление в брак и рождение детей - это не для них.
Все больше и больше геев и лесбиянок из среды ортодоксальных евреев признают открыто свои сексуальной наклонности, но стараются как бы не афишировать их. Джонатан и Давид делят квартиру в Манхэттене. Время от времени они встречаются с друзьями, приглашают родственников к себе, сами ходят в гости на субботний ланч. Иногда даже кто-то из их окружения пытается представить молодых людей какой-нибудь хорошей девушке, соблюдающей традиции. Но те всегда вежливо отказываются. Потому что они уже сделали свой выбор. Они выбрали друг друга.
"Я не держу это в секрете, - говорит Джонатан,- но и не собираюсь кричать об этом во весь голос".
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ COMING-OUT Пять лет назад три приятеля-ортодокса решили основать в Нью-Йорке Ассоциацию геев и лесбиянок-выпускников ешив. Их начинание не встретило одобрения в среде ультрарелигиозных. "Геи-ортодоксы просто не существуют в глазах остального еврейского ортодоксального мира", - говорит один из создателей Ассоциации.Постепенно эта ситуация меняется. Сексуальные меньшинства в ортодоксальной среде выходят из подполья.
Пару лет назад всех потрясла история раввина Стивена Гринберга, сделавшего в израильской газете "Маарив" открытое признание о том, что он - гей. Хотя и ортодоксальный раввин, свято почитающий заповеди.
Гринберг учился сначала в Нью-Йорке в Yeshiva University - в колледже, а потом в раввинской школе. Когда ему было 20 лет он стал студентом престижной иешивы под Иерусалимом "Хар Эцион", где ему очень понравился один из соучеников. Гринберг решил, что он бисексуал и обратился за советом к уважаемому в Иерусалиме раввину Йосефу Шалому Элиашуву. - Рабби, - сказал Гринберг пожилому человеку, - меня привлекают и мужчины, и женщины. К удивлению Гринберга раввин сказал ему: "Ты обладаешь двойной силой любви. Пользуйся ею бережно." - Страшный груз упал с моих плеч, - рассказывает Гринберг. Раввин не позволял мне иметь секс с мужчинами. Он только сказал мне, что мое желание не было уродливым.
Гринберг стал раввином в 1983 году. Только когда ему было 28 лет, он окончательно понял, что он - гей. Но и поняв это, продолжал встречаться с женщинами еще 7 лет.
- Я очень хотел, чтобы у меня получилось. Я так хотел иметь нормальную семью, детей, жизнь - быть частью всего процесса жизни. Но ничего не вышло, и это самая большая боль моей жизни. Но эта боль не может быть оправданием для глубокого самообмана и обмана других. Гринберг говорит, что многих молодых ортодоксов, понимающих, что они геи, заставляют все-таки вступать в браки, которые часто завершаются разводами. - На мой взгляд, такое поведение крайне жестоко, - считает Гринберг. - Их принуждают скрывать свою гомосексуальность или оставаться холостяками, обрекая на жизнь без любви. Иногда юношей-гомосексуалов заставляют уйти из семьи, просто потому что их присутствие слишком раздражает общину. На уровне подсознания в общине действует правило: если ты гей, убирайся - для своей пользы, и для нашей. Однако некоторые семьи, не желающие расставаться со своими детьми, соглашаются на компромисс - на частичное соблюдение заповедей, как это бывает в других сферах соблюдения Галахи. Раввину Элазару Мускину, как и многим раввинам, неоднократно приходилось консультировать гомосексуалов и их родственников. Он говорит, что выслушивал их с состраданием, но отвечал со всей определенностью, что Галаха запрещает гомосексуальный секс. "Они должны понять, что позволено совсем не все, что нам хочется", - объяснил Мускин. Мускин относится к гомосексуалам так же, как и к тем, кто нарушает другие заповеди. Мускин считает недопустимым для соблюдающего еврея гордо заявлять о том, что он скрывается от налогов или ест чизбургеры (мясное с молочным). По мнению Гринберга, аналогия с чизбургером в этом случае не правомочна. "Люди могут жить глубокой, эмоциональной, преданной, любящей, прекрасной жизнью и не есть чизбургеров, - отвечает Гринберг, слышавший этот аргумент сотни раз. - Но сказать человеку, что чтобы стать членом какой-то группы, он должен прожить жизнь, лишенную самовыражения, любви, преданности, интима, ежедневной заботы, ласки, - это может стать непосильным бременем для большинства. Гринберг убежден, что слова Торы "И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной..." имеют более глубокий смысл, чем лежит на поверхности и требуют более глубокого обсуждения.
КАК ПОСТУПАЮТ ЖЕНЩИНЫ Еще сложнее женщине найти в себе силы открыто признаться в пристрастии к однополому сексу. Одна из них - Сара Бат Ами - решилась на это в рамках интернетовского сайта gayjews.org. Сегодня ей 40 лет, она мать четверых детей. Выросшая в ортодоксальной среде в Балтиморе, около 20 лет назад Сара совершила алию в Израиль.После тяжелейшего развода она долгие годы боялась вынести на поверхность то, составляет саму ее сущность - лесбийство. Сара пишет, что "это может шокировать вас, ... но я пишу это, чтобы пробудить вас к реальности и показать, что я не одинока".
Сара поначалу искренне считала, что она единственная в мире религиозная лесбиянка. Будучи принята в среде обычных лесбиянок, она никогда не обсуждала эту тему в своем ишуве, где она сейчас живет, неподалеку от Хайфы. Не теряя надежды все же найти себе подобных, она встретила нескольких религиозных евреек, страдающих и борющихся с теми же проблемами. "Можем ли мы оставаться в нашей религии?", - одни женщины спрашивают сами себя. Другие находят в себе мужество признать: "У меня нет проблем с Б-гом и я не представляю себя не соблюдающей Субботу или отказываясь воспитывать детей в традиционном духе". Третьих волнует проблема, как объяснить все это подрастающим детям.
Фрум-лесбиянки ("фрум" в переводе с идиш обозначает религиозный, соблюдающий традиции) задумываются над тем, как их состояние соотносится с законами Торы. Но, к сожалению, только говорить о наболевшем оказалось недостаточным, потому что страх внутри оставался все равно. Страх, что кто-то задаст тебе неудобный вопрос. Необходимость постоянно скрывать свою сущность перед членами семьи и друзьями. Потеря поддержки со стороны учителей и раввинов. И все из-за страха быть неправильно понятым. А самое главное, страх из-за того, что на тебя могут навесить ярлык. После того, что ты уже достиг в этой жизни, став любящей и заботливой матерью, женой, работая учителем, и главное, строго соблюдая еврейские традиции, все это может быть сведено к примитивному ярлыку. Сара со всей определенностью заявляет, что еврейская ортодоксальная община допускает большую ошибку в вопросе о гомосексуальности.
ЕВРЕЙ ЕСТЬ ЕВРЕЙ, А ТОРА ЕСТЬ ТОРА Летом прошлого года в городке Воодклиф, неподалеку от Нью-Йорка, состоялась конференция Всемирного конгресса еврейских организаций гомосексуалов, лесбиянок, би- и транссексуалов. Представители 65 организаций из 14 стран мира отмечали 20 годовщину существования конгресса.Мероприятие было запланировано на уикэнд, и трое ультраортодоксальных евреев, принимавших участие в конференции, столкнулись с неразрешимой, казалось, проблемой. Подходил шабат, а их было только трое, вместо требуемых для совместного проведения молитвы десяти мужчин. Уже почти потеряв надежду, они повесили в вестибюле отеля объявление. И им повезло - в этом же отеле остановилась группа евреев-ортодоксов, которые и откликнулись на призыв. Руководители конференции сочли необходимым проинформировать гостей, что им предстоит молиться вместе с геями. На что последовал ответ: "Еврей есть еврей, а Тора есть Тора".
Для участников конференции это было безусловной победой. Хотя и не первой. До этого реформистский иудаизм признал право своих раввинов на заключение однополых браков. А Верховный Суд Израиля принял решение в пользу семьи иерусалимских лесбиянок, растящих двух сыновей. Согласно этому решению, партнерша, не являвшаяся биологической матерью мальчиков, получила официальное право называться мамой.
В последнее время появилось много так называемых групп поддержки. Они организуются как в рамках интернетовских сайтов, так и в еврейских центрах крупных городов - Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майями. Существуют такие группы в Англии и, конечно, в Израиле. Своей целью создатели групп ставят обеспечение безопасного места для людей, пытающихся соединить иудаизм и гомосексуальность, и найти внутреннюю позитивную основу для самоутверждения.