На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Геи и ортодоксальный иудаизм
Для начала стоит уточнить главное: в Израиле живут очень разные евреи (а еще там живут очень разные арабы - мусульмане и христиане, - друзы, армяне и даже черкесы, но речь в данном случае все-таки о евреях, которых в Израиле подавляющее большинство).
В наших широтах бытует мнение, что Израиль - страна преимущественно религиозная, хотя на самом деле это далеко не так. Естественно, на Земле обетованной проживает очень много ортодоксальных иудеев, блюдущих законы Торы и изучающих Талмуд (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), однако светское население, коего в Израиле тоже немало, приятно удивит вас лояльным отношением к гомосексуальности. Причем, толерантность к геям в светском Израиле растет год от года, город Тель-Авив без всякой натяжки зовется гей-столицей Ближнего Востока, а законодательство страны в целом благоприятствует ЛГБТ и становится все толерантнее. Российские нововведения на тему "запрета гомопропаганды" у светских израильтян вызывают как минимум недоумение, а геев никто не требует отправлять на нары или запирать в резервациях.
В религиозной общине свои нюансы: дело в том, что даже ортодоксы в Израиле делятся на умеренных и ультраконсервативных. Последние на иврите называются словом "харедим", живут закрытыми сообществами, куда не пускают чужаков (даже если эти чужаки - евреи, придерживающиеся секуляристских взглядов, согласно которым правительство и государство должны существовать отдельно от религий и религиозной веры). Среди харедим разговоры о гомосексуальности не допустимы в принципе. Хотя и ультраортодоксы, конечно, бывают геями. Таким людям приходится очень несладко, и если вас заинтересуют подробности - посмотрите замечательный фильм Хаима Табакмана "С широко открытыми глазами" (Einayim Petukhoth), который окрестили "еврейской "Горбатой горой": лента повествует о "запретной любви" двоих харедим.
Постер фильма "С широко открытыми глазами"
Умеренные ортодоксы в гораздо большей степени ассимилированы в общество, однако отношение к гомосексуальности в их среде тоже не назовешь позитивным (в отличие от представителей так называемого прогрессивного, или реформистского иудаизма, которые вполне лояльны, а раввинами у них могут становиться и геи, и женщины). В умеренно ортодоксальной семье родился Даниэль Йонас, герой статьи, опубликованной голландским изданием "Trouw", повествующей о непростом пути признания себя и камин-ауте религиозного еврейского парня в Израиле.
**********
С недавних пор небольшая группа геев-ортодоксов отмечает в Иерусалиме шаббат [субботу: в иудаизме - седьмой день недели, день отдыха и молитвы. - прим. Gay.Ru]. Все эти молодые люди были воспитаны в религиозных иудейских традициях, отрицающих гомосексуальность. Своими встречами они надеются поспособствовать изменению этого принципа.
Один из инициаторов встреч - активист гей-движения, 31-летний историк Даниэль Йонас. За его плечами нелёгкое прошлое. Свою нетрадиционную ориентацию Даниэль осознал к пятнадцати годам. Этой тайной он не мог поделиться ни с кем: в глазах окружающих она была немыслимым грехом. Единственным известным ему представителем ЛГБТ была победительница Евровидения, транссексуалка Дана Интернешнл. Парень в отчаянии думал: неужели и я в будущем стану таким же? Единственным выходом из страшной ситуации тогда ему представлялось самоубийство. "Я хотел сделать это в день своего шестнадцатилетия, - вспоминает Даниэль много лет спустя. - Принять упаковку снотворного, а потом лечь обнаженным в позицию эмбриона. Мне казалось, что, умерев в такой невинной позе, я очищусь от овладевшей мною скверны".
К счастью, до суицида дело не дошло. Школьные учителя заметили, что с мальчиком что-то неладно, и направили его к психологу. Медик упокоил Даниэля, убедив его, что со временем запретные желания пропадут сами собой. Подросток забыл о терзаниях и вернулся к нормальной жизни. Но через несколько лет обнаружил, что его по-прежнему влечет к парням. Он влюбился в одноклассника, но даже думать не мог о том, чтобы признаться ему в своих чувствах. В его школе "Талмуд Тора" одно лишь упоминание о гомосексуальности вызывало ужас. Даниэль вновь оказался на грани душевного кризиса, опасаясь, что его опять накроет депрессия. Чтобы не допустить этого, он решил довериться одному из своих друзей. Тот отнесся с пониманием, и для Даниэля это стало первым шагом к принятию себя таким, какой он есть.
По совету друга, которому он открылся, Даниэль обо всем рассказал раввину, и тот пообещал ему "скорое выздоровление". Священнослужитель полагал, что корень проблем Даниэля кроется в двух причинах: очевидно, отец юноши не дал ему в детстве должного количества любви и внимания, но это не поздно исправить. Во-вторых, Йонас ещё никогда не имел близких отношений с женщиной. "Как только это произойдёт, ты не захочешь ничего другого", - уверенно заявлял раввин, игриво ему при этом подмигивая. Даниэль последовал его совету и стал встречаться с девушкой. Однако обещанного чуда не случилось. В этот же период он познакомился с симпатичным парнем, и вскоре между молодыми людьми возникла та самая химия, которую духовник сулил ему с женщиной. Больше сомнений у Даниэля не возникало: он порвал с подругой, потому что теперь у него был друг.
Даниэль Йонас
Правда, родным он ничего не рассказывал, да в тот момент в этом и не было необходимости: Йонас на год уехал учиться в Амстердам, а его возлюбленный временно поселился в Париже. Почти идеальная ситуация! "Нужно ли вообще выходить из шкафа?" - думал порой Даниэль. Но после амстердамского гей-парада в августе 2009 года твёрдо решил, что нужно. Среди участников парада он увидел офицеров полиции, священников и мусульманских женщин в хиджабах... Их единство, смелость и открытость поразили его до глубины души.
В тот же день произошёл теракт в гей-центре Тель-Авива, в результате которого два человека погибли, пятнадцать были ранены. И тогда в Йонасе заговорил активист: "Я понял, что недостаточно открыться лишь небольшому кругу людей, не мог больше молчать". Он разместил объявление на популярном новостном израильском сайте, подписавшись своим именем. Спустя два часа Даниэль получил электронное письмо от организации "Хаврута", выступающей за права сексуальных меньшинств в Израиле: ему предлагали стать членом правления ["Хаврута" - организация израильских геев, созданная выпускниками религиозных школ (иешив) для мужчин, которые признают свою гомосексуальность и при этом имеют сильную связь с религиозными еврейскими обрядами. - прим. Gay.Ru]. После некоторых раздумий он согласился, а вскоре его выбрали председателем.
Узнав правду о личной жизни Даниэля, его родители поначалу были в шоке, но постепенно стали привыкать, хотя долгое время наотрез отказывались встречаться с его парнем. Впрочем, со временем и это изменилось. Сейчас у Даниэля другой партнер, который запросто приходит к ним в дом. "Я боялся, что из-за меня отца отлучат от синагоги. Но тот сказал: "Я и сам думал об этом. И решил: что бы ни произошло, я - на твоей стороне. Если в синагоге о тебе станут негативно отзываться, я просто перестану туда ходить", - рассказывает Йонас. - В целом, мне повезло, потому что мои родители - из скандинавской еврейской общины, и взгляды у них достаточно свободные. Многим другим парням сложнее: семьи с ними порвали. А если они порой и встречаются с родными, то на нейтральной территории, потому что вход в отчий дом для них закрыт".
Людям гомосексуальной ориентации, исповедующим ортодоксальный иудаизм, приходится очень нелегко. Как тем, кто отважился выйти из шкафа, так и тем, кто на это не решился. Есть и такие, кто пытается "стать гетеросексуалом". Некоторые из них в итоге кончают с собой, оказавшись не в силах постоянно лгать и вести двойную жизнь. Но все же отношение к сексуальным меньшинствам в Израиле меняется. Ещё десять лет назад раввин Шломо Авинер говорил: "Существует такое явление, как религиозные "го". Он даже не мог произнести вслух слово "гомосексуал". К 2007 году догмы слегка поколебались, и раввин Юваль Шерло заявил: "Все верующие геи и лесбиянки должны открыться нам, и мы постараемся помочь им встать на верный путь". В 2011-м раввин Бенни Лау высказал мнение, что община должна признать детей из однополых семей. А в этом году раввин Шай Пирон, занимающий в нынешнем правительстве пост министра просвещения, призвал к официальному признанию однополых партнерств.
"Конечно, до голландской толерантности нам пока далеко, - рассуждает Даниэль Йонас. - Но ведь и ее удалось достичь не сразу: для этого потребовалось около полувека. В Израиле это движение началось совсем недавно, однако первые результаты уже налицо".
Лишь в самой консервативной, ультраортодоксальной среде Йонас не наблюдает никакого прогресса: "Но иначе и быть не может, ведь эти люди живут словно в вакууме, отгородившись от остального мира. Такими они, очевидно, останутся навсегда. Впрочем, подобные старообрядцы есть даже в Голландии".
Сам Даниэль Йонас и его семья принадлежат к умеренно ортодоксальной общине. Ни его отца, ни его самого не отлучили от синагоги. Священнослужители знают об участии Даниэля в гей-движении, однако воздерживаются от комментариев, не высказывая ни одобрения, ни осуждения. "Я вижу в этом своего рода признание. Ситуация, конечно, далека от идеала. Но всему свое время", - считает он.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".