Киттредж Черри - открытая лесбиянка, известный христианский автор, который регулярно пишет об ЛГБТ-духовности. Имеет степень в области религии, журналистики и истории искусства. Рукоположена как экуменический священник.
Церкви до сих пор пытаются контролировать людей, игнорируя историю ЛГБТ. ЛГБТ-святые открывают нам не только место церквей в истории, но и наше место в ней - потому что все мы святые, призванные воплощать любовь. Мы можем подпитываться энергией наших предков в вере. Для некоторых из нас святые могут стать друзьями и помощниками. Они совершают простые чудеса - например, напоминают нам, что мы не одни.
Святой Себастьян (фрагмент). 1615 г. Худ. Гвидо Рени
Сначала мне казалось, что ЛГБТ-святых мало. Но потом я начала видеть, что они есть везде - во все времена. Они есть среди нас. Все мы встречались со святыми. Они - обычные и одновременные необычные люди.
Называть кого-то "ЛГБТ-святым" освобождает: во-первых, когда мы открываем раньше спрятанную сексуальную ориентацию или гендерную идентичность традиционных святых, мы освобождаем людей от репрессивных церковных догм. Во-вторых, когда мы открываем "святость" ЛГБТ-людей, которая игнорируется церковью, мы освобождаем людей от тирании известной дихотомии "церковного" и "светского". Слова "ЛГБТ-святой" очень подходят для громких заголовков, потому что они бросают вызов идее того, что святость и ЛГБТ-идентичность взаимно исключат друг друга.
Самые большие церкви не станут канонизировать открытых ЛГБТ, поэтому мы должны присваивать себе наших святых. Важно переосмыслять известные нам фигуры. Не менее важно искать святых в наши времена. Кажется, что у церкви есть власть определять, кто свят, но каждый из нас может решать это сам. В послании к Филиппийцам Павел призывает нас "совершать свое спасение".
Традиционные истории святых часто представляют идеализированных, невыносимо благочестивых супергероев, далеких от нас и неприменимых к нашим жизням. Святых использовали, чтобы заставить людей пассивно реагировать на ситуации угнетения. Часто их помещали на пьедестал, чтобы прославлять девственность и мазохистическое страдание. Упор, делающийся на чудесах, заставляет нас забывать о постоянном чуде - самой жизни.
Феминистки часто критикуют святых как средство доминирования, но ЛГБТ-святые - не такие. Это святые, которые могут подорвать статус-кво церкви. Мы можем восстановить сложные реальности святых, чьи жизни были чудовищно искажены агиографиями и иерархиями. ЛГБТ-святые могут помочь нам восстановить нашу целостность, связать сексуальность и духовность.
Лидеры церквей использовали святых для контроля, но само желание узнавать о святых идет снизу. Людей привлекает присутствие духовной силы в жизни святых, их желание использовать эту силу на благо другим, даже большой ценой для себя. Святые привлекают людей своей способностью любить, даже если их жизнь была не очень-то "святой".
Кто такой святой?
Мое определение того, кто может быть ЛГБТ-святым, продолжает расширяться. Сначала я думала о канонизированных той или иной церковью святых, но вскоре я обнаружила, что многие люди начинали считаться святыми, потому так их называли простые люди. Первую тысячу лет существования церкви в ней даже не было формальной процедуры канонизации.
На самом деле, все верующие, живые и мертвые, могут быть названы святыми - как это практиковалось в ранней церкви. В Новом Завете Павел называет "святыми" всех членов христианского сообщества. Эту практику продолжает преподобный Трой Перри, основатель Городской церкви сообщества. Я помню, что когда он писал письма членам своей церкви, он начинал их словами "Дорогие Святые". Кто-то всегда отвечал ему: "Я не святой!" Но все мы на самом деле святы.
Словари определяют святых как "очень благочестивых, праведных людей". Но мне нравится другое определение, которое дала художница Труди Баррерас (Trudie Barreras): "Мое определение святого не имеет ничего общего с церковными иерархиями. Оно скорее связанно с тем, как человек выражает любовь". Писатель-гей Тоби Джонсон (Toby Johnson) сказал: "Быть святым - это создавать любовь в мире".
Святость может быть разной. Некоторые становились святыми, ведя образцовую жизнь, но самый верный способ стать святым - потерять свою жизнь ради других, стать мучеником. Как сказал Иисус, "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Некоторые читатели могут возразить мне, сказав, что я пишу о современных мучениках, которые не вели образцовую жизнь. Я считаю, что мученики не должны быть ролевыми моделями. Их почитают из-за того, что они погибли за праведное дело. Поэтому я считаю святыми таких людей, как Харви Милк (Harvey Milk) или Мэттью Шепард (Matthew Shepard): их убили за их ориентацию, и их смерти послужили улучшению положения ЛГБТ.
Неважно, как умерли наши святые - их жизни неизбежно были сложны. У нас тоже сложные жизни - так мы можем связать себя с ними. Как ЛГБТ-христиане сегодня, святые часто встречалась с противодействием церкви. Некоторые святые, включаю кросс-дрессера - Жанну Д’Арк, были убиты не ИЗ-ЗА церкви, а САМОЙ церковью!
Кто такие ЛГБТ?
Лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендерные люди не осмыслялись в привычных нам терминах большую часть истории, в те эпохи, когда жили святые. Легкий способ обойти эту дилемму - сказать, что ЛГБТ-святые - это люди, особо значимые для ЛГБТ-сообщества и наших союзников.
Некоторые люди отрицают существовании исторических ЛГБТ-святых, потому что у нас почти нет возможностей узнать об их сексуальной жизни. Тем не менее, однополая любовь не должна обязательно закрепляться через секс. Глубокой любви между двумя людьми одного гендера достаточно.
Гомосексуальность - это больше, чем сексуальное поведение. Американская психологическая ассоциация определяет сексуальную ориентацию как "устойчивую модель эмоционального, романтического и/или сексуального влечения". Доминантная христианская культура пыталась подавить открытую гомосексуальность, поэтому мы должны отслеживать все намеки на гомосексуальность, которые пережили историческое искажение. Многие "официальные" святые были монашками и монахами, живущими в гомосоциальных условиях. Естественно, что их первичные эмоциональные привязанности были к людям одного с ними гендера... Получается, что очень многие святые могут стать и нашими святыми.
Давайте же вдохновляться ЛГБТ-святыми, которые окружают нас, и посвятим себя нашему собственному пути к святости.