Несколько лет я отговаривал себя писать об этом. Мне все время казалось (и до сих пор кажется), что не моя это тема, что не стоит добавлять свою ложку дегтя в адский котел. Но меня-таки прорвало. Поводом послужили многочисленные высказывания служителей церкви различных рангов о гомосексульности и ее месте в этой и потусторонней жизни.
Итак, повод. Прежде всего, это неустанная критика римского папы и священников рангом ниже попыток улучшить положение гомосексуалов в обществе. Достаточно вспомнить, как Иоанн Павел Второй обрушился на однополые браки в Голландии или на регистрированное партнерство в Германии. Вторят своему пастырю и его овечки (в рясах и без, паршивые и без парши), яро протестующие против заведения института регистрированного партнерства. Давайте, попробуем вместе разобраться, имеют ли они на это право. Для этого почитаем Библию и совершим небольшой экскурс в историю. В том числе и в новейшую.
Весь парадокс в том, что христианская церковь в момент своего возникновения, когда она была еще единой, восприняла на равных основаниях Ветхий и Новый Завет и тем создала для себя ловушку, из которой нет выхода. Суть в том, что мораль Ветхого Завета и мораль Завета Нового коренным образом противоречат друг другу.
Мораль Ветхого Завета основана на принципе "око за око, зуб за зуб". Его пронизывает нетерпимость и ненависть к иноверцам. Бог Ветхого Завета - это Бог гнева, а не милосердия. Бог, карающий за малейшее непослушание даже собственный, избранный им народ. Почти весь текст Ветхого Завета переполнен эпизодами бесконечных войн (в том числе и между близкими родственниками), заговоров, убийств, казней и даже геноцида в отношении целых племен и народов.
Главные нравственные принципы христианства прямо противоположны тем, что изложены в Ветхом Завете: Бог милосерден; возлюби ближнего, как самого себя; не противься злу; не судите да не судимы будете. Земная жизнь - лишь временная обитель и подготовка к жизни вечной в царствии небесном. Царствие Христа - не от мира сего, это жизнь духа, а не плоти. Только душа вечна, и заботиться следует именно о ее спасении. Посему всячески приветствуется воздержание. В Нагорной проповеди Христос учит: "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф., 6). Вообще сквозь все книги Нового Завета проходит мысль о том, что люди не должны судить друг друга, что право суда и наказания за грехи принадлежит только Богу. Так что церковь отступает от буквы и духа учения Христа, осуждая гомосексуалов.
В Ветхом Завете гомосексуальные отношения осуждаются. Это бесспорно. Общеизвестна история уничтожения Содома и Гоморры. Однако Бог поступил так по многочисленным просьбам, а не собственной воле. Долго он терпел и решил покарать неправедных лишь после того, как те попытались учинить насилие над его ангелами. А может быть, и над ним самим, поскольку там же говорится, что под личиной ангела вроде бы явился сам Господь. Кстати, этот эпизод свидетельствует о распространенности гомосексуальной практики в то время. В связи с Содомом и Гоморрой остается непонятным, чей же все-таки вопль возносился к небесам, если, как написано, весь народ поголовно состоял из гомосексуалов.
И еще один возникает вопрос: почему праведный Лот со своей женой, дочерями и зятьями выбрал для проживания город, где все жители сплошь гомосексуалы? Ангелы Господни истребили грешников, спасли только праведного Лота и дочерей его. А последние тут же совершают грех кровосмесительства: напоив Лота допьяна, каждая из дочерей спит с ним и беременеет от собственного отца. И ничего, Бог не гневается.
Всего в Библии насчитывается около десятка мест, где конкретно говорится о гомосексуальных отношениях. Уже это доказывает, что они широко бытовали среди населения библейского мира. Не буду перечислять все, остановлюсь на самом для меня слезоточивом. В первой и второй книге Царств неоднократно упоминается о необычайно глубокой взаимной любви, возникшей между юным Ионафаном, сыном царя Саула, и Давидом, который тогда еще не возвысился. Когда Ионафан погиб, Давид оплакивал его словами: "Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской" (Вторая книга Царств, 1:27).
Наиболее яростно ополчается на гомосексуалов апостол Павел в послании к римлянам. Однако он тут же признает, что всё это подлежит суду Божию, а не человеческому (2:1): "Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же". Нашим судьям в сутанах и просто в джинсах я всегда отвечаю словами того же Павла: "Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Послание к Римлянам, 14:22).
Церковные нормы постепенно распространялись и на светское законодательство. Это началось уже в поздней Римской империи. В 342 г. императоры Констанций и Констант запретили [...]однополый секс; виновные подвергались "особому наказанию" (возможно, кастрации). В 390 г. император Феодосий I, в порядке борьбы с языческими культами, издал закон, по которому пассивная гомосексуальность в борделях наказывалась сожжением заживо. В 438 г. Феодосий II распространил эту кару на всех, уличенных в "пассивной" содомии, а Юстиниан в 538 и 544 гг. велел подвергать смертной казни всех участников подобных действий, независимо от сексуальной позиции. Тех, кто "был замечен в этой болезни" (трактовка ереси не только как порока, но и как болезни характерна для средневековой ментальности), кастрировали и водили по улицам1. По каноническому праву VII-Х вв., мальчики, "сосуд которых был разбит", не могли быть рукоположены в священники или дьяконы; если же семя было "пролито" у них между бедер, то они могли принять церковный сан2. Набрав силу в позднеримский период, гомофобия постепенно шла на убыль вплоть по XIII века, когда она, вспыхнув вновь, приобрела форму мракобесия.
Женской гомосексуальности церковники уделяли меньше внимания, чем мужской. Хотя апостол Павел считал ее такой же отвратительной, как содомия, [...]церковные наказания за лесбиянство назначались реже, касались преимущественно монахинь и были сравнительно мягкими. [...]Cексуальная связь двух женщин каралась трехгодичным покаянием. Замужние женщины наказывались строже вдов и девственниц, потому что их поступок был также прелюбодеянием3.
Каковы бы ни были церковные и светские законы, однополая любовь всегда имела какие-то социальные ниши. В раннем средневековье ее главными убежищами были воинские братства (пережитки древних мужских союзов) и монастыри. [...]Ученые монахи раннего средневековья писали своим ученикам и коллегам любовные письма и стихи, называя друг друга символическими именами. [...]Но отнюдь не все церковники придерживались религиозных канонов. В X-XII вв. духовные лица [...]создали на латинском языке целый жанр откровенно эротической любовной лирики, обращенной к мальчикам и юношам. В послании "Анжуйскому мальчику" воспевается его (анжуйского мальчика - Д.Л.) красота. Автор умоляет снизойти к его чувствам: "Как бы мне хотелось, чтобы ты пожелал денег! Ты напрасно думаешь, что такие отношения порочны. Это глупо, мальчик, быть таким несговорчивым"4.
Отнюдь не все церковники праведны и в наше время. Но, видя соринку в чужом глазу, они не замечают (точнее, не хотят замечать) бревно в своем. Свежий пример. 27 февраля сего года газета "Україна Молода" напечатала интервью с главой Украинской православной церкви Киевского Патриархата патриархом Филаретом, посвященное предстоящему визиту Папы Римского в Украину5. Первым среди признаков саморазрушения европейской цивилизации Филарет называет гомосексуальность (из "священных" уст - "гомосексуализм"). О признаках саморазрушения самого Филарета можно догадаться, если вспомнить, что он до недавнего времени был вторым человеком в Русской Православной Церкви и был изгнан оттуда по обвинениям в раскольнической деятельности и сексуальной связи с женщиной, от которой имеет двух детей, несмотря на целибат. У меня складывается такое впечатление, что патриарху шепнули сверху, что ад уже оснастили кондиционерами...
Уже ни для кого не секрет, что некоторые священники, на словах осуждающие гомосексуальность, на деле в женский монастырь со своим усталым не ходят. Позволю себе цитату из "нижайшего рапорта" игумена Тихона Алексию Второму. Игумен, не гнушаясь интимных подробностей, "стучит" на своего шефа, епископа Екатеринбургско-Верхотурского Никона: "Спустя время Владыка Никон, когда приезжал в монастырь, имел со мной беседы на "скабрезные" темы, в частности, он постоянно просил найти ему келейника или мальчика при монастыре. Один раз он даже потребовал (будучи изрядно пьяным) чтобы я поставлял ему мальчиков, ссылаясь на то, что в других епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков правящим архиереям. [...]Далее он жаловался на то, что у других архиереев есть келейники, и они "могут отвести с ними душу", а у него до сих пор нет. Затем он перечислил имена архиереев, которые, по его мнению, занимаются "неблаговидными делами". Он рассказывал о том, что если бы у него был мальчик, он бы не нервничал во время совершения божественных служб. "Когда я выхожу благословлять народ и вижу красивого мальчика, то у меня всё встает, и я ничего не могу с собой поделать"6.
Впрочем, история знает отступников и саном повыше. Слабостью к мужскому полу прославились римские папы Павел II, Сикст IV, Юлий II, Лев Х, который, по слухам, даже умер в объятиях мальчика, Адриан VI, Юлий III и несчетное множество кардиналов и архиепископов7. Получается как в анекдоте: маленький мальчик, насмотревшись на соитие родителей, произносит: "И эти люди запрещают мне ковырять пальцем в носу!"
Другая крайность. Римско-католические священники в Нидерландах настроены на удивление прогеевски, как обнаружило исследование журнала "De Gay Krant". Все, кроме одного, заявили, что приветствуют геев в своей церкви. 95% сказали, что допускают к причастию геев, ведущих сексуальную жизнь. 65% согласны благословить геевский союз в своей церкви, 83% не прочь провести такую церемонию в приватной обстановке8. Как бы ни льстило такое отношение священников, хочу заметить, что и они отступают от церковных канонов. Ибо католическое учение утверждает, что геи, ведущие сексуальную жизнь, живут в "смертном грехе". Получение причастия, живя в смертном грехе, само по себе представляет еще один смертный грех. Антигеевская доктрина церкви основана на убеждении, что сексуальный акт допустим только между супругами противоположного пола и что такой акт должен хотя бы потенциально вести к зачатию. Бедные гетерики-ловеласы и их подружки-нимфоманки - они, быть может, и не знают, как грешат они, проливая семя попусту!
Даже если согласиться с тем, что гомо- или бисексуальная любовь - грех, то ведь один из основополагающих постулатов христианской религии охватывает понятие греха и покаяния. Покаяние - одна из высших духовных ценностей христианства. Чтобы получить отпущение грехов, надо покаяться. Но чтобы было, в чем каяться, надо согрешить. Хотя бы и в помыслах своих.
Если же говорить серьезно, то чем, на мой взгляд, может быть современная церковь, так это прибежищем сирых и убогих не только в буквальном, но и в духовном смысле. Люди слабые духом, не умеющие устроить свою жизнь, нуждающиеся в утешении, могут найти его в церкви. Для человека же, обладающего достаточным уровнем культуры, способного к размышлению и самоанализу, если он верующий, важна не церковь и даже не религия, а вера. Точнее сказать, сам дух христианства, ислама, индуизма, буддизма - любой религии.
Известно, что высокодуховные люди (не путать со святошами в рясах) могут принять внутрь огромные дозы сильнодействующих средств (наркотиков, ядов и пр.) без малейшего вреда для себя. Их безупречность делает для демонов неприемлемой для обитания их душу, оттого нечисть к ним и не цепляется. Отскакивает и боится их. Вот бы завести тест на высокодуховность у служителей всех церквей, начиная с простого инока или аббата и заканчивая патриархами и папой римским!
Лживость поздних религий в том и состоит, что, например, в Ветхом завете считается, что источник духовности - это Бог, а источник зла - дьявол. В ранних религиозных системах (языческих) источником и добра, и зла является сам человек. Его внутренняя духовная сила (она же воля) и определяет всё в жизни этого человека. Слаб - попадаешь под влияние демонов, которые питаются энергией таких людей, окончательно губя их. Сильному же почти ничего не страшно. Страшнее поклонения ничего нет. Страшно растерять всю энергию. Накопить ее очень сложно. Нужна полная безупречность, а это не по силам обычным людям.
Клерикалы морочат простым людям голову, искусно манипулируя сознанием. Это делали и делают антихристы типа Гитлера, Сталина, Осахары или Иоанна Павла Второго. Им-то в первую очередь не хочется верить (хоть и говорится, что власть придает словам оттенок правды). Один вопрос - и всё становится на свои места: "Что вам за это надо?"
Поклонение живому (или мертвому, или каменному) идолу? Власть над умами, над кошельками? Говорят, разные там кашпировские выгоняют со своих сеансов высокодуховных людей, которые элементарно могут им противостоять.
Деньги? Согласен. Власть над людьми? Но все люди перед Богом равны. И все люди имеют равные права. Священники - просто люди. Ничем не лучше мирян, ничем не хуже. Но они страсть как любят навязывать свои догмы остальным и на(в)ставлять на путь истинный. Это элементарная жажда власти, но власти не грубой. Власти тонкой, над умами и душами людей. Монополия на истину и справедливость, право пастыря на первую (Варфоломеевскую) ночь со свей паствой... А ведь Христа в свое время распяли именно за то, что он был не такой, как все. Но, как бы там ни было, Христос дал Надежду. И это навсегда, этого у нас никому не отнять.
Посредники между Богом и людьми... А кто дал право быть посредником между мной и Богом? Сам Бог? Вряд ли. Мирские законы? Пущай тогда священники официально оформят лицензии на посредническую деятельность и платят налоги наравне с мирянами, а не пользуются бесчисленными налоговыми льготами.
Говорят, красота спасет мир. Пока красота спасает мир, уроды его погубят. Этот мир уже ничто не спасет! Он просто станет другим. Он уже становится другим. В этом, похоже, и состоит конец света, который уже начался. Но он не означает тотального уничтожения всего и вся. Это перерождение и, хочется верить, последующее обновление. У розенкрейцеров была своя аббревиатура INRI, но расшифровывали они ее по-другому: "IGNI NATURA RENOVATUR INTEGRA" Огнем природа обновляется вся... Скорей бы уж.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: