После того, как в 2003 году его назначили епископом Епископальной церкви Нью-Гемпшира, мировая англиканская община оказалась на грани кризиса. Представители христианского права заговорили о расколе. Однако вот уже восемь лет община остается целой и невредимой, а Джин Робинсон продолжает служить маяком надежды для ЛГБТ. Лоуренс Уоттс отправился в Новую Англию, чтобы поговорить с преподобным Джином Робинсоном о вере, служении Господу и его грядущей отставке.
Консерваторы считали, что наступил конец света. Для верующих представителей ЛГБТ его назначение стало лучиком надежды. Когда Джин Робинсон возглавил епархию Нью-Гемпшира - а это случилось 7 июня 2003 года - заголовками запестрела вся мировая пресса. После того, как его назначение было ратифицировано, он стал первым в мире открыто гомосексуальным священником, рукоположенным в сан епископа.
"Я почувствовал, что моим призванием является служение Богу, когда заканчивал колледж, и прямо из колледжа отправился в семинарию, - вспоминает он. - Но лишь в начале 90-х я стал понимать, что Господь ведет меня к епископату. В течение долгого времени я сопротивлялся, потому что знал: этот путь будет нелегким".
После выборов Робинсона представители христианского права потребовали аннулировать его посвящение. Небольшое количество оппозиционеров нашлось и в США, однако основная критика исходила из африканских церквей международной Англиканской общины, которые угрожали отколоться, или любыми другими методами покинуть ее, если открытый гей станет епископом.
"После того, как меня избрали на эту должность - но еще до того, как состоялось рукоположение в сан - я получал множество писем от архиепископов со всего мира с требованием отказаться. Люди, с которыми я никогда не был знаком, взывали ко мне. Я обратился к Господу с вопросом: "Если я сделал достаточно и должен отступить - сообщи мне об этом". Но я никогда не получал от Бога никаких других известий, кроме одного: "Продолжай, и я буду тебя поддерживать".
После того, как голоса членов Палаты епископов и Палаты представителей Епископальной церкви были подсчитаны, выяснилось, что за Робинсона проголосовали более двух третей обоих этих руководящих органов. Когда его посвящали в сан, на Робинсоне был пуленепробиваемый жилет. Посвящение состоялось 2 ноября 2003 года в присутствии 48 других епископов. Он вошел в историю, но его противники никуда не исчезли.
"Первые два года я постоянно получал смертельные угрозы. Они стали приходить с того дня, как меня избрали епископом. Лишь полтора года назад полиция арестовала человека, который намеревался убить меня и моего мужа. Это произошло в одном из городов Вермонта: он был так разгневан, что стрелял по окнам из покинутого полицейского катера. У него нашли карты, в которых было отмечено, как добраться до нашего дома, наши фото и короткоствольный дробовик".
Робинсон живет со своим партнером, Марком, почти 25 лет. 1 января 2010 года они стали законными супругами - после того, как в Нью-Гемпшире их гражданское партнерство согласно принятому здесь закону было переконвертировано в брак.
"По многим причинам мне кажется, что ему приходится тяжелее, чем мне, - говорит Робинсон. - Думаю, перенести подобное всегда легче человеку, который непосредственно является мишенью. Потому что ты знаешь, что делаешь правое дело, и готов за него умереть, хотя, конечно, надеешься, что подобного не случится. Твоему мужу гораздо труднее поддерживать тебя, задаваясь вопросом о том, что может случиться".
Он прекрасно знает обо всех недостатках своего статуса первопроходца, однако знает ли он о том, какую большую пользу приносит? Насколько для него это материально?
Робинсон улыбается: "Не проходит и дня, чтобы я не получил письмо, или электронную почту, или сообщение от кого-то, чаще всего - от молодых людей, которые пишут мне о том, какую я дарю им надежду. Вот почему я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Очень часто мне пишут из тех частей Америки, которые не слишком открыты и склонны к принятию".
Основной вопрос, которым многие задаются: можно ли быть геем и при этом христианином? У Робинсона на него есть четкий ответ:
"Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендеры - часть очевидного восхищения Господа разнообразием. Мы видим это во всем, что является плодом творений его, так почему этого не должно быть среди людей?"
"Я считаю, что церковь поняла это превратно, так же, как когда-то мы использовали Священное писание, чтобы оправдать рабство и подчинение женщин. Не так давно в этой стране женщины носили в церковь шляпы, ибо Святой Павел сказал, что женщина должна держать ее главу прикрытой, а рот - закрытым. И из-за этого мы не разрешали женщинам быть рукоположенными в сан! Сексуальная ориентация - это то, что сотворил Господь, и мне кажется, что через не такой уж долгий промежуток времени христиане это поймут".
Робинсон утверждает, что после того, как многие представители ЛГБТ совершают камин-аут, в Америке не остается человека, который не знал быть хоть одного гомосексуала: таковые есть среди членов их семей, сотрудников или одноклассников.
"После этого люди начинают искать способ, благодаря которому они по-прежнему смогут считать Священное писание священным, но по-другому понимать сказанное в нем - в том контексте, в котором эти слова были написаны. Чтобы продолжать любить людей, которых они любили до этого".
"В 1986 году, когда я совершил камин-аут, я почувствовал, что Господь взывает ко мне, - говорит Робинсон. - Если церковь проповедует, что жить нужно целостной жизнью, значит, все тайны, ложь или стремление не говорить правды о себе противоречат тому, чему мы учим, и отнимает у Евангелия его силу".
За время пребывания Робинсона на посту епископа он испытал немало взлетов и падений. Когда в июле 2008 года состоялась 14-я международная конференция Англиканской церкви Ламбет, его на это мероприятие не пригласили, хотя все остальные епископы съехались на нее со всего мира. Робинсон говорит, что это был самый страшный удар, который он испытал, будучи епископом. Однако шесть месяцев спустя он прочитал молитву, приуроченную к инаугурации Барака Обамы в Мемориале Линкольна, перед концертом, ознаменовавшим собой начало празднования так называемого инаугурационного уикенда. Робинсон был отчужден религиозной иерархией, но его почтил президент: эти два события свидетельствуют о том, что религиозные учреждения отстают от социальной жизни. И если Робинсон прав в своих выводах, то решение этой проблемы - всего лишь вопрос времени.
"На конференции Ламбет присутствовало много епископов из развивающихся стран, которые говорили: "Мы не понимаем гомосексуальность, и, если судить о том, что нам известно, не согласны с ней. Но у нас многие люди умирают от бедности, СПИДа и малярии. Поэтому давайте вместе решать эти проблемы, и когда-нибудь в будущем мы поймем и эту вещь", - рассказывает Робинсон. - Возможно, в будущем они действительно поймут, что многие из тех людей, которые им больше всего помогли, были геями и лесбиянками".
В ноябре 2010 года Робинсон с тяжелым сердцем объявил о своей скорой отставке. Несмотря на то, что в сане епископа он останется пожизненно, в январе 2013-го он покинет свой пост. К этому времени ему исполнится 65 лет. Робинсон говорит, что это решение он принял после рукоположения в сан Мэри Глэсспул, открытой лесбиянки, которая стала епископом в Лос-Анджелесе.
"Я никогда не думал об отставке до тех пор, пока епископом не стала Мэри. Ведь в противном случае в Палате епископов не осталось бы ни одного открытого гея или лесбиянки. Но теперь я чувствую, что Бог призывает меня к другим вещам. Я не собираюсь уходить на покой. Я хочу протянуть руку помощи невоцерковленным, дабы они вновь нашли свой путь к Господу. Помимо этого, я интересуюсь вопросами соприкосновения религии и государственной политики. Религиозное право в этой стране указывает нам, что религия и политика должны быть разделены. Но я полагаю, что можно изыскать верный способ, чтобы найти для них общий путь, и по крайней мере часть своего времени я потрачу на то, чтобы поработать над этим".
Видео Джина Робинсона для кампании "Все изменится к лучшему" (с русскими субтитрами)