Каждое собеседование при устройстве на работу отличается своими "неловкими моментами", но в последние годы в стандартных интервью с мужчинами, претендующими на должность в Римско-католической церкви, один из таких "моментов" превратился в обязательное условие.
"Когда у вас в последний раз был секс?" - интересуются у кандидатов, стремящихся стать семинаристами (в таких случаях самым предпочтительным является ответ: "Не было года три, а то и больше").
"Какого рода сексуальный опыт у вас случался?" - еще один вопрос.
"Вам нравится порнография?" - третий вопрос при собеседовании.
В зависимости от ответов и результатов стандартизированных психологических тестов, интервью может затронуть и другие - еще более интимные моменты: "Вас сексуально привлекают дети?" Или: "Нравятся ли вам дети больше, чем люди вашего возраста?"
Католические лидеры решили противостоять многочисленным нападкам на церковь, которые в последнее время несутся отовсюду, и старательно вычищать из своих рядов педофилов, ставших причиной огромного количества скандалов, из-за которых репутация Святого престола серьезно пошатнулась. Хотя в этом отношении все более ли менее понятно. Интересно другое: многие вопросы, которые задаются при собеседовании человеку, желающему стать семинаристом, нацелены на другую чувствительную область - сексуальную ориентацию. Не так давно из Ватикана поступили новые ЦУ, согласно которым геям, желающим посвятить себя служению Господу, поступать в семинарию открытым текстом не запрещается, однако скрытая их подоплека свидетельствует, что таковые в церковных рядах крайне нежелательны.
В результате многочисленных научных исследований было выяснено, что сексуальная ориентация никак не связана со склонностью к сексуальным перверсиям. Иными словами, то, что вы - гей, - совершенно не означает вашей склонности к педофилии, или другим незаконным действиям сексуального характера. Потому что среди гетеросексуалов в процентном отношении людей с подобными патологиями столько же, сколько и среди гомосексуалов, если не больше. Об этом прекрасно знают и в самой церкви, по крайней мере, наиболее просвещенные в соответствующем отношении ее чины пытаются представить две эти инициативы как "отдельные". Конечно, в данном случае речь идет о католиках из тех стран, где население не живет по канонам социального варварства. Например, американские семинарии старательно пытаются охарактеризовать свои попытки выяснить у потенциальных семинаристов, "нравятся ли им дети" и "нравятся ли им мужчины", как "две окружности, которые при определенных обстоятельствах могут наложиться друг на друга".
Однако после того, как в 2002 году скандал с педофилами взорвал Римско-католическую церковь, гайки закрутили настолько плотно, что директора семинарий и психологи начали жаловаться, насколько сложным стал процесс тестирования, интервьюирования и принятия решений. Поскольку основывается он на социологии в сочетании с церковной догмой и попытками проявить интуицию.
Многие представители церкви отказались обсуждать этот процесс, сославшись на то, что в разных епархиях он отличается. "У нас в семинарии не было за это время ни одного гея, - заявляет доктор Роберт Палубмо, психолог, работающий в семинарии при соборе епархии в Дугластоне, Куинс, в течение десяти лет. - Я в этом уверен". Объяснить, с чем это связано - со строгой проверкой при приеме в семинарию, или с нежеланием геев посвящать себя служению Господу, - он не смог. "Я просто констатирую факт", - сказал Палумбо.
Споры, связанные с геями в церкви, продолжались в течение столетий и за последние годы разразились с новой силой после того, как некоторые "католические ученые" сообщили, что от 25 до 50 процентов представителей духовенства в США - гомосексуалы. Впрочем, сама церковь никаких статистических данных по этому вопросу не предоставила, потому что не проводила соответствующих исследований, в то время как эксперты "со стороны" считают, что эта цифра значительно преувеличена.
Сексуальные скандалы, потрясшие церковь, побудили некоторых консервативных епископов возложить всю вину за происходящее на "гомосексуальную субкультуру" в духовенстве. Ватикан же старательно обходил дебаты по проблеме стороной и, похоже, успокоил консерваторов, выпустив "руководящие принципы", согласно которым у геев не остается фактически никакой лазейки для того, чтобы стать студентом семинарии. При этом, как уже говорилось, однозначных указаний на то, как "отсеивать геев", в этом руководстве нет. Сказано лишь о том, что мужчин, ведущих активный гомосексуальный образ жизни, на порог семинарии пускать нельзя, а вот что касается остального - то здесь ректоры должны принимать решения самостоятельно, определяя, кого из "подозрительных кандидатов" стоит принимать в ряды, а кого вышвырнуть вон. Например, некоторые католики считают, что геи могут становиться семинаристами - но исключительно в том случае, если блюдут целибат и не вступают в сексуальные связи. Ватикан с этим не согласился, заявив, что "этого недостаточно, дабы убедиться, что такой человек способен на воздержание от сексуальных практик". При этом Святой Престол позволил каждому епископу или руководителю монашеского ордена принимать собственные решения, варьируемые от жестких до более либеральных интерпретаций.
Стивен Росетти, психолог из Католического Университета, не первый год тестирующий будущих семинаристов, по этому поводу заявил: "Мы пытаемся выяснить наличие двух основных качеств: отсутствие патологий и хорошее психическое здоровье". В процессе выяснения у кандидатов интересуются не только сексуальным опытом, но и подробностями их сексуальных фантазий, мастурбацией, количеством потребляемого алкоголя, отношениями с родителями, а также причинами окончания случавшихся в их жизни романов. Кроме того, все они должны сдать анализ на ВИЧ и пройти специальный письменный тест на предмет выяснения параноидальных склонностей и гендерных дисфункций.
"Принимаете ли вы холодный душ? Занимаетесь ли бегом, и как долго?" - перечисляет психолог доктор Плант стандартные вопросы, которые обычно задаются кандидату для того, чтобы оценить степень его здоровья. При этом специалисты, как детекторы лжи, внимательно отслеживают эмоции собеседника, отражающиеся на его лице, чтобы по наличию, к примеру, легкого нервного тика определить, насколько устойчив ментально потенциальный семинарист.
Церковь рассматривает однополый секс как грех, а "гомосексуальные тенденции" - как психическое заболевание. Однако это не запрещает "целомудренным геям" причащаться. Впрочем, на рукоположение это не распространяется. "Не важно, является ли он холостяком, или нет, - говорит преподобный Тупс из Американской Конференции католических епископов. - Если мужчина идентифицирует себя как гея, он не может быть духовным отцом и священником".
Профессор психологии Марк Джордан из Школы богословия Гарварда не один год посвятил изучению вопроса гомосексуальности в католическом духовенстве. И среди прочего заявляет, что неопределенные "руководящие принципы", поступившие из Ватикана, чреваты слишком жестким отношением к кандидатам, особенно в том случае, если они "все еще не определились с тем, кто они такие". "Но знаете, что самое печальное во всей этой истории? - добавляет он. - То, что во многих случаях все эти инструкции воплощаются в жизнь руководителями семинарий, которые сами являются скрытыми геями".