В учениях Будды обычно выделяют три основополагающих тезиса, исходя из которых буддист оценивает свои поступки:
Исходя из этого, толкователи буддизма обычно относят к недопустимому сексуальному поведению насилие, сексуальные домогательства, совращение несовершеннолетних и неверность супругу. Понятно, что к такого рода "блуду" может быть причастен как гей, так и гетеросексуал.
Одно из главнейших направлений в буддизме, тхеравада ("учение старейшин"), зачастую рассматривает все отношения - "натуральные", "голубые" или "розовые" - с точки зрения согласия между партнерами. По сути, буддистская этика заботится не столько о том, что есть "добро" и "зло", "праведная" жизнь или "грешная", сколько о том, рождено ли действие благими, в понимании буддистов, намерениями, и позволит ли оно верующему приблизиться к заветной цели. Если отношения между двумя людьми содействуют счастью и благополучию обеих сторон, то они - надлежащие и приемлемые. Исходя из буддистской этики, и разнополый, и однополый секс по взаимному согласию приемлем в отношениях между людьми.
Как и тхеравада, дзэн-буддизм не видит разницы между однополым и разнополым сексом и поощряет все те сексуальные отношения, которые основаны на взаимной любви и поддержке партнерами друг друга, даже если такие отношения не ведут к рождению ребенка. Конечная цель дзэн-буддизма - подвести человека к реализации себя как цельной личности, не обремененной косным сознанием. С точки зрения подобного подхода все обыденные различия между людьми стираются. Дзэн-буддизм признает, что мирская жизнь в целом и сексуальность, в частности, нередко препятствует достижению желанной цели. Потому тем, кто хочет все свое время посвятить движению к нирване, дзэн-буддизм рекомендует вести монашеский образ жизни, но в то же время признает, что для большинства людей решение оставить мирскую жизнь будет попросту нелепым. "Мирским" буддистам достаточно соблюдать вышеупомянутые стержневые правила, а в личной жизни вести себя таким образом, чтобы любое половое сношение происходило по взаимному согласию, не причиняло вреда кому бы то ни было и не нарушало уже сложившиеся отношения. Как и в тхераваде, подобным предписаниям могут следовать люди любого пола и сексуальной ориентации.
Буддистские тексты содержат множество свидетельств нежных и глубоких отношений друг к другу представителей одного пола. Один из наиболее популярных буддистских текстов включает массу примечательных историй из жизни Будды в его промежуточных воплощениях. В этих рассказах бодхисаттва (будущий Будда) часто действует в паре с близким ему соратником-мужчиной, причем авторы текстов неизменно превозносят любовь и преданность в отношениях между этими героями. И хотя в буддистских описаниях такие отношения всегда лишены сексуальной окраски, некоторые исследователи видят в подобных текстах гомоэротическую подоплеку. Формальных высказываний о том, как надлежит относиться к людям, склонным к однополой любви, в учениях Будды вы не найдете, как не найдете в них и оправданий для гонений на гомосексуалов. Можно заключить, что раз уж основоположники буддизма не сочли гомосексуальность темой, достаточно важной для того, чтобы упомянуть о ней в священных текстах, то влечение к людям своего пола не могло и не может служить помехой нравственному и духовному совершенствованию буддиста.
Еще одна особенность буддизма, любопытная для геев и лесбиянок, состоит в том, что в этом религиозном учении воспроизводство себе подобных не является сверхценностью. К вступлению в брак и воспитанию детей буддизм относится как к полезному занятию, но не обязывает участвовать в нем всех поголовно. С другой стороны, многие буддистские школы требуют от тех, кто хочет достичь более высокого уровня развития, сексуального воздержания. Обращенные монахи и монашки дают обет строгого целомудрия, и даже обычные буддисты, если они достаточно набожны, обязуются не вступать в половые сношения при определенных условиях, с тем, чтобы не препятствовать своему духовному развитию. С религиозной точки зрения все это означает, что буддизм отнюдь не клеймит тех, кто решает обойтись без семьи и детей. Хотя, разумеется, этот факт не избавляет геев и лесбиянок, исповедующих буддизм, от общественного и культурного давления.
СОДЕРЖАНИЕ