На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Для азербайджанских геев страшнее всего - семья
Однажды утром в середине августа девятнадцатилетний азербайджанец проснулся от резкого запаха льющегося на него бензина. Еще не пробудившийся окончательно юноша увидел, как стоящая над ним мать поджигает кусок бумаги. И тогда он отчетливо осознал ее намерения: мать собиралась сжечь собственного сына за его гомосексуальность.
Эта история, рассказанная недавно молодым человеком, назвавшимся именем Малик и не пожелавшим раскрывать своего настоящего имени, являет собой одну из составляющих тревожной картины третирования представителей ЛГБТ в богатой нефтью прикаспийской республике. Власти, судя по всему, не заинтересованы в попытках хоть как-то решить проблему - и это при том, что на данном этапе страна председательствует в Комитете министров главного правозащитного органа континента, Совета Европы.
Когда летом президент Азербайджана Ильхам Алиев выступал на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, депутатка из Норвегии Лизе Кристофферсон интересовалась, как обстоят в стране дела с соблюдением прав ЛГБТ. А делегат от Польши, открытый гей Роберт Бедронь - тот самый, который недавно стал мэром города Слупска - интересовался вопросами гендерного равноправия. На это Алиев отвечал, что правительство обеспечивает права всем группам населения, а гендерное равенство гарантируется соответствующим законом. Однако председательствующая на собрании Анн Брасер заметила, что в делегации, приехавшей вместе с Алиевым из Азербайджана, нет ни одной женщины. Президент парировал: женщины есть в числе депутатов от страны в ПАСЕ. Интересовала делегатов и судьба политических заключенных в Азербайджане (по данным Майкла Макнамары из Ирландии, таких 39 человек). Алиев информацию о политзаключенных назвал ложью, а ее появление - результатом предвзятого отношения к стране.
В отличие от многих мусульманских государств, законодательство Азербайджана не содержит статьи, предусматривающей наказание за гомосексуальность, бисексуальность или трансгендерность. Однако уровень неодобрения, существующий в обществе, очень высок, и это, по словам некоторых, ложится на плечи ЛГБТ тяжким бременем.
Как явствует из рассказа Малика, в его случае сжечь собственного сына родительнице помешала сестра молодого человека. Правда, мать, по словам Малика, успела расцарапать ему лицо до крови. До сих пор не оправившийся от шока и боли, сейчас он живет у друга. Мать, как говорит Малик, о его гомосексуальности всегда знала, но "никогда не признавала этого вслух".
"Когда ей стало известно о том, что я принял участие в работе ЛГБТ-семинара в Баку, публичного мероприятия, она осознала, что тот факт, что я являюсь гомосексуалом, отрицать больше невозможно, - говорит Малик. - И это было для нее невыносимо".
В Азербайджане с его культурой, ориентированной на "традиционные семейные ценности", неодобрение со стороны родственников зачастую ощущается больнее всего. "Семья - вот чего в первую очередь боятся представители сообщества, - полагает Джавид Атилла Небиев, возглавляющий одну из немногих общественных бакинских организаций, отстаивающих интересы гомосексуалов, "Нефес ЛГБТ". - Это самая первая, маленькая ячейка общества, в которой представители ЛГБТ сталкиваются с проблемами".
55-летний художник Баби Бадалов, не скрывающий своей гомосексуальной ориентации, восемь лет назад уехал из Азербайджана в Великобританию после того, как брат пригрозил его убить. В подобном отношении Бадалов винит 71-летнюю советскую историю страны, в которой никогда не поднимались связанные с ЛГБТ вопросы, а гомосексуальность каралась Уголовным кодексом. "Это было табу, - говорит художник, проживающий ныне во Франции. - Люди даже не знали о существовании нетрадиционной сексуальной ориентации".
И хотя в сегодняшнем Азербайджане существует "свобода знания", советское прошлое продолжает сказываться на нынешних взглядах, добавляет Бадалов. "За исключением отдельных толерантных кругов в столице, Баку, негетеросексуальная ориентация воспринимается как что-то крайне ненормальное и отвратительное".
Вот почему гею ради собственной безопасности приходится постоянно думать о том, как одеться, чтобы не выделяться из толпы, или каким-то иным образом не привлечь к себе внимание, утверждает художник. Многие в Азербайджане полагают, что мужчина с серьгой в ухе или в необычной цветной одежде - это гомосексуал. Решив не обращать внимания на подобные представления, Баби Бадалов продолжал носить серьгу.
С похожими проблемами пришлось столкнуться и 22-летнему азербайджанскому транссексуалу. Родившись женщиной, Лейла (просившая называть себя только по имени) считает себя мужчиной и одевается в мужскую одежду. По утверждению Лейлы, в семье порой прячут ее одежду, держат ее саму под замком и угрожают убить, если она не оденется "как подобает женщине". Несмотря на это, Лейла, недавно окончившая педагогический вуз, все равно одевается как мужчина, когда отправляется на собеседование для претендентов на должность учителя. "От меня ждут, что я приду на собеседование в женском обличье, но вместо этого видят женщину, одетую как мужчина, - рассказывает Лейла. - Я не знаю, что отвечать на вопрос, почему я одеваюсь как мужчина, и мне отказывают в получении места, в основном - из-за моего внешнего вида".
Законодательство Азербайджана не защищает от дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности при приеме на работу, отмечает активист Джавид Атилла Небиев. В результате некоторым представителям ЛГБТ приходится "искать работу в качестве секс-работников", чтобы обеспечить себе средства к существованию.
Эта тема обычно не подлежит публичному обсуждению ни под каким видом, в том числе и имамами. Однако обвинения в гомосексуальности используются против лидеров оппозиции в рамках кампании по их дискредитации.
Правозащитники и СМИ уделяют проблемам ЛГБТ-сообщества сравнительно мало внимания. Связаться с аппаратом уполномоченного по правам человека в Азербайджане для получения комментария по вопросу злоупотреблений в отношении представителей ЛГБТ-сообщества не удалось.
Совершенное 22 января самоубийство 20-летнего Исы Шахмарлы, возглавлявшего ЛГБТ-организацию "Azad", красноречиво продемонстрировало многим, как опасно не замечать происходящего. В своем предсмертном письме на странице в Facebook юноша обвинил в своей смерти общество в целом.
"Он покончил с жизнью, потому что этого хотело от него общество, - говорит его бывший сосед по квартире Камила Джавадзаде. - Он был одинок и пытался доказать, что нет ничего дурного в том, чтобы принадлежать к ЛГБТ. Но убедить свою собственную семью ему не удалось".
32-летняя лесбиянка, отказавшаяся назвать свое имя, все же не стала называть жизнь представителя квир-сообщества в Азербайджане трагедией. Она считает, что, по крайней мере, никто в Азербайджане не призывает применять к гомосексуалам силу публично. "Но все совсем не в порядке", - подчеркивает женщина. Просто она привыкла. Сталкиваясь с враждебностью в течение многих лет, она больше не рассчитывает на проявление толерантности.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".