На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Между лесбийским оргазмом и радикальным исламом
Легализация гомосексуальности, права женщин, откровенные шоу знакомств - с некоторого времени в Ливане нарушаются строгие табу арабского мира. Сексуальная революция в арабских странах началась.
Для арабского мира приговор, который вынес судья Раби Маалуф (Rabih Maaluf), стал тем не менее юридическим и общественным рубежом. Он отверг применение статьи 534 ливанского уголовного законодательства, которая должна защищать общественную мораль, карая "половые акты, противоречащие природе", а именно - гомосексуальность.
Но Маалуф решил, что гарантированная в 183 статье личная свобода важнее, и оправдал шесть транссексуалов, которые сидели под арестом из-за своей сексуальной ориентации. Январский приговор судьи в пользу геев был не единственным в Ливане, но первым, который дает их правам стабильное юридическое основание в регионе, где в некоторых местах гомосексуальность все еще карается смертью.
Ливанское шоу знакомств "Na' ashat" (ливанское сленговое слово, обозначающее "очки!") телеканала LCBI разрушает в то же время другие социальные нормы: мужчины здесь борются за расположение 30 уверенных в себе дам, которые свободно могут выбрать, с кем они пойдут на свидание. Здесь непринужденно подшучивают о сексуальных предпочтениях и внебрачном сексе. Станет ли Бейрут, издавна известный своими бурными вечеринками, теперь острием копья арабской сексуальной революции?
Возможно, женщина все-таки не предмет?
Им нужно все больше критиков. Многочисленные доклады организации Объединенных Наций уже несколько лет назад объявили недостаточную эмансипацию одной из основных причин отсталости арабских стран. По словам египетской феминистки Моны Эльтахави (Mona Eltahawy) отсутствие прав у женщин ведет свое происхождение из "ядовитой смеси культуры и религии". Живущая в Германии турецко-мусульманская писательница Сейран Атес (Seyran Ates) говорит о "фатальных" последствиях сексуального притеснения женщин "для всей культуры". Свободное общество нуждается в "свободном образе жизни".
Свобода, которой постоянно препятствует религиозный истеблишмент. Радикальные проповедники, которые превратились в известных телевизионных звезд в регионе, постоянно издают новые фетвы (религиозные заключения), чтобы сохранить свой гетеросексуальный мир, в котором доминируют мужчины. Некоторые кажутся просто гротескными фигурами. Так, один проповедник запретил женщинам прикасаться к бананам, а имамы обсуждали, что женщины, возможно, все-таки не предметы, а млекопитающие с личными правами.
Общественный климат является строго пуританским. Все, что касается женщин или сексуальности - под запретом. В Алжире распиливают парковые скамейки, чтобы мужчины и женщины не могли сидеть вместе, даже супружеским парам полиция запрещает идти рука об руку. Еще жестче это бьет по гомосексуалам. По данным исследования научно-исследовательского института Pew 80% людей в Ливане негативно относятся к геям, в Египте - 95%. В Саудовской Аравии или в Объединенных Арабских Эмиратах за однополые сексуальные отношения предусмотрена смертная казнь.
В Тунисе много судей женского пола
"Арабская весна" предвещала перемены в этих вопросах. Сегодня в Египте 15% депутатов - женщины. Так много, как никогда. Похожая ситуация в Тунисе, где женщины к тому же составляют одну треть судей и инженеров, а также 40% адвокатов. Во время революций в Египте, Ливии и Йемене женщины с самого начала играли важную роль. Они хотели с их помощью освободиться не только от политического притеснения, но и от мужского шовинизма.
Но консервативный лагерь не хочет этого терпеть. Он пытается остановить или отбросить назад эмансипацию. "Переменам в арабском мире противостоят два крупных препятствия: деспотизм и кровожадный радикальный ислам", - говорит марокканец Рашид Ботайеб (Rashid Boutayeb), автор книги о сексуальном дискурсе в исламе "Оргазм и насилие".
Это относится даже к, собственно говоря, либеральному Ливану. Фривольное телевизионное шоу "Na'ashat" вызвало там протест. После особенно откровенного эпизода, в котором адвокат разделся до трусов, чтобы впечатлить дам, ведущему Фуаду Ямину (Fuad Jamin) в конце января был предъявлен иск из-за "оскорбления общественной морали". Ему грозит штраф и, возможно, запрет передачи.
"Хезболла" жестко выступает против женщин
Министр информации Ливана Мельхем Риахи (Melhem Riachi) обдумывает с тех пор публикацию новых директив против "аморальных" телепередач. "Мы хотим не подавлять СМИ, а сохранить их этику", - уверил он. Новые резкие директивы могли быть реакцией на давление со стороны шиитской "Хезболлы", религиозной партии, которая обладает сильнейшей властью в Ливане благодаря своему одноименному народному ополчению. Телепрограммы как "Na'ashat" "разрушают следующее поколение", - бушевал Хассан Фадлаллах (Hassan Fadlallah), один из ее депутатов.
Вообще возникает впечатление, что в последние месяцы "Хезболла" стремится все жестче продвигать свое консервативное мировоззрение, прежде всего, на юге страны, где ее влияние почти безгранично. Так, в июле 2016 года, муниципалитет южноливанского Джибжита хотел запретить женщинам доступ к интернет-кафе и закрыть все увеселительные заведения на время молитвы.
Недалеко оттуда, в Аль-Кияме, мэр, член "Хезболлы", в том же месяце запретил женщинам участвовать в местном марафоне. 13 дам все-таки побежали в знак протеста. В декабре прошлого года в университете Бейрута почти сорвалось памятное мероприятие, посвященное студентам, которые погибли во время несчастного случая: сторонники "Хезболлы" запретили воспроизведение записи всемирно известной ливанской певицы Файруз (Fairus). В январе этого года шиитские муниципалитеты пытались закрыть все винные магазины в округе Набатия (Nabatia). После массовых протестов они были вынуждены все же отказаться от своих планов.
Центр для геев и лесбийские оргазмы
Итак, даже в Ливане по-прежнему остается неясным, что будет определять общественную жизнь в будущем: новая вседозволенность или старая скромность. С одной стороны, общество мусульманских ученых в Ливане называет исторический приговор судьи Маалуфа "шоком для нашего общества", в результате даже там геи все еще подвергаются дискриминации, арестам, пыткам.
Но в то же время в Бейруте спектакль "Kafas" затрагивает на сцене тему лесбийских оргазмов. Ассоциация психиатров Ливана уже в 2013 году объявила, что гомосексуальность не является болезнью. На протяжении двух лет она требует аннулировать, наконец, статью 534 против "противоестественного секса", которая изначально была введена во времена, когда Ливан был французской подмандатной территорией.
Организация Helem посмела даже открыть в столице Ливана центр для гомосексуалов. "Наконец появилось свободное пространство для обсуждения сексуальных прав", - говорит директор центра Генва Самхат (Genwa Samhat). Живущая в Германии турчанка Атес смотрит на это с осторожным оптимизмом: "Сексуальная революция в арабских странах началась давно. Но пока она разворачивается, прежде всего, в частной жизни".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".