Далеко не все девочки в Индии хорошо питаются. Но в "меню" поведенческих норм здесь все четко: хорошая девочка должна быть тихой, вежливой и послушной. Хорошая девочка должна выйти замуж и стать матерью. А если она посмеет отклониться от этих предписаний, ее поведение будет расценено как акт неповиновения.
Если же она хочет жить с человеком своего пола - и это ее выбор, - неприятностей не избежать. Потому что подобные случаи создают в индийском обществе "сейсмологическую" ситуацию, пугают и озлобляют его. Но, несмотря на это, миллионы индийских лесбиянок восстали против социальных норм и ведут борьбу на многих фронтах: как женщины, которым сложно заявить о себе среди господствующего патриархата, как незамужние женщины, что также накладывает определенный отпечаток, и как гомосексуальніе женщины. Борьба продолжается везде - в глухих индийских деревнях, в городах и мегаполисах. Для тех, кто совершил камин-аут, жизнь превращается в сплошной акробатический номер на трапеции, под которой нет страховочной сетки. Для тех, кто не решился на него, жизнь становится иным кошмаром, сродни клаустрофобии. Именно поэтому многие геи, которые отваживаются выходить на редкие индийские гей-парады, делают это с масками на лице: чтобы их никто не узнал.
Несмотря на то, что местные СМИ достаточно часто затрагивают тему гомосексуальности, в социуме отношение к этому явлению не слишком прогрессировало. Женщинам, которые любят женщин, приходится сложнее. Именно потому, что они - женщины, своего рода "существа второго сорта", как привыкли рассматривать их в отдаленных провинциях. До сих пор в Индии многие женщины предпочитают совершать самоубийства, нежели сталкиваться с перспективой быть изгнанной из дома или отвергнутой семьей.
37-летняя Сапна и ее 36-летняя подруга Нилима тоже задумывались о суициде, приняв решение броситься под поезд. Это было 13 лет назад. Но потом они отважились на другой поступок: девушки тайно сбежали в Дели, когда Сапне было 24, а Нилиме - 23. "Если бы мы остались, наши родители вынудили бы нас выйти замуж, - рассказывает Сапна. - Мы познакомились в колледже и полюбили друг друга, хотя никогда не слышали о гомосексуальности. Мы даже не знали, что такое бывает. Но знали, что мы влюблены. Поначалу это казалось нам странным, но это было так прекрасно! Однако с приближением окончания учебы мы все больше волновались. Мы стояли перед выбором: либо брак с мужчиной, либо смерть - и выбрали второе. Однажды я нашла статью о гомосексуальности в газете, прочла ее - и уронила челюсть. Лишь тогда я поняла, кто мы такие. Нам удалось связаться с гей-организацией, которая упоминалась в этой статье. Они помогли нам, познакомив с лесбиянкой из Дели, которая и устроила нас здесь после побега. Поскольку именно побег был единственным выходом".
В Дели пара начала жизнь сначала. После долгих лет борьбы, взяв деньги у друзей в долг, они купили дом. Сегодня Сапна - консультант в независимой правозащитной организации, ее партнерша работает фотографом.
У этой истории счастливый конец, однако на общем фоне она является исключением, а не правилом. Страх лесбиянок перед камин-аутом сопровождает их всю жизнь, в противном случае они станут жертвами издевательств, а то и насилия. На лесбиянок здесь нападают, их шантажируют, они теряют свои рабочие места, право на жилье и семейную собственность. Но 33-летняя Лесли, активистка ЛГБТ-движения, вопреки приведенному выше мнению, считает, что лесбиянкой в Индии все-таки быть проще. "Если две женщины живут вместе, это не так уж странно, а вот для геев социум значительно опаснее. Их арестовывают. В этом смысле геи куда более уязвимы".
С проблемам сталкивается и большинство трансгендеров, причем, в совсем юном возрасте. Майа, работающая в делийской группе поддержки для лесбиянок, рассказывает историю трансгендерной школьницы, которая не хотела носить юбки. Из школы она ушла очень рано, кроме того, заработала хроническое заболевание мочеиспускательной системы, поскольку... не могла пользоваться школьным туалетом. Скорее всего, многие транссексуалы в Индии не заканчивают образование, поскольку не в состоянии соответствовать гендерным нормам. А то, что при этом они могут быть хорошими учениками, никого не волнует, ведь главное в этом случае - правильно одеваться.
26-летняя Сунил называет себя "человеком странного пола" и вспоминает, как одевалась в мужскую одежду, из-за чего над ней издевались и соученики, и соседи. Позже Сунил не смогла найти работу и в конечном итоге сбежала из своего родного города. "Люди стали говорить, что я занимаюсь проституцией и одеваюсь в одежду противоположного пола для того, чтобы скрыть свою реальную половую принадлежность для особых клиентов. Мой работодатель был слишком любознателен: ему не давало покоя то, что я выгляжу как мужчина, одеваюсь как мужчина, но в моих документах обозначен женский пол. В чем, собственно, проблема? В том, что я не одеваюсь как женщина? Но ведь моя ценность как работника заключается вовсе не в этом!"
53-летняя Саеда - мусульманка, представительница рабочего класса и лесбиянка. Ее партнерша - индианка. И обе они уже бабушки. Сегодня Саеда рассказывает, как фильм о лесбиянках "Огонь" помог ей познать себя и совершить камин-аут перед своим мужем-дальнобойщиком. "Меня выдали замуж в девятилетнем возрасте. Своего первого ребенка я родила в 16. Если бы я тогда могла ясно понимать свои желания - я бы лучше умерла, но замуж не выходила. Когда я была маленькой, мне всегда нравилась компания девочек. Я не испытывала никакой радости от семейной жизни с мужчиной, у меня всегда были подруги. Мой первый лесбийский опыт случился в 20-летнем возрасте, после этого наши отношения с той женщиной продлились 19 лет".
Нынешняя партнерша Саиды - Ран, женщина, которую бросил жестокий, постоянно оскорблявший ее муж. Но Ран была этому только рада, потому что получила свободу и возможность жить так, как подсказывало ей сердце. Прежней подругой Ран также была мусульманка, лесбиянка-буч, которая носила на голове мужскую чалму и отвозила ее детей - мальчика и девочку, - в школу на велосипеде. "Она просто обожала меня. Я и сейчас чувствую порой, что мне ее не хватает", - говорит Ран.
Богатая культура Индии способствовала тому, что женщины здесь ценят настоящую женскую дружбу. Всевозможные ритуалы, песни и фестивали, основанные на традициях из прошлого, - живое тому доказательство. Абдха Бхайа, пионерка индийского гей-движения, утверждает: "В гомосексуальности нет ничего экзотического. Это старо как мир, и это - часть нашего наследия. В одном из храмов Кхаджурахо в древности жрицы поклонялись "йони" - женским гениталиям. Индийское божество Ардханаришвар - Шива в образе андрогина, у которого правая половина туловища своя, а левая - как у богини Парвати. Это вообще один из самых сильных ударов по гендерным установкам".
Для того, чтобы помочь гомосексуальным женщинам из сельской местности, ЛГБТ-группы, существующие в городах, разрабатывают специальные программы. Вот история одной из лесбийских пар, которые организовали группу "Сапфо". Аша занимается наукой и сотрудничает с правительственными организациями, Мальти - работница социального сектора. Женщины прожили вместе 16 лет, купили дом и взяли на воспитание девочку. Казалось бы, все хорошо, за исключением одного: никто не знает о том, что они - лесбиянки. А если это случится, они потеряют работу. Как и многие другие, Аша и Мальти становились жертвами шантажа и угроз и пережили в связи с этим не самые лучшие времена.
Совсем недавно Верховный суд Дели принял историческое решение, исключив гомосексуальность из числа уголовных преступлений. Судьями была пересмотрена печально известная здесь 377 статья Уголовного кодекса, которая трактовала добровольные однополые отношения между взрослыми людьми как криминал. Суд постановил, что это является нарушением фундаментальных прав человека, а любой вид дискриминации - антитеза равных для всех прав. Возможно, это поспособствует тому, что и здесь постепенно начнут понимать: гомосексуальность является таким же естественным влечением, как и гетеросексуальность. В отличие от гомофобии, которая есть ни что иное как ненависть и естественной быть не может.