а) Уголовное законодательство
Уголовный кодекс не содержит никаких положений, направленных против гомосексуалистов или лесбиянок. Возраст согласия для гетеросексуальных и гомосексуальных половых актов установлен равным 14 годам.
б) Запрет дискриминации
Конституция не запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Уголовный кодекс не содержит законов, которые защищали бы геев и лесбиянок как группу, и упоминает в этом контексте другие признаки, такие как пол, раса и религия. Воспользовавшись начавшейся дискуссией на тему пересмотра конституции, итальянское геевское и лесбийское движение разворачивает сейчас кампанию за включение в нее упоминания "сексуальной ориентации". Левые политические партии - традиционные союзники геевского и лесбиевского движения - на этот раз не горят желанием изменять конституцию и пытаются отвлечь внимание с конституции на антидискриминационные статьи уголовного кодекса.
Меняется представление о клевете. Выносится много приговоров в пользу оклеветанных гомосексуалов, а недавно один из судей заявил, что гомосексуальность как категория не может повредить репутации. С точки зрения современного общества, поддерживающего равноправие, объявление гетеросексуала "гомосексуалистом" не является клеветой, а всего лишь ложью.
Все геи и лесбиянки, которые были уволены с работы по причине их сексуальной ориентации, выиграли свои дела, поскольку личная жизнь, не противоречащая закону, не может служить основанием для увольнения. Гомофобные фирмы продолжают увольнять гомосексуалов, однако ссылаются при этом на какие-то другие причины.
в) Законы о семье и партнерстве
Закон не признает однополые пары. Многие депутаты представляли на рассмотрение парламента свои предложения. Первое из них было внесено в декабре 1993 года депутатами Чиони (ПДС), Тарадаш (Радикальная партия) и Вендола (Rifondazione Comunista). Вторым, представленным во время десятого и одиннадцатого созывов, был законопроект "Положение о гражданских союзах" (Вендола, Чиони, Манчони (Партия зеленых)). Этот законопроект поддержали главным образом представители левых и прогрессивных партий, а также депутаты Скопеллити (Forza Italia) и Витторио Сгарби (независимые). Во время тринадцатого созыва предложения по введению "гражданского союза" были представлены тремя документами: двумя в Палате депутатов (Вендола и Глория Буффо, ПДС) и одним в Сенате (Манчони).
Все перечисленные документы предлагают введение официальной регистрации домашнего партнерства. Зарегистрированные пары (как гомо, так и гетеросексуальные) получают те же права, что и "традиционные семьи". Уплата алиментов после прекращения такого союза не предусматривается, однако в проекте Буффо и Манчони есть некоторые предложения, позволяю щие защитить более слабого экономически партнера. Проект Буффо разрешает усыновление детей. По проекту Вендолы гражданский союз не может быть препятствием для усыновления (впрочем, сейчас неженатым людям детей усыновлять запрещается). Проект Манчони вообще не касается вопросов усыновления.
Ни один из этих проектов не обсуждался в парламенте и вряд ли будет обсуждаться в ближайшем будущем.
Местные власти в некоторых городах пытались ввести свои варианты гражданского союза (главным образом, символические), но Комитет регионального надзора неизменно отвергал все попытки такого рода, заявляя, что они противоречат национальным законам, в которых нет понятия гражданс кого союза. В последнее время некоторые города (в том числе Пиза и Болонья) официально стали регистрировать совместно живущие пары. Возражений не последовало, так как сожители, даже зарегистрированные, не считаются "гражданским союзом".
По итальянским законам усыновлять детей могут только те, кто состоит в официальном браке, так что однополые пары и неженатые люди автомати чески исключаются. Право опеки над ребенком может быть предоставлено неженатому человеку по решению суда. Зарегистрированы случаи, когда суды предоставляли права опеки, несмотря на гомосексуальность претендента.
В настоящее время нет единого закона, регулирующего вопросы искусственного оплодотворения. В 1994 году Союз профессиональных врачей установил внутренние правила, закрывающие лесбиянкам и незамужним женщинам доступ к этим услугам. Немалое количество законопроектов об искусственном оплодотворении представлено на рассмотрение парламента. Проекты были изучены парламентской комиссией, предложившей разрешить медицинское оплодотворение только для замужних женщин и женщин, живущих в стабильных гетеросексуальных отношениях. Это предложение было поддержано лидерами всех политических партий кроме Rifondarione Comunista. Лесбийское и феминистское движения протестовали против принятия такого закона, но газеты предпочли этого не заметить.
Итальянское законодательство не содержит никаких положений об однополых партнерах и вопросов их жилья, социальной помощи, пенсий, налогообложения.
Некоторые местные власти и регионы (Тоскана, Эмилия-Романья) издали собственные подзаконные акты в пределах их ограниченной компетен ции, в которых понятие "семья" трактуется шире, чем обычно. Муниципалитет Вероны, наоборот, поддержал предложение за отмену резолюции Европейского парламента (1994 г.)1 о предоставлении геям/лесбиянкам равных прав с гетеросексуалами. Решение веронских властей вызвало массовое движение в защиту прав геев, которое смогло организовать демонстрацию с числом участников около 5000 человек.
г) Предоставление убежища
Итальянское законодательство не считает преследование за сексуальную ориентацию основанием для предоставления убежища. Первая попытка получить убежище на таком основании была предпринята в 1994 году во Флоренции при поддержки местной геевско-лесбийской ассоциации "Arcigay Arcilesbica Firenze". В соответствующие органы обратился гражданин Туниса, который в конце концов из-за проблем со здоровьем вынужден был возвратиться назад в Тунис и не смог продолжать дальнейшие попытки. Таким образом, на первую попытку власти ответили отказом.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Довольно сложно говорить об Италии в целом, поскольку между различными областями, большими и маленькими городами, сельской местностью существуют огромные различия.Положение гомосексуалистов абсолютно различается, скажем, в Эмилии-Романье, Сардинии, Тоскане и Венеции.
Геевская и лесбийская жизнь в городах на севере Италии примерно такая же, как и в других европейских странах. Сельские районы юга больше напоминают средиземноморские страны с отличной от европейской культурой. В общем, можно сказать, что Италия - страна, сотканная из быта множества мелких городов, в которой явственно чувствуется сильное влияние католической культуры, традиционной семьи и традиционной модели мужественности и женственности.
Из эссе Джованни Даль'Орто:
Сегодня итальянскую геевскую жизнь определяют два главных фактора: в ней существуют две главные парадигмы гомосексуальной культуры - одна, подобная той, что существует в Центральной и Северной Европе, доминирующая на Севере; другая - средиземноморского типа, господствующая на Юге, с моделью социального договора между гомосексуальным сообществом и государством, типичного для романских католических стран.
Первый фактор означает, что образ жизни итальянских гомосексуалов неоднороден. На севере иностранный наблюдатель, даже отметивший разницу между гей-культурами Италии и своей собственной страны, не сможет не заметить многочисленные связи с геевской жизнью Северной Европы. Южная Италия, особенно в сельских районах, живет по совершенно другой модели "средиземноморской гомосексуальности". Колеблющаяся между двумя различными культурами, жизнь итальянских гомосексуалов лишена однородности, она включает в себя абсолютно разные, даже противоречащие друг другу, модели поведения.
Вторым важным элементом жизни итальянских гомосексуалистов является "социальный договор", по которому политическая власть, начиная с XIX века, когда содомия, благодаря реформам Наполеона, перестала быть преступлением, молчаливо признает существование гомосексуального меньшинства. Государство согласилось не вводить специальные анти-гомосексуальные законы, в обмен на отказ гомосексуалов выражать свои взгляды и отстаивать право на свою непохожесть. Эта уступка не означала, что гомосексуальное поведение перестало считаться чем-то позорным. Просто проведение социального контроля в области подавления сексуальности было оставлено римско-католической церкви. Поэтому государственные органы вмешивались только когда не срабатывала неформальная система социального контроля. Так произошло при фашистах, когда многие гомосексуалы были высланы в изгнание на маленькие островки на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Несмотря на такую политику, неизвестно ни одного случая, когда гомосексуалиста за его сексуальную ориентацию отправили бы в концентрационный лагерь или казнили.
Эти противоречащие друг другу факторы объясняют, почему с 1800 по 1950 год Италия была раем для иностранных геев, чудесным местом, где разрешено все, оставаясь одновременно страной в которой гомосексуалы, за редким исключением, не склонны были утверждать свою непохожесть на других или пропагандировать ее посредством литературы и публицистики2.
Целые поколения итальянских гомосексуалов избегали обсуждать жизненно важные вопросы, понимая, что ответом на любую попытку создания "альтернативного образа жизни", конкурирующего с гетеросексуальной семьей, станут репрессии. Взамен они пользовались всеми преимуществами общественной атмосферы, где гомосексуальность официально не существо вала, была запрещена к упоминанию даже в судебных приговорах, замалчи вались любые скандалы, но в которой одновременно власти воздерживались от "охоты на ведьм", а обычные люди не связывали сексуальную ориента цию с какими-то проблемами.
В Италии никогда не было скандала, подобного тому, что связан с именем Оскара Уайльда. Более того, средиземноморская культура гомосексуальности долгое время позволяла молодым гетеросексуальным мужчинам определенную фазу гомосексуального экспериментирования, неявной целью которой была защита девственности незамужних девушек. Итальянские гомосексуалы пользовались этим до самого прихода "сексуальной революции", которая, облегчив добрачные сексуальные связи, постепенно свела на нет подобные эротические уловки.
Остатки этой политики компромиссов до сих существуют в итальянской политике - они проявляются, с одной стороны, в сильной интеграции гомосексуального сообщества с обществом в целом (ни в одном итальянском городе нет гомосексуальных гетто, гетто - это ответ обществу, не оставляющему меньшинству никакого другого места), с другой стороны, - в отсутствии (вплоть до сегодняшнего дня) такого явления, как "крестовые походы" против гомосексуалистов. Другим следствием этой традиции стала слабость итальянского гомосексуального движения по сравнению с англосак сонскими странами и нежелание интеллектуалов открыто признаваться в своих гомосексуальных наклонностях. Нет законов, с которыми надо было бы бороться, нет четко определенных непосредственных целей, так что средний итальянский гей с трудом может уловить необходимость признания, которое в существующих обстоятельствах становится скорее политическим выбором, чем выбором стиля жизни. Этим объясняется высокая политизированность итальянского геевского движения.
(Конец отрывка из эссе).
Образование
В итальянских университетах невозможно найти ничего похожего на "геевские и лесбийские исследования", проводимые в американских универси тетах. Гомосексуальные элементы итальянского искусства, столь исторически очевидные, в школах часто замалчивают, а университеты не ведут специальных исследований на эти темы. Кое-какие лесбийские вопросы и темы затрагиваются на гуманитарных курсах по "женским исследованиям", однако эти эксперименты предназначены для элиты и далеки от широких масс.
Средства массовой информации
Тема гомосексуальности впервые появилась в итальянской прессе в 70-е годы и заметно усилилась после 1984-1985 года с ростом геевского и лесбийского движения. Открытые гомосексуалы, появляющиеся на экранах и в газетах, обычно были участниками геевских и лесбийских политических групп, что объясняется отрицательным отношением тогдашнего общества к геям и лесбиянкам. По мере того, как изменялась общая обстановка, начали появляться и другие люди. В 90-е годы СМИ чаще представляют более"обычных" геев и лесбиянок, обычно не участвующих в движении и нередко создающих сенсационный образ гомосексуальности. Итальянское кино теперь чаще показывает геев и лесбиянок как положительных героев, отражая международные тенденции, зародившиеся в Голливуде.
Насилие
Насилие против геев, происходящее в круизинговых местах, очень распространено, но жертвы обычно предпочитают молчать и не обращаются в полицию, опасаясь публичного скандала. В некоторых районах, где сильны позиции фашизма как культуры и мощной, широко поддерживаемой политической силы (Верона, Рим), члены геевского и лесбийского движения подвергаются нападениям банд хулиганов. Насилие над лесбиянками чаще происходит в их собственных семьях. Рим, в котором процветает проституция, занимает первое место по количеству убитых геев, как правило, людей старшего возраста, скрывающих свою ориентацию. Их убивают мужчины-проститутки.
Армия
Служба в итальянской армии обязательна, но призывники могут быть освобождены от нее по состоянию здоровья или психологическим причинам. "Сексуальное извращение" может считаться уважительной причиной. Раньше под этим понималась любая форма гомосексуальности, но в последнее время военные врачи и психологи признают "сексуальным извращением" только эгодистоническую гомосексуальность. Такая смена понятий нигде письменно не зафиксирована. Армия весьма независима при отборе новобранцев, поэтому ситуация в различных военных округах сильно отличается: в некоторых от военной службы освобождают всех гомосексуалистов, в других гомосексуалисты, не скрывающие своих наклонностей, будут призваны на службу. Пока что вооруженные силы и "Arcigay", самое большое объединение итальянских гомосексуалов, действуют по следующей договоренности: гомосексуальный юноша, считающий, что он не выдержит давление со стороны сослуживцев или эротического напряжения в казарме, предъявляет документ из национальной ассоциации "Arcigay", в котором ее президент подтверждает членство молодого человека в ассоциации (и одновременно его гомосексуальность, поскольку распространено мнение, что только гомосексуалисты могут быть членами политической организации, борющейся за освобождение геев), и дополнительно справку от психолога, в которой указывается, что новобранец испытывает некоторые психологические проблемы.
Некоторые геевские группы сочли такую практику гомофобной и решили бороться против нее. Но правда состоит в том, что очень гомофобна итальянская армия (являющаяся одновременно местом гомосексуального экспериментирования) и открытым геем там быть очень тяжело, как то случается в тюрьме или колледже.
Донорство
Министерство здравоохранения разослало по своим местным отделени ям специальную форму для мужчин и женщин, которые желают сдавать кровь или костный мозг, или завещают использовать свои органы после смерти. С начала 80-х годов людям, которые открыто объявляли себя геями, лесбиянками, бисексуалами и т.д., отказывали в праве быть донорами из боязни СПИДа. Геевские и лесбийские группы множество раз протестовали против этой абсурдной практики, но запрет сохраняется до сих пор. Если гей или лесбиянка не заявит о своей сексуальной ориентации, он может участвовать в донорстве, а предоставленный им донорский материал пройдет все обычные проверки.
Транссексуалы
Итальянский закон признает смену пола путем хирургической операции. Транссексуалы после операции могут сменить свое имя и официальный пол в документах, таких как паспорт и удостоверение личности. Они могут жениться (выходить замуж) и усыновлять детей. Отношение общества к прооперированным транссексуалам (обычно превратившихся из мужчины в женщину) в целом намного дружелюбнее, чем отношение к геям и лесбиянкам. Многие транссексуалы, еще не прошедшие операцию (мужчины), работают проститутками, а многие латиноамериканские (особенно бразильские) транссексуалы-проститутки приезжают на заработки в большие итальянские города, особенно в Рим и Милан. В Италии нет мощного движения транссексуалов, но многие транссексуалы (в том числе бразильские) активно работают в организациях, относящихся к геевско-лесбийскому движению, главным образом римских. Транссексуальное движение ставит одной из главных своих целей официальное признание смены пола без хирургической операции, но эта идея в целом не очень популярна.
Геевское и лесбийское движение
Геевское и лесбийское движение, зародившееся в 1972 году, началось с демонстрации протеста против конгресса сексологов, на котором некоторые специалисты собирались обсуждать гомосексуальность как болезнь. Двумя годами позже появилась первая гей-дискотека ("Табаско" во Флоренции), за которой последовали многие другие клубы, особенно в Северной Италии. В конце 70-х недовольство геев и лесбиянок повседневной жизнью приобрело политическую окраску: геевское движение подпитывалось энергией студенческого движения, лесбийское было важной частью движения феминисток. Развитие своей культуры началось с лесбийских сепаратистских групп и с теоретических построений Марио Миели. В 1982 году в рамках "ARCI" (культурной ассоциации левого направления) выделилась первая геевская группа, ставшая первой группой "ARCIGAY". Она появилась в Палермо, на Сицилии, после шокировавшего общество самоубийства двух парней-геев, жизнь которых стала невыносимой. Тогда гетеросексуальному обществу впервые пришлось ответить на социальную дискриминацию и давление, которому подвергались итальянские геи и лесбиянки.
Захват Кассеро (древние крепостные ворота, исторический памятник муниципалитета Болоньи) стало началом политического движения, в котором проблема подавления геев и лесбиянок вошла составной частью в общеполитический контекст. Примерно в тоже время сепаратистское лесбийское движение заняло бывший Монастырь доброго пастыря в Риме, что побудило к общему анализу ситуации с женской точки зрения.
Примерно в 1984 году энтузиазм, связанный с опытом Кассеро (вместе с вызванными им политическими трудностями) и появление "ARCI" сложились, дав прагматический ответ на сильнейшее социальное и психологичес кое угнетение итальянских геев и лесбиянок.
В 1985 году "ARCIGAY" превратилось в национальное объединение, а множество его центров открылось по всей Италии. Задачей этих центров было дать достойный ответ на многочисленные и разнообразные трудности, неудобства и общий дискомфорт большинства гомосексуальных мужчин и женщин, живущих в маленьких городах, в сельской местности, на островах и во многих других местах. Примерно в это время разразился кризис, связанный со СПИДом.
В конце 80-х некоторые лесбиянки начали посещать центры "ARCIGAY", хотя центры были ориентированы в основном на мужчин. В основном туда приходили лесбиянки из отдаленных районов, в которых лесбийское движение было не в состоянии открыть специальные центры для женщин. Появление по всей стране мест, где лесбиянки могли встречаться друг с другом, и внимание, вновь привлеченное к специфическим лесбийским проблемам, привело к появлению автономных групп, как сепаратистских, так и не-сепара тистских. Типичным примером может служить миланская "Towanda!", в настоящее время вошедшая в "Arcilesbica".
После 1994 года, когда усилились итальянские правые и участились атаки на основные свободы и право на самоопределение, возникла необходи мость выработать общую политическую идею для движения, разветвивше гося на множество направлений, нередко очень узких по своему полю деятельности: центры здоровья, работа с носителями ВИЧ/СПИДа, коммерческие клубы и сауны, журналы типа "Babilonia" и "Adam" (не очень политизированные и совершенно далекие от освободительного движения), страницы в Интернете, замкнутые исключительно на Сеть, группы взаимопомо щи, социологические исследования, проводимые профессионалами, не входящими в движение; участники движения, работающие со средствами массовой информации; защищающие права геев и лесбиянок в профсоюзах; многие геи и лесбиянки, непосредственно сотрудничающие с политически ми партиями, левыми и нет, книги о геевской идентичности, лесбийской идентичности и о гомосексуальном мире.
Последние два или три года возобновление атак правых, особенно на северо-востоке, на право всех людей, особенно женщин, геев и лесбиянок, на собственную идентичность привели к установлению политического согласия, напоминающего о 70-х годах. В некоторых случаях, к примеру во время кампании 1995 года ALZIAMO LA TESTA ("Поднимем головы") в Вероне, геевско-лесбийское движение было ядром движения против фундаменталистского насилия, угрожающего всему миру
Некоторые ветви геевско-лесбийского движения начали сотрудничать с "Centri sociali", оказавшись таким образом там, где ведется политическая и революционная/антагонистическая деятельность, где, несмотря на охлаждение к политике, произошедшее в 80-х годах, продолжает жить движение семидесятых.
Трудность поиска факторов, которые смогли бы объединить столь пёстрое сообщество, видится как одна из основных причин дробления сегодняшнего итальянского движения геев и лесбиянок.
Елена Бьяджини, Грациэлла Бертоццо, Марко Равайоли
1 Резолюция о равноправии для гомосексуалистов и лесбиянок в ЕС, документ А3-0028/94, см. с. 16 настоящего доклада
2 Один из факторов, который может это объяснить: Италия (за исключением Турции) была единственной европейской страной, легализовавшей гомосексуальные отношения еще в XIX веке (в 1812 году в Королевстве обеих Сицилий; несколько позже в итальянской провинции Неаполь; в 1889 году - на всей остальной территории), введя абсолютно одинаковые юридические положения как для гетеросек суальных, так и для гомосексуальных отношений; и никогда после того не вводившей никаких дискриминационных антигомосексуальных положений (различный возраст согласия, более строгое наказание за проституцию, запрет на сексуальные акты в общественном месте и т.д.), как это произошло во всех других странах, легализовавших гомосексуальность в прошлом веке.