Ода Нобунага (1534-1582) вошел в историю Японии как несгибаемый воин, талантливый стратег, умный и коварный политик. Главной целью его жизни было "объединить всю Японию под единственным мечом" - его собственным. Однако был и другой аспект жизни полководца, которому зачастую уделялось лишь незначительное внимание - отношения Ода Нобунага и его воспитанника Мори Ранмару.
О первых годах жизни Ода Нобунага (Oda Nobunaga - на фото слева) известно немного. Он родился в 1534 года в семье военного правителя даймё (daimyo) провинции Овари (Owari). После смерти отца Нобунага унаследовал его титул.
С раннего детства Ода Нобунага вел жизнь воина. Он проводил дни в военных занятиях, купался в любые холода, почти не спал, был неприхотлив в еде, лишен всякой корысти, а также был общителен и милосерден; однако никогда не оставлял никакого оскорбления без наказания. О личности полководца красноречиво говорят свидетельства европейцев посещавших Японию в середине XVI века. Португальский миссионер Луиш Фройш (Luis Frois) писал о Нобунага: "Он действовал всегда скрытно... Он почти никогда не следовал советам своих подчиненных. Презирал японских императоров и князей, ни во что не ставил ни богов, ни идолов, не верил ни в какие пророчества и суеверия. И хотя сам принадлежал к буддийской секте Нитирэн, тем не менее, считал, что нет ни Бога, ни бессмертия души, ни потусторонней жизни".
Мечтой Ода Нобунага было объединить разрозненную Японию и создать сильное государство. Достичь этого, можно было лишь победив могущественных соперников. За двадцать пять лет интриг, походов и сражений даймё провинции Овари сумел реализовать свои амбиции и стать одним из самых влиятельных людей Японии. В 1582 году низложив сёгуна Нобунага становится верховным владыкой 60 провинций страны. Получив власть, он приказал выгравировать на своей личной печати "Империей правит сила".
Однако для японцев Ода Нобунага известен не только, как суровый воин и выдающийся полководец. Важное место в японской культуре занимают отношения Нобунага со своим воспитанником - Мори Ранмару (Mori Ranmaru).
Мори Ранмару, родился в провинции Мино (на фото справа). Его отец - Мори Йесинари был вассалом клана Ода. Нобунага впервые увидел Ранмару, когда тому исполнилось 6 лет. Красивый и способный мальчик сразу привлек внимание могущественного полководца. Так как отец и братья Ранмару погибли на войне, его мать, собираясь уйти в монастырь, просила Нобунага позаботиться о ее сыне. Так Ранмару стал воспитанником, а впоследствии и возлюбленным (o-kosho) Нобунага.
Следует отметить, что также как рыцари Западной Европы имели "даму сердца", отважные воины средневековой Японии выбирали себе юношей-воспитанников, отношения с которыми были зачастую далеко не платоническими. Причем, однополая любовь между самураями не считались чем-то из ряда вон выходящим - наоборот, ее даже считали одним из важных элементов сюдо - (shudo, яп. - путь юноши) воспитания мальчика. Гомосексуальные отношения считались полезными для мальчиков, самураи полагали, что они: "учат добродетели, честности и восприятию красоты" в то время как любовь к женщинам - "ослабляет воинский дух". Таким образом, взрослый самурай являлся воспитателем взятого под покровительство юноши и нес ответственность за должное образование своего "крестника". Этой практике следовали практически все самураи - от простого вассала до самого сегуна.
Как правило, сюдо начиналось в раннем возрасте, и заканчивалось когда воспитаннику исполнялось восемнадцать-девятнадцать лет. Сюдо являлось важной ступенью к взрослой жизни и успешной карьере.
Блестящая карьера ожидала и Мори Ранмару - в шестнадцать лет он стал адъютантом Ода Нобунага, к тридцати годам вполне мог стать одним из военачальников его армии. Однако этому не суждено было сбыться. 2 июня 1582 года, готовясь к походу в Китай, Ода Нобунага остановился на ночлег в храме Хоннодзи, что в Киото. Узнав об этом, один из его военачальников - Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), испытывавший к Нобунага давнюю неприязнь, привел свой отряд в Киото и неожиданно атаковал резиденцию своего покровителя. В ходе штурма храма Мори Ранмару был тяжело ранен. Получив отпор, воины Акэти Мицухидэ подожгли храм. Осознав безнадежность положения, Нобунага и Ранмару покончили жизнь самоубийством - совершили сэппуку.
Трагический конец Ода Нобунага и Мори Ранмару создал романтический ореол вокруг их отношений. Имя Ранмару стало нарицательным - в Японии оно несет тот же смысл, что и имя Адонис в западной культуре.
Источники: