Мужественные матадоры и бесстрашные серферы, пестрые бабочки и коты всех цветов радуги, кристальное море и горячие латиноамериканские танцы, страстные мачо и нежные юноши с крылышками мотыльков... Удивительные и разнообразные работы Гены Иванова можно найти в двух английских галереях. Информации о художнике, справедливо считающем своей Родиной "всю Россию и СНГ", в нашей стране практически нет.
GAY.RU: В Интернете написано, что Гена Иванов - английский художник.
Гена Иванов: Честно говоря, не знаю, кто ж я на самом деле. Но все-таки язык не поворачивается сказать, что я "английский художник". Я учился в Белоруссии. Там всю сознательную жизнь рисовал. В Британии живу только полтора года. Хотя здесь работаю в галерее и активно выставляюсь. Но пока я скорее "русский художник в Англии".
GAY.RU: В своих работах Вы часто обращаетесь к эстетике мужского тела. Ваши модели - юноши с обложки: идеальная атлетическая фигура, роковой взгляд. Что для вас Красота?
Г.И.: Говоря об эстетике мужского тела, хочется сказать одно - а чем оно хуже женского? Давайте вспомним античность - Рим, Греция... да и другие культуры. Когда человек хочет увидеть в этом порнографию, он ее увидит. Меня всегда вдохновляло прекрасное мужское тело, впрочем, и женское. Но я не мог позволить себе много писать и работать над этим в Беларуси. С одной стороны - был комплекс "А что скажут окружающие?" (у меня, к сожалению, выработался этот комплекс из-за постоянной и массированной критики наших "мэтров"). А с другой стороны - мне очень хотелось работать над этим, но город жужжал, как улей - начинались сплетни. Приходилось постоянно держать себя в руках. Теперь я понимаю, что неправильно художнику себя в чем-то сдерживать, подстраиваться под общественное мнение, всем угождать.
Если я пытался писать ню, то сразу все находили массу ошибок, что отбивало охоту работать с фигурой. А в Англии я спокойно совершенствуюсь, работаю с натурой дома, приглашаю моделей-ребят, хожу на специальные занятия по рисунку натуры и набиваю руку. Я стремлюсь показать сексуальность и красоту мужского тела. Мужчина тоже может быть романтичен и трогателен, восхитителен в своей наготе и чувственен в своей чистоте. Большинство таких работ покупают не геи, а состоятельные дамы. Предпочитаю рисовать не сладеньких тоненьких мальчиков, а настоящих мачо с огромной сексуальной энергией и знойным восторженным взглядом. Хотя и "тоненькие" мальчики тоже есть - все зависит от его характера. Конечно, в желании писать мужскую натуру много личного.
GAY.RU: Расскажите о Вашей "художественной биографии".
Г.И.: Я родился во Владимире. Мой папа - военный. Моя Родина - вся Россия и бывший Советский Союз. Я хорошо помню детство в военном городке Воздвиженка на Дальнем Востоке и Белоруссию, где жил с десяти лет. Рисовать я начал еще в школе, но в школьные годы увлекался в основном современным танцам.
Служил я в Бресте художником, где полностью отдался рисованию... Уволился одним из первых и сразу ринулся в Смоленский пединститут на отделение художественной графики. Сдал все экзамены, но не добрал одного балла. Пришлось мне с зачеткой, в которой были пятерки и четверки, возвращаться в Белоруссию, в Бобруйск. Я пошел в художественное училище ГПТУ-15 (ныне Бобруйский художественный колледж) на отделение художник-оформитель, витражист. В училище товарищи ко мне относились с напряжением: я сидел только на первой парте и смотрел учителю, в прямом смысле, в рот. Закончил, соответственно, с отличием.
Наши бобруйские художники толкали в Белорусскую художественную академию, но началось смутное и тяжелое время. Это были 90-е - время безумных цен, инфляции и пустых прилавков. Я пошел работать в кооператив и попутно писал картины. Правда, это были банальные пейзажи. Но это помогало мне оттачивать мастерство и искать новые подходы и методы письма.
Убивало, что наш город - вроде и художественный, но уж очень "болотистый" - ничего нового, прогрессивного увидеть не удавалось. А я напорист, всех тормошил. Из-за этого постоянно был погребен под кучей критицизма. Дескать, не могу работать как ОДИН человек, и что я слишком МНОГОЛИК и НЕУЗНАВАЕМ.
Приходилось ездить в Минск, в Польшу, чтобы сделать для себя какие-то новые выводы и найти новые техники. Наверное, я по сей день в поиске. По-другому это и не назвать. По-другому и не хочется работать. Неинтересно быть печатной машиной и переписывать с одной работы в другую одни и те же детали, мотивы и детали ради продажи.
GAY.RU: Ваши работы покупают частные коллекционеры из многих стран мира: Британия, США, Россия, Израиль, Корея... Интерес к определенным сериям вашего творчества (пейзажи, ню, абстракция...) зависит от страны или от личности самого коллекционера?
Г.И.: Не могу сказать, что я замечал сильную разницу в подходе к выбору картин у нас и за рубежом. Но могу сказать с твердой уверенностью - сколько людей, столько вкусов. Это художник может позволить себе "извращаться" с материалами, пробовать новые техники, совершенствовать себя, находить новые образы, а обычный человек или коллекционер чаще склонен идти по тропе своего "вылелеянного" вкуса. А покупатели такие же, как и в России - есть и простые, и претенциозные. Еще один интересный аспект - чем больше моя работа подвергается критике галерейщиков, тем быстрее она продается.
GAY.RU: Художнику приятнее, когда картина висит у частного коллекционера, или когда она доступна публике?
Г.И.: Художнику всегда приятно, когда картина находит своего владельца, вне зависимости от того - публичное это место или подвал за семью замками. Конечно, всегда интересно и забавно наблюдать в ресторанах, где висят полотна, реакцию на мои работы. Это очень смешно слушать из уст "умных" дилетантов.
GAY.RU: Сейчас в искусстве популярна тема веры (например, 1-я Сингапурская биеннале). Расскажите про Вашу победу в 1990 году на бобруйском конкурсе "Духовность".
Г.И.: Это была выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси. Я сделал работу в масле "Возвращение души": одинокая церковь на фоне заката. Она очень понравилась нашему городскому Батюшке, и он мне вручил, в качестве первого приза, шикарную книгу о Троице-Сергеевой Лавре. Батюшка меня благословил и сказал тогда, что талантом я наделен сильным, и Бог будет всегда со мной, а ангел будет водить моей рукой.