В наше время о жизни англичанок начала девятнадцатого века в основном судят по романам Джейн Остен или готическим драмам. Их героини обычно мечтали только о замужестве и отличались исключительной склонностью к обморокам. Английская дворянка Анна Листер не была героиней романа, да и не могла ей стать. В своем дневнике она писала о любви, для которой тогда не было ни места в литературе, ни даже названия. Ей было суждено войти в историю другой, лесбийской культуры. История ее жизни доказывает, что всегда и везде были женщины, любившие женщин, даже если сейчас их наследие кануло в лету.
ЭКСЦЕНТРИЧНАЯ БАРЫШНЯАнна Листер родилась в 1791 году в Англии. Рождение в аристократической семье избавило ее от тяжелой работы по хозяйству и предоставило хорошее образование. Возможностей реализовать себя для женщин практически не было - университеты, политика, практически все профессии были полностью закрыты. У девочек тогда было принято развивать "таланты" в области музыки, живописи или хотя бы рукоделия. При всем этом у них была единственная цель - произвести благоприятное впечатление на будущего мужа. После замужества большинство забрасывали и ноты, и мольберт.
Финансовая независимость для женщины была огромной редкостью. Лишь в исключительных случаях поместье переходило по наследству женщине. И даже тогда, ей полагалось быть "под присмотром" если не родственников, то наемных компаньонок. Простая прогулка в одиночестве могла бесповоротно испортить женщине репутацию. По счастью, когда Анна оказалась среди немногих счастливиц, ее не беспокоило ни мнение соседей, ни позор жизни старой девы.
Эксцентричная барышня Листер жила так, как вздумается. Она всегда знала, что поскольку ее дядя и тетя были бездетны, будущее ее обеспечено, можно было не льстить дальним родственникам и не строить глазки кавалерам. В 1821 году она унаследовала дядино поместье, но вместо того, чтобы искать ему хозяина, стала им сама. Она не нанимала себе дуэний, а на склоне жизни вполне могла сойти за современного "буча" - она коротко стригла волосы, и даже осмеливалась ходить в мужской одежде по деревенской округе. Добрые соседи между собой называли ее не иначе как "джентльмен Джек". Ее образ жизни и манера поведения были типичными для молодых дворян того времени, но никак не для приличных леди.
Все бы забыли об этой сумасбродной Листер, которая предпочитала читать скандальные книги и путешествовать по миру вместо того, чтобы упражняться в вышивании. Но в двадцатом веке ее имя вернула к жизни другая женщина - Хелен Уитбред. Она начала изучать дневники Анны, которые та вела почти всю жизнь.
ЗАКОДИРОВАННЫЕ ДНЕВНИКИЧасть дневников была закодирована - леди Листер сама придумала шифр, используя греческие слова и формулы из алгебры. После перевода дневник оказался сенсацией - Анна Листер описала любовные связи, которые были у нее с несколькими женщинами. Да и сам шифр Анна создала в свое время для тайной переписки с возлюбленной - барышней Элизой Рейн.
В английской глубинке женщины и про сексуальные отношения с мужчинами не должны были знать лишнего до замужества. Поверить, что они могли осознавать свою гомосексуальность, заводить лесбийские романы было трудно. Многие и не верили - слишком уж отличались описания Листер от сюжетов романов. Открытие Уитбред сначала сочли поздней фальшивкой, однако дальнейшая экспертиза подтвердила подлинность дневников.
Сейчас опубликованы два издания дневников Анны Листер под редакцией Уитбред: "Я знаю собственное сердце: дневники Анны Листер" и "Нет священника кроме любви: отрывки из дневников Анны Листер". Сама она вряд ли думала о публикации, когда шифровала дневник. Ее главной целью было разобраться в себе, выразить, хотя бы в дневнике, отношения, для которых у нее не было ни слов, ни примеров.
Даже в культурных исследованиях гомосексуальности предполагалось, что первые женщины, считавшие себя лесбиянками, "появились" только ближе к двадцатому веку. Листер слова "лесбиянка" и правда не знала, но в чем ее отличие от других, понимала всегда. Ее секретный дневник на редкость сексуально откровенный, хотя ей и приходилось создавать для подобных описаний собственный словарь. Например, секс она обозначала как "поцелуи", одновременно отмечая каждый такой случай крестом на полях. В некоторых отрывках она упоминает, что не могла "целоваться" из-за менструации.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ К ЛЕДИСвою сексуальную ориентацию Листер называла "склонностью к леди", и в чувствах своих она всегда была уверена: "Я любила и люблю прекрасный пол, и была любима им в ответ, мое сердце питает отвращение к любой любви кроме этой". Для того чтобы открывать свои чувства женщинам, она прибегала к аналогиям из древнегреческой литературы. Так, одной леди, с которой она флиртовала, она долгое время рассказывала об Ахилле и Патрокле. В конце концов, дама спросила: "А вы тоже Ахилл?" Если на помощь не приходила греческая литература, то могли пригодиться цитаты из Библии, в которых говорилось о гомосексуальности.
Анна Листер пыталась изучать и медицинскую литературу того времени, в которой редко, но все же можно было найти упоминания о лесбиянках. Однако в основном их описывали как средний пол, гермафродитов, приписывали им особую анатомию. Это было не похоже на реальность, известную Листер, и она относилась к подобным трудам с откровенной иронией. Если ученые мужи девятнадцатого века не могли предложить ей нормальных объяснений, то она предпочитала обходиться без них.
СЕРЬЕЗНАЯ ЛЮБОВЬПервой серьезной любовью в жизни Анны была Марианна Лотон. Вместе они пытались создать стабильные отношения, а также экспериментировали с сексуальными практиками. Правда, Марианна стыдилась отношений, и не хотела, чтобы ее видели вместе с "недостаточно женственной" Анной. Многие начинали подозревать неладное в их дружбе, но женщины были готовы противостоять слухам. Однако там, где оказались бессильны косые взгляды, все решили финансы. Еще до того, как Анна смогла получить наследство, Марианна была вынуждена выйти замуж за нелюбимого мужчину. Причины были исключительно экономическими - у Марианны больше не было средств к существованию.
Замужество Марианны была самым страшным событием в жизни Анны. Она напрямик называла такой брак "законной проституцией", хотя не могла отрицать прагматичности данного шага. Анна пыталась отвлечься от несчастной любви, заводя новые романы, но никто смог заменить Марианну.
Через два года их роман возобновился. В честь воссоединения женщины обменялись обручальными кольцами, и даже провели маленькую "брачную церемонию", принеся друг другу клятвы любви.
Отношения с Марианной, ставшей миссис Барлоу, были полны неприятностей. Сначала муж принимал подругу жены дома, но ее визитам пришел конец, когда до супруга дошло, что обе мечтают о его кончине. В 1824 году Анна отправилась в Париж, пытаясь найти лечение от венерического заболевания, которое передалось ей от Марианны. По ее убеждению, болезнь "нагулял" на стороне муж возлюбленной.
В конце концов, муж махнул рукой на отношения жены с Анной и даже не протестовал, когда женщины начали путешествовать вместе. Женщины провели страстный медовый месяц заграницей, но отношения охладились, особенно после того, как Анна познакомилась с более образованными женщинами во Франции.
Анна устала от постоянных проблем в отношениях с Марианной. В 1832 году она начала отношения с другой богатой наследницей - Анной Уолкер. Женщины стали постоянно жить вместе, а также путешествовать по разным странам. На общие средства они перестроили поместье в Галифаксе. В 1840 году, когда обе Анны были в Грузии, у Листер развилась лихорадка, от которой она быстро скончалась. Целых семь месяцев Анна Уолкер везла тело возлюбленной в Англию, где она была похоронена в местной церкви.
Дневники Анны Листер отличаются подробными деталями быта и глубоким анализом собственных эмоций. Они рассказывают о чувствах, перед которыми невозможно устоять, даже если они противоречат всем устоям и современной морали. Не менее ярко она описывает портреты своих современниц - не чувствительных кисейных барышень из романов, а реальных женщин, пытающихся выжить в мире, где для их любви не было места. И главное, эти дневники остаются памятью о женщине, которая иногда скрывала свои чувства, но никогда не стыдилась их. В конце концов? она прожила жизнь, всегда оставаясь собой.